Устойчивость и изменчивость личности

Если человек — личность, то даже серьезные жизненные бури не способны изменить в нем чего-то главного, каких-то глубоких жизненных установок и убеждений.

То, что в одних обстоятельствах оборачивается бедой и жизненной драмой, в других становится примером вдох­новляющей стойкости и героизма. И основное здесь — социальная значимость той генеральной цели, во имя которой человек строит свою личность и прокладывает свой жизненный путь. …

В книге А.Н.Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность" есть прекрасные стро­ки о личности — характеристика "этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняю­щего свое постоянство... Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от со­бытий, которые меняют его жизненное положение, нако­нец, независимо от происходящих физических его изме­нений, он как личность остается и в глазах других лю­дей, и для самого себя тем же самым".

Личность и общество. Социальные роли. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций или, как еще гово­рят, социальных pолeй.

Личность, персона, как мы видели, давно уже сошла с театральных подмостков. Не дошла ли очередь до роли? Во всяком случае, в психологии личности и социальной психологии это понятие заняло весьма почетное место. В социальной психологии понятие "роль" оказалось удоб­ным для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.

В этом смысле социальная роль в какой-то мере дей­ствительно напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придержи­ваясь принципа "взялся за гуж, не говори, что не дюж". Эта "заданность" в зависимости от характера деятельно­сти может быть более или менее жесткой, зафиксирован­ной в официальных документах или закрепленной толь­ко обычаем, осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. И окружающие четко контро­лируют точность выполнения программы.

Собственно говоря, роль может быть полноценной толь­ко тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее испол­нять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без ма­тери, племянником без дяди. Это дуэты семейных сцен. Точно так же нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников, вождем без ведомых, актером боа зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроиз­вел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: "Прежде всего я объявил ему, что его имя будет Пятницей, так как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово "господин" и дал понять, что это мое имя…».

Социальная роль — это всегда "я" и все-таки не совсем "я". Вернее, далеко не все "я". Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль может как   помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации.                                   

Известный драматический артист В.К.Папазян жало­вался, что актеру приходится играть и переживать так много чужих жизней, что не остается физических и духовных сил, чтобы "найти себя в жизни". Создать себя? Создать свой собственный образ по собственному сцена­рию — не это ли одна из главных задач самовоспитания? А может быть, единственная. Люди действительно стро­ят собственный образ. В случаях, когда удается, гово­рят: "нашел себя"; когда нет: "строит из себя".

Важно, чтобы в этом "самостроительстве" образ, к которому стремится человек, нес в себе определенное нрав­ственное содержание. Самосовершенствование является не самоцелью, а средством, с помощью которого человек, став лучше, будет более нужен и необходим другим лю­дям и обществу, а значит, и самому себе...

При отсутствии такого нравственного содержания чело­век будет, в лучшем случае, "самовоспитываться" для себя самого (своего рода самолюбование), либо даже в ущерб другим людям и обществу (если в качестве ориен­тира выбран антисоциальный образ). Подлинная пере­стройка личности, ее перевоспитание под воздействием нового общественного положения — длительный и слож­ный процесс. Собственно говоря, именно этот метод ис­пользовали в воспитательной работе А.С.Макаренко и его последователи; например, нарушитель дисциплины ставится в положение ответственного за ее соблюдение.

Преобразующую силу социальных ожиданий человек ощущает не только при непосредственном межличност­ном общении, когда ожидания исходят от конкретных людей, так сказать, персонифицируются. Эти ожидания могут восприниматься как знание того, чего вообще хотят от нас окружающие, не только близкие, но и "дальние", как переживание надежд, которые связываются с нашей деятельностью. Нередко именно стремление "оправдать надежды", "не обмануть ожидания" становится сильным внутренним мотивом, помогающим преодолеть трудно­сти и достигнуть цели. …

Личность и общение.

…В ситуации общения у человека… меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое "я", внутреннее содержание личности воз­никает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми. Уже на самых ранних стадиях жизни это формирование тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, от его места в той группе, которая является микросредой его развития.

На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, но­рой группе. Сначала,… это семья, дальше J идет группа детского сада, потом школьный класс, группа ПТУ, студенческая группа, производственная бригада, наконец... кружок пенсионеров. Это, так сказать, про дольный срез жизненного пути личности. А теперь ""рассмотрим поперечный срез…

Недаром говорят, что жизнь человека — сплошные хождения по... группам. Группы эти, несмотря: на очень существенные различия, о которых мы еще скажем, имеют много общего. Прежде всего, во всех таких небольших объединениях (от двух до тридцати - сорока человек) возможно непосредственное общение между членами, контакт лицом к лицу. По этому при знаку подобные группы именуют малыми или контантными….

Контактная группа - это не арифметическая сумма отдельных личностей, где каждый сам по себе. Такая группа - сложное целостное образование, которое имеет свою внутреннюю структуру. Зависит она прежде всего от деятельности, для осуществления которой объедини­лись люди, от ее целей, задач, способов организации и т.д. …Дружеские компании (подобные группы именуются не­официальными, неорганизованными) возникают как бы сами собой. Во всяком случае, никто специально их не создает, никто не фиксирует их состав, здесь нет кем-то утвержденных правил внутреннего распорядка. В такую группу люди объединяются добровольно на основе общих интересов, склонностей, дружеских симпатий. Здесь нет назначенного руководителя, командира или начальника.

Еще более сложные взаимоотношения связывают лю­дей в официальных, организованных группах, которые специально создаются обществом для выполнения опре­деленной деятельности: учебной, производственной, ис­следовательской и т.д. Основными в таких группах явля­ются деловые отношения, и положение человека здесь связано прежде всего с тем вкладом, который он вносит в общее дело.

В процессе общей деятельности люди вступают между собой и в личные отношения. Нельзя забывать о том, что обе системы отношений (деловых и личных) сосуще­ствуют в одной и той же группе, что это отношения одних и тех же людей, поэтому такие отношения неразрывно связаны между собой, находятся во взаимодействии

Группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами. Можно сказать, что всякий коллектив — это группа, но не всякая группа —коллектив. Чтобы стать коллективом, группа должна иметь ряд качеств, которые приобретаются постепенно…

Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, еще не скажешь, что здесь готовы в любую ми нуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

Развитие коллектива — очень сложный процесс, кото­рый никогда не протекает стихийно, без сознательной целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива. Кстати сказать, приведенные здесь краткие характеристики этапов этого развития могут принести вам практическую пользу.

Мы говорили уже, что для самовоспитания личности необходимо самопознание. Точно так же коллектив движется вперед, осознавая свои сильные и слабые сто­роны, обсуждая перспективы и планы своей деятельнос­ти, взаимоотношения членов коллектива и т.д. В резуль­тате такого коллективного самоанализа ребята, как по­казал опыт, способны объективно установить стадию развития своего класса как коллектива и наметить ори­ентиры на пути от "песчаной россыпи" к "горящему фа­келу".

Следует помнить, что в организованных, официальных группах и коллективах существует как бы двойное распре­деление функций: по штатному расписанию — вертикаль­ное (начальник, заместитель) и горизонтальное, которое возникает стихийно ("душа общества", "остряк-самоучка", "ворчун", "козел отпущения", "индивидуалист — моя хата с краю" и т.д.). Эти никем не установленные роли почти всегда воспроизводятся в любой более или менее посто­янной группе, и те, кому они достаются, пребывают в них до тех пор, пока существует данная группа. Окружа­ющие уже ждут и как бы требуют от них определенного поведения.                                                                   

А если место, отведенное в данной группе, не устраи­вает человека, если оно уже не соответствует его изме­нившимся взглядам и стремлениям? Тогда возникают перед ним классические три дороги. По первой пойдешь — привычную группу потеряешь, зато новое место найдешь. Но второй пойдешь — в своей группе новое положение ««воюешь. По третьей пойдешь — и группу, и положение потеряешь. Впрочем, жизнь дает гораздо больше возмож­ностей, чем сказочный сюжет. Человек одновременно входит в несколько временных и постоянных групп и коллективов, и в каждой ячейке он может иметь не совсем совпадающие положения, а иногда и совсем разные. Установлено, например, что часто чем выше положение подростка в классе, тем оно ниже в дворовой компании, и наоборот... "Козел отпущения" среди сослуживцев на­слаждается трепетом и страхом своих домашних... Нередко человек меняет компании, а иногда и работу имен­но потому, что его не устраивает занимаемое им здесь место: "Я там человеком себя не чувствовал!"

Часто "хождение по группам" связано с поиском своей группы, в которой личность чувствует себя "человеком на своем месте". В социальной психологии такие группы называются референтными. '* Лучше всего, когда та группа, к которой человек реаль­но принадлежит, в которой осуществляется его основная   деятельность, является для него референтной. Но случается, что личность живет и действует в группе, которую своей не считает, тянется к другой, возможно, недоступ­ной. Эта ситуация может быть источником серьезных внутренних конфликтов. Причина? Нередко ею может быть несовпадение жизненных ценностей, направленно­сти данной личности и других членов группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: