Типы тепловозных тележек и их конструкция

Экипаж – служит для установки силового и вспомогательного оборудо-вания, а также для передвижения тепловоза по рельсовому пути. К экипажу тепловоза ЧМЭ3 относятся:

Ø главная рама с кузовом капотного типа;

Ø две трехосные тележки;

Ø автосцепные устройства;

Ø песочная система.

Создаваемые колесными парами тяговые и тормозные усилия через дета-ли экипажа (буксы, рамы тележек, шкворни главной рамы и автосцепные уст-ройства) передаются на сцепленные с локомотивом вагоны.

В зависимости от устройства ходовой части тепловозы делятся на две группы:

1. В первую группу входят тепловозы, у которых ведущие колесные пары размещены непосредственно на раме тепловоза. Такая конструкция применяет-ся только на тепловозах малой мощности, имеющих небольшое количество ве-дущих колесных пар (тепловозы ТГМ1, ТГМ23). Группировка колесных пар в жесткой раме ведет к увеличению базы тепловоза, а это усложняет управление локомотивом на кривых участках пути.

2. Вторую группу составляют тепловозы с тележечной экипажной частью. Наличие тележек улучшает условия движения локомотива на кривых участках и обеспечивает высокие скорости движения. Такая ходовая часть применяется на большинстве магистральных и маневровых тепловозов.

Конструкция тележки определяется:

Ø числом колесных пар;

Ø способом подвешивания тяговых электродвигателей;

Ø системой рессорного подвешивания;

Ø устройствами связи колесных пар с рамой тележки;

Ø устройствами соединения тележки с главной рамой.

В зависимости от числа колесных пар, объединенных в одной раме, те-лежки бывают двух- и трехосными.

Двухосные тележки применяются на тепловозах с гидропередачей (ТГМ3, ТГМ4, ТГ16 и др.) и тепловозах, у которых четырехосные тележки со-стоят из двух двухосных тележек с промежуточной рамой (ТЭМ7).

Трехосные тележки бывают челюстными и бесчелюстными. Челюстные тележки применяются на маневровых и грузовых тепловозах ранних выпусков (2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, М62, ТЭМ1 и др.).

Унифицированные тележки применяются на тепловозах 2ТЭ116, 2ТЭ10М, 2М62, ТЭМ3 и др. Унифицированная трехосная бесчелюстная те-лежка предназначена для всех модификаций тепловозов.

Рис. 1. Общий вид бесчелюстной тележки тепловоза 2ТЭ116:

1 – тормозной цилиндр; 2 – воздухопровод; 3 – демпфер; 4 – букса; 5 – рама; 6 – пружина;
7 – поводок; 8 – рычаг подвески тормозных колодок; 9 – пескоподающая труба; 10 – колесная пара; 11 – электродвигатель; 12 – опора; 13 – масленка; 14 – шкворневое устройство; 15 – кожух тягового редуктора; а, б – кронштейны крепления буксовых поводков; в,ж – концевые балки; г – боковина; д – средние поперечные балки; е – шкворневая балка; з – кронштейн подвески двигателя.

В унифицированной тележке предусматривается:

Ø возможность изменения передаточного числа тягового редуктора с 4,41 (75/17) до 3,04 (70/23) при одном и том же тяговом электродвигателе;

Ø возможность перехода с ширины рельсовой колеи 1520 мм на 1435 мм в соответствии с габаритом 0-2Т ГОСТ 9238-83 (за счет изменения положения дисков колесных центров);

Ø возможность установки тормозного оборудования как отечественной, так и других систем.

Тяговые электродвигатели на тележке имеют опорно-осевое подвешива-ние с рядным расположением (гуськом). Рама тележки связана с колесными па-рами через поводковые бесчелюстные буксы с жесткими осевыми упорами ка-чения одностороннего действия. Такая связь позволяет упруго передавать от колесных пар на раму тележки силы тяги и торможения, поперечные силы (при набегании на рельс), а также обеспечивать симметричность и параллельность осей колесных пар и их относительные вертикальные колебания. Средняя ко-лесная пара имеет возможность свободного поперечного перемещения ±14 мм. Параллельно индивидуальному буксовому рессорному подвешиванию устанав-ливаются фрикционные гасители колебаний.

Рис. 2. Фрикционный гаситель колебаний:

1 – амортизатор; 2 – сухарь; 3 – обойма; 4 – шток; 5 – поршень; 6 – фрикционная накладка;
7 – вкладыш; 8 – корпус гасителя; 9 – защитный кожух; 10 – пружина; 11 – крышка; 12 – гайка; 13 – шплинт; 14 – крышка буксы.

В тележке применяется пневматический индивидуальный двусторонний колодочный тормоз, с тормозным цилиндром диаметром 8ʺ на каждое колесо. Сила тяги от рамы тележки на главную раму передается через шкворневое уст-ройство. Передняя и задняя тележки секции тепловоза по конструкции одинако-вы, за исключением наличия на передней тележке рычажной передачи ручного тормоза, подножек для входа в кабину и привода скоростемера.

1.2. Общая компоновка бесчелюстной тележки тепловоза ЧМЭ3:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: