Цель: закрепление умений работать с различными типами карт, закрепление умения выявлять географические зависимости и закономерности, на основе результатов наблюдений; на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснить ход географических явлений; сформировать умения систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, определять причинно-следственные связи; соотносить свои действия с планируемыми результатами; закрепление понятий по изученным темам.
Оборудование: карты атласа, контурная карта, тетрадь, письменные принадлежности
Ход работы:
1. Определите крупные природные районы России и нанесите на контурную карту России физико-географические границы главных природных районов России.
2. Определите специфические (отличительные) черты (не менее 5) каждого природного района.
3. Сформулировать вывод по теме практической работы.
Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России (по выбору). Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.
|
|
Цель: закрепитьумение различать географические процессы и явления, определение особенности природы России и ее регионов; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны.
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, письменные принадлежности.
Ход работы:
1. Проанализировать тематическую информацию по теме практической работы.
2. Составить характеристику природного региона России (по выбору).
3. Составить прогноз изменения природного региона в результате хозяйственной деятельности человека.
4. Выявить особенности адаптации человека к условиям жизни в рассматриваемом регионе.
5. На контурной карте указать границы выбранного региона и обозначить условными знаками полученную информацию
6. Сформулировать и записать вывод по теме практической работы.
Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Цель: закрепление умений работать с различными типами карт, умение выбирать источники географической информации; на основе результатов наблюдений; на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснить ход географических явлений; сформировать умения систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, определять причинно-следственные связи; соотносить свои действия с планируемыми результатами; закрепить умение оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России.
|
|
Оборудование: учебник, атлас, письменные принадлежности.
Ход работы:
1. Проанализировать тематическую информацию по теме практической работы.
2. Заполнить таблицу на основе полученных материалов.
План | |
Название природного региона | |
Географическое положение региона | |
Геологическая история формирования | |
Особенности рельефа и полезные ископаемые | |
Тип и основные показатели климата | |
Природная зона | |
Характеристика внутренних вод | |
Виды природных ресурсов в регионе, их размещение | |
Хозяйственная деятельность человека | |
Рациональное природопользования | |
Нерациональное природопользования |
В процессе заполнения таблицы идет закрепление отдельных сведений о регионе, изученных в предыдущих классах, изучение нового в форме комплексного восприятия природного региона.
3. Сформулировать и записать вывод по теме практической работы.
Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
Цели работы: умение выбирать источники географической информации; использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений; на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснять географические явления и процессы.
Оборудование: учебник, атлас, тетрадь, письменные принадлежности.
Ход работы:
1. Проанализировать тематическую информацию по теме практической работы.
2. Заполнить таблицу, используя тематическую информацию, свой кругозор и жизненный опыт.
План характеристики | Крым | Забайкалье |
Географическое положение | ||
Тектоника, особенности рельефа, полезные ископаемые | ||
Тип климата, климатическая область, особенности климатических явлений | ||
Природная зона | ||
Почвы | ||
Характерные растения | ||
Характерные животные |
3. Сформулировать и записать вывод по теме практической работы
Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России»
Цель работы: умение выбирать источники географической информации; использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; обобщения и интерпретации географической информации.
Оборудование: карты атласа, другие источники географической информации, контурная карта, письменные принадлежности
Ход работы:
1. По картам атласа определить особо охраняемые территории России, памятники и уникумы природы России.
2. Нанести их на контурную карту, легенду карты составить самостоятельно
3. Сформулировать вывод: какая территория России имеет наибольшее число особо охраняемых территорий, памятников и уникумов природы.
Практическая работа № 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Цель: закрепление умения выбирать источники географической информации; закрепление умения систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, определять причинно-следственные связи; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Оборудование: учебник, атлас, тетрадь, письменные принадлежности.
Ход работы
Экологические проблемы | Следствия проблем | Район распространения | Пути решения |
1. Используя различные источники географических знаний заполнить таблицу.
|
|
2. Как вы думаете, какие мероприятия следует проводить для улучшения экологической обстановки?