Об организации досуга в практике А.С. Макаренко

При создании системы внеклассной работы было учтено многое, и в первую очередь такие очевидные факты:

- Каждое занятие должно быть шагом, пусть самым малень­ким, на пути достижения педагогических целей и ни в коем случае не отвлекать от них.

- Участие детей в работе клуба должно обязательно быть добро­вольным. Это требовало такой постановки дела, чтобы занятия' были непременно интересными, увлекательными, удовлетворяли за­просы и вкусы детей.

В клубных занятиях одновременно должны сочетаться отдых, развлечение, учеба, труд и самые различные виды деятельнос­ти […].

Внеклассная работа отличается также богатством различных перспектив: ближ­них, средних и дальних, прицелом в конкретные цели на различные дистанции.

 Характерные черты клубной работы:

― Педагогическую целенаправленность всех действий.

― Композицию средств и методов, слитность их.

― Полную ответственность каждого за доверенное ему дело.

4. Методику действия и движения от самых простых увлечений, от интересов детей к ближним, средним и дальним педагогическим целям силами всего коллектива …

В клубных занятиях, даже с малышами, всегда были уже эле­менты труда, но преобладала забава. С возрастом доля забавы в за­нятиях убывала, но отдых, любимый отдых был в труде всегда налицо. Но этот отдых никогда не.был скучным бездельем. Дело вкуса — отдыхать так или иначе. Но вкус можно и надо воспиты­вать.

Можно привить вкус к безделью, хулиганским выходкам, пьян­ству и низменным наслаждениям, а можно воспитать любовь к от­дыху умному, красивому, развивающему человеческие силы.

Одной из важнейших задач воспитания является задача научить детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно помогал и лучше трудиться, и лучше учиться — словом, по-настоящему жить.

КЛУБ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ. Изначально клуб как форма общественной организации возник в Анг­лии. Клуб в первоначальной трактовке - сообщество лю­дей, обеспечивающих своими взносами организацию спортивных занятий (например, гольф, футбол), совмест­ное времяпрепровождение и т.п. Клуб может иметь собст­венную материальную базу: территорию, здания, специ­ально оборудованные помещения, инвентарь и т.д.

Отечественные источники по-своему интерпретируют понятия «клуб», «подростково-молодежный клуб», «клуб-ность». Сущность этих понятий можно раскрыть, обратив­шись к истории развития детских клубов в России.

Для В.И. Даля смысловыми характеристиками клуба были постоянство, общение и досуг: «Клуб... постоянное общест­во, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений» (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. - С. 323).

В словаре С.И.Ожегова клуб - «общественная организа­ция, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий» (Толковый словарь современ­ного русского языка. /Под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведо­вой. -21-е изд. - М.: Русский язык, 1984. - С. 279).

Философы определяют клуб как пространство общения, общительности и общественности.

Социологи определяют клуб как некую социальную ор­ганизацию - учреждение, где участники получают не только дополнительную информацию, но и просто общаются. Клуб - это существенная часть образа жизни личности. Он инте­грирует многие аспекты деятельности человека - интере­сы, потребности, ожидания.

С точки зрения социальной психологии, «...клуб по инте­ресам - это общественная организация, добровольно объ­единяющая в свободное время людей, межличностные от­ношения которых опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной групповой деятельности» (Кордонский М., Лансберг В. Технология групп: Заметки из области психологии неформальных групп. - 4-е изд. - Одесса-Туапсе, 1996. - С. 12).

В культурологии рассматривается формирование учреждения культуры клубного типа, «...под которым пони­мается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в за­нятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различ­ных областях общественной жизни, культуры, литерату­ры и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха» (Клуб в XXI веке: Информационно-методические материалы по результа­там семинара-лаборатории клубных работников Запад­ного округа г. Москвы. - М., 2002. - С. 8)

Подходы к определению понятия «клуб» в педагогичес­кой науке отражают тенденции развития педагогики и со­циальной педагогики в частности.

В педагогической литературе сущность понятия «клуб» изменяется в зависимости от общих методологических подходов. Так, в «Педагогической энциклопедии» (издание 1965 г.) клуб рассматривался: 1) с культурологических по­зиций - как «клубное, культурно-просветительное учрежде­ние, организующее досуг трудящихся, способствующий подъему их общего культурного уровня, развитию творчес­ких способностей»; 2) как одна из форм коммунистическо­го воспитания: «клуб школьный - одна из эффективных форм досуга учащихся, способствующих их всестороннему развитию, коммунистическому воспитанию» (Педагогиче­ская энциклопедия. - М.: Педагогика, 1965)

Уже в 1993 г в «Российской педагогической энциклопедии» понятие «клуб» рассматривается как форма организации об­щественной самодеятельности, одна из форм общественной организации детей: «Клуб - общественная организация, доб­ровольно объединяющая группу детей в целях общения, свя­занного с различными интересами, а также для отдыха и раз­влечений» (Российская педагогическая энциклопедия. / Под Ред. В.В.Давыдова. - В 2т. - М.: БРЭ, 1993. - Т.1. - С. 446). имеют: достаточная насыщенность и интенсивность кол­лективной деятельности; целенаправленность деятельнос­ти и осознание целей и перспектив детского объединения его членами; сочетание общественной значимости совме­стной деятельности и ее эмоциональной привлекательнос­ти для участников; зависимость общего результата совме­стной деятельности от участия в ней каждого.

Источники и механизмы развития детского объединения обнаруживаются в противоречиях внутри самого развива­ющегося объекта: между стремлением личности к самоут­верждению, с одной стороны, и к идентификации с коллек­тивом - с другой; между «мы» (наш отряд, наш коллектив) и «они» (другие коллективы: организация в целом, соседние отряды); между наличным потенциалом коллектива и воз­можностью реализации этого потенциала в актуальной де­ятельности.

Особое значение для жизнедеятельности и развития кол­лектива в детском объединении имеет личность взрослого - организатора. «Коллектив, - утверждал В.А.Сухомлин-ский, - это не что-то появляющееся неизвестно откуда. Коллектив - это творение педагога. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение». А.Г.Кирпичник

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксиро­ванные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Детская субкультура - вариант широко распространенно­го в обществе, объективного социального процесса внутригенерационной трансляции культуры, социального опы­та. Основные культурные ценности детской субкультуры передаются, реконструируются из поколения в поколение. Носителем этих ценностей, как правило, является исклю­чительно детское сообщество Детская субкультура:

-   способствует интеграции в детское сообщество нефор­мальных правил поведения;

содействует регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;

обеспечивает некоторые дополнения формальной ор­ганизации детей (школьного класса, официальной детской организации);

устанавливает образцы путем трансляции норм и соб­ственного воспроизводства;

удовлетворяет потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязан­ностей ученика, ребенка в семье (целедостижение);

-   обеспечивает социальный контроль самого детского
сообщества над сохранением детства путем использова­ния таких средств, как ожидание, признание, отчуждение, остракизм и других, но не без прямого принуждения.

Субкультура удовлетворяет потребности детей в:

изоляции от взрослых;

близости, интимности за пределами семьи;

самостоятельности;

-   отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;

-   участии в социальных изменениях.

К элементам детской субкультуры относятся:

• особенности поведения, формы и ритуалы общения подростков, определяемые ценностями (клички и прозви­ща детей);

социокультурные инварианты: подростковый сленг, детское литературное творчество, фольклор, в т.ч. анек­доты, «черный юмор» и «хеппи-эндовки», сценки, считал­ки, страшилки, приметы; игры (ролевые, социальные, сексуальные и др.);

- материальные свидетельства детской субкультуры: комнаты подростков; самодельные игрушки, рисунки, по­делки; коллекции; граффити на школьных партах, в подъез­дах; альбомы и дневники; одежда, обувь и аксессуары к ним (например, «фенечки» - плетеные из разноцветных ни­ток веревочки на руку). С.Н.Щеглова.

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА – 1) наиболее стабильная внешкольная среда жизнедеятельности ребенка, часть его микросреды, активно влияющая на формирование и развитие личности; 2) сфера организации свободного времени детей, подростков и молодёжи, развития их интересов и увлечений.

Основные цели по месту жительства – обеспечение диалектической связи между поведением личности и социальными условиями жизни, стимулирование участия ребенка в жизни села, микрорайона, района, города.

Работа детского общественного объединения по месту жительства осуществляется на уровне индивидуума как составляющая часть общегородской, поселковой программы путем организации сотрудничества и взаимодействия всех социальных институтов микрорайона на основе ресурсного обеспечениядеятельности из бюджетных или привлеченных средств. В.Г. Литвинович

ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА являет собой институциональный механизм, обеспечивающий функционирование детского общественного движения. Открытая социально-педагогическая система – способ воспроизводства национальной культуры, социокультурного качества и стандарта жизни, системы норм и образцов педагогического взаимодействия, отражающий деятельную сторону общественного бытия взрослых и детей.

Деятельность всех детских общественных объединений в открытой социально-педагогической системе строится с учетом места жительства, социально-педагогического и экономического окружения, климатических, географических условий и демографической ситуации, национальной культуры и традиций. Открытая педагогическая система создает предпосылки для формирования общности детей и взрослых на принципах взаимодействия и партнерства, сотрудничества и содружества поколений. В.Г. Литвинович

 

2.3. Школа и социализация личности ребенка Лойко О.Л.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: