При создании системы внеклассной работы было учтено многое, и в первую очередь такие очевидные факты:
- Каждое занятие должно быть шагом, пусть самым маленьким, на пути достижения педагогических целей и ни в коем случае не отвлекать от них.
- Участие детей в работе клуба должно обязательно быть добровольным. Это требовало такой постановки дела, чтобы занятия' были непременно интересными, увлекательными, удовлетворяли запросы и вкусы детей.
В клубных занятиях одновременно должны сочетаться отдых, развлечение, учеба, труд и самые различные виды деятельности […].
Внеклассная работа отличается также богатством различных перспектив: ближних, средних и дальних, прицелом в конкретные цели на различные дистанции.
Характерные черты клубной работы:
― Педагогическую целенаправленность всех действий.
― Композицию средств и методов, слитность их.
― Полную ответственность каждого за доверенное ему дело.
4. Методику действия и движения от самых простых увлечений, от интересов детей к ближним, средним и дальним педагогическим целям силами всего коллектива …
В клубных занятиях, даже с малышами, всегда были уже элементы труда, но преобладала забава. С возрастом доля забавы в занятиях убывала, но отдых, любимый отдых был в труде всегда налицо. Но этот отдых никогда не.был скучным бездельем. Дело вкуса — отдыхать так или иначе. Но вкус можно и надо воспитывать.
Можно привить вкус к безделью, хулиганским выходкам, пьянству и низменным наслаждениям, а можно воспитать любовь к отдыху умному, красивому, развивающему человеческие силы.
Одной из важнейших задач воспитания является задача научить детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно помогал и лучше трудиться, и лучше учиться — словом, по-настоящему жить.
КЛУБ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ. Изначально клуб как форма общественной организации возник в Англии. Клуб в первоначальной трактовке - сообщество людей, обеспечивающих своими взносами организацию спортивных занятий (например, гольф, футбол), совместное времяпрепровождение и т.п. Клуб может иметь собственную материальную базу: территорию, здания, специально оборудованные помещения, инвентарь и т.д.
Отечественные источники по-своему интерпретируют понятия «клуб», «подростково-молодежный клуб», «клуб-ность». Сущность этих понятий можно раскрыть, обратившись к истории развития детских клубов в России.
Для В.И. Даля смысловыми характеристиками клуба были постоянство, общение и досуг: «Клуб... постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений» (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. - С. 323).
В словаре С.И.Ожегова клуб - «общественная организация, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий» (Толковый словарь современного русского языка. /Под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. -21-е изд. - М.: Русский язык, 1984. - С. 279).
Философы определяют клуб как пространство общения, общительности и общественности.
Социологи определяют клуб как некую социальную организацию - учреждение, где участники получают не только дополнительную информацию, но и просто общаются. Клуб - это существенная часть образа жизни личности. Он интегрирует многие аспекты деятельности человека - интересы, потребности, ожидания.
С точки зрения социальной психологии, «...клуб по интересам - это общественная организация, добровольно объединяющая в свободное время людей, межличностные отношения которых опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной групповой деятельности» (Кордонский М., Лансберг В. Технология групп: Заметки из области психологии неформальных групп. - 4-е изд. - Одесса-Туапсе, 1996. - С. 12).
В культурологии рассматривается формирование учреждения культуры клубного типа, «...под которым понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха» (Клуб в XXI веке: Информационно-методические материалы по результатам семинара-лаборатории клубных работников Западного округа г. Москвы. - М., 2002. - С. 8)
Подходы к определению понятия «клуб» в педагогической науке отражают тенденции развития педагогики и социальной педагогики в частности.
В педагогической литературе сущность понятия «клуб» изменяется в зависимости от общих методологических подходов. Так, в «Педагогической энциклопедии» (издание 1965 г.) клуб рассматривался: 1) с культурологических позиций - как «клубное, культурно-просветительное учреждение, организующее досуг трудящихся, способствующий подъему их общего культурного уровня, развитию творческих способностей»; 2) как одна из форм коммунистического воспитания: «клуб школьный - одна из эффективных форм досуга учащихся, способствующих их всестороннему развитию, коммунистическому воспитанию» (Педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 1965)
Уже в 1993 г в «Российской педагогической энциклопедии» понятие «клуб» рассматривается как форма организации общественной самодеятельности, одна из форм общественной организации детей: «Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группу детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечений» (Российская педагогическая энциклопедия. / Под Ред. В.В.Давыдова. - В 2т. - М.: БРЭ, 1993. - Т.1. - С. 446). имеют: достаточная насыщенность и интенсивность коллективной деятельности; целенаправленность деятельности и осознание целей и перспектив детского объединения его членами; сочетание общественной значимости совместной деятельности и ее эмоциональной привлекательности для участников; зависимость общего результата совместной деятельности от участия в ней каждого.
Источники и механизмы развития детского объединения обнаруживаются в противоречиях внутри самого развивающегося объекта: между стремлением личности к самоутверждению, с одной стороны, и к идентификации с коллективом - с другой; между «мы» (наш отряд, наш коллектив) и «они» (другие коллективы: организация в целом, соседние отряды); между наличным потенциалом коллектива и возможностью реализации этого потенциала в актуальной деятельности.
Особое значение для жизнедеятельности и развития коллектива в детском объединении имеет личность взрослого - организатора. «Коллектив, - утверждал В.А.Сухомлин-ский, - это не что-то появляющееся неизвестно откуда. Коллектив - это творение педагога. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение». А.Г.Кирпичник
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.
Детская субкультура - вариант широко распространенного в обществе, объективного социального процесса внутригенерационной трансляции культуры, социального опыта. Основные культурные ценности детской субкультуры передаются, реконструируются из поколения в поколение. Носителем этих ценностей, как правило, является исключительно детское сообщество Детская субкультура:
- способствует интеграции в детское сообщество неформальных правил поведения;
• содействует регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;
• обеспечивает некоторые дополнения формальной организации детей (школьного класса, официальной детской организации);
• устанавливает образцы путем трансляции норм и собственного воспроизводства;
• удовлетворяет потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье (целедостижение);
- обеспечивает социальный контроль самого детского
сообщества над сохранением детства путем использования таких средств, как ожидание, признание, отчуждение, остракизм и других, но не без прямого принуждения.
Субкультура удовлетворяет потребности детей в:
• изоляции от взрослых;
• близости, интимности за пределами семьи;
• самостоятельности;
- отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;
- участии в социальных изменениях.
К элементам детской субкультуры относятся:
• особенности поведения, формы и ритуалы общения подростков, определяемые ценностями (клички и прозвища детей);
социокультурные инварианты: подростковый сленг, детское литературное творчество, фольклор, в т.ч. анекдоты, «черный юмор» и «хеппи-эндовки», сценки, считалки, страшилки, приметы; игры (ролевые, социальные, сексуальные и др.);
- материальные свидетельства детской субкультуры: комнаты подростков; самодельные игрушки, рисунки, поделки; коллекции; граффити на школьных партах, в подъездах; альбомы и дневники; одежда, обувь и аксессуары к ним (например, «фенечки» - плетеные из разноцветных ниток веревочки на руку). С.Н.Щеглова.
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА – 1) наиболее стабильная внешкольная среда жизнедеятельности ребенка, часть его микросреды, активно влияющая на формирование и развитие личности; 2) сфера организации свободного времени детей, подростков и молодёжи, развития их интересов и увлечений.
Основные цели по месту жительства – обеспечение диалектической связи между поведением личности и социальными условиями жизни, стимулирование участия ребенка в жизни села, микрорайона, района, города.
Работа детского общественного объединения по месту жительства осуществляется на уровне индивидуума как составляющая часть общегородской, поселковой программы путем организации сотрудничества и взаимодействия всех социальных институтов микрорайона на основе ресурсного обеспечениядеятельности из бюджетных или привлеченных средств. В.Г. Литвинович
ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА являет собой институциональный механизм, обеспечивающий функционирование детского общественного движения. Открытая социально-педагогическая система – способ воспроизводства национальной культуры, социокультурного качества и стандарта жизни, системы норм и образцов педагогического взаимодействия, отражающий деятельную сторону общественного бытия взрослых и детей.
Деятельность всех детских общественных объединений в открытой социально-педагогической системе строится с учетом места жительства, социально-педагогического и экономического окружения, климатических, географических условий и демографической ситуации, национальной культуры и традиций. Открытая педагогическая система создает предпосылки для формирования общности детей и взрослых на принципах взаимодействия и партнерства, сотрудничества и содружества поколений. В.Г. Литвинович
2.3. Школа и социализация личности ребенка Лойко О.Л.