опорно - возвращающие устройства
Устройства связи главной рамы с тележками тепловоза – должны обеспечивать передачу нагрузки от массы кузова на тележки и возвращения их в первоначальное положение при выходе тепловоза из кривых участков пути.
Движение тепловоза на прямых участках сопровождается интенсивным вилянием тележек, вызванным конусностью бандажей и зазорами между их гребнями и головками рельсов. Уменьшение передачи боковых сил от экипажа на рельсы должно обеспечиваться опорно-возвращающими устройствами.
Рис. 4. Резинороликовая опора:
1 – опорная плита; 2 – резинометаллический элемент; 3 – стакан; 4 – регулировочная пластина; 5 – чехол; 6 – роликовая опора.
Угловые и поперечные относительные перемещения кузова и тележек, обеспечиваемые опорно-возвращающими устройствами, могут быть свободными или упругими. Для уменьшения влияния экипажа применяют демпфирование перемещений.
На тепловозах применяются различные конструкции опор и возвращающих устройств:
Ø роликовые опоры – тепловоз 2ТЭ10;
Ø скользящие опоры – тепловоз ТЭМ1, ТЭМ2;
Ø резинороликовые опоры (Рис. 4);
Ø с упругим шкворневым устройством – тепловозы 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116 (Рис. 5);
Ø маятниковые опоры с пружинными возвращающими аппаратами – тепловозы ТЭП60, ТЭП70 №1-7;
Ø пружинные опоры, работающие на вертикальную и горизонтальную нагрузки – тепловозы ТЭП70 №008 и выше (Рис. 6);
Ø опоры на маятниковых подвесках – тепловозы ТЭМ7, ЧМЭ3.
Основные параметры опорно-возвращающих устройств подбирают с расчетом получения необходимой плавности хода при всех скоростях движения тепловоза.
Рис. 5. Упругое шкворневое устройство:
1 – стакан; 2 – пружина; 3 – упор; 4 – ползун; 5 – шкворень; 6 – сменные накладки; 7 – балка.
Рис. 6. Опорно-возвращающее устройство тепловоза ТЭП70:
1 – рама тепловоза; 2 – пружина второй ступени подвешивания; 3 – гаситель колебаний;
4 – пружины первой ступени; 5 – рама тележки; 6 – пружинное устройство; 7 – низкоопущенный шкворень рамы.