Целеполагание и задачи системы гуманистического воспитания в школе

 

Целеполагание — это фактор, определяющий и конкретизирующий все элементы воспитательной системы. Разработка концепции гуманистического воспитания потребовала обращения к целеполаганию как особому виду педагогической деятельности, результатом которой является формирование цели.

Каждое общество вырабатывает свою систему требований к личности и соответственно систему взглядов на цели, содержание и технологию воспитания.

В образовательных учреждениях длительное время ставилась цель всестороннего и гармоничного развития личности. Привлека тельность и гуманистическая направленность этой цели не вызы­вает сомнений, но столь же несомненны абстрактность, некон­кретность и в конечном счете утопичность данного тезиса. Даже на уровне общественной системы в целом, на уровне политиче­ской декларации этот тезис, как показала жизнь, оказался нереаль­ным. Отсюда и результаты воспитания: наличие у детей инфантилизма, агрессивности, безответственности, негативного отношения к обучению. Анализ результатов работы школы по успеваемости учащихся свидетельствует о том, что всестороннее развитие как цель воспитания либо неэффективно реализуется, либо не реали­зуется вообще, а только декларируется. И есть основания предпо­лагать, что в практике существует проблемная ситуация, характе­ризующаяся разрывом между идеальной (формулируемой) целью и реальной (функционирующей) целью воспитания. Причем в слу­чае такого разрыва реальная цель воспитания может функциони­ровать как скрытая и неосознаваемая.

В теории организации воспитания различают цели, заданные извне («цели-задания»), цели, порожденные в общении и взаимо­действии в самой системе («цели-ориентации»), и цели собственно организационные, направление на поддержание определенного управленческого порядка («цели-порядка»). Цели, заданные извне воспринятые как долг, становятся целями-ориентирами. А заинтересованность людей в поддержании определенного порядка пре вращает организационные цели в цели-ориентации.

Для гуманистической системы ценностей характерны также приоритет воспитательных целей над целями обучения, произвольный характер информационно-образовательных устремлений педагога от его желания способствовать расцвету индивидуальности учащегося, раскрытию его подлинно человеческой сущности. Из этого следует вывод: цели гуманистической системы не даются, а выращиваются даже в том случае, когда толчок к этому росту был извне.

Гуманистическим системам свойственно ориентироваться более на ценности, нежели на цели.

Система гуманистического воспитания может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям цели занимают подчиненное положение, как и средства по отношению к целям. Короче говоря, система никогда не рассматривает человека, ребенка, личность как воспитательное средство для достижения поставленных целей.

Система гуманистического воспитания рассматривает ценности для человека, а не человека для ценностей. Но главная особенность системы — целостная личность ребенка. Это ее цель, объект результат. Личность входит в структуру субъекта и является показателем эффективности системы. В основе системы лежат общечеловеческие, личностные, гражданские ценности, поэтому она ставит своей целью воспитание человека, личности, гражданина.

Общечеловеческие ценности включают такие важнейшие добродетели, как любовь, сострадание, сочувствие, справедливость и другие, уже накопленные человечеством. Степень развития и реализация этих добродетелей и является функцией системы.

Система гуманистического воспитания требует пересмотреть и цели воспитания. В частности, следует перейти от основной цели, выражаемой в госзаказах, — нужной и полезной государству личности с определенными качествами — к потребностям и возможностям самого человека. В самом широком смысле на современном этапе цель можно определить как воспитание Человека, в более узком смысле — воспитание человека культуры.

Кабуш, В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика: пособие для педагогов / В.Т. Кабуш / ГУО «Акад. последиплом. образования». – 4-е изд. – Мн.: АПО, 2005. – 200 с.

2.2.. Социализация личности ребенка в семье Погодина Ходосок А.Н.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: