Государственные структуры образования большинства стран мира почти полностью институализированы — от детских садов до систем производственного и профессионального обучения. Центральное место в данных системах занимает школа, которая является специфической формой человеческой совместной деятельности, феноменом культуры, одним из ключевых социальных институтов, в миниатюре воспроизводящим облик общества в целом.
Выступая результатом творчества людей, развиваясь и совершенствуясь путем их осознанных целесообразных действий, школа сама активно воздействует на общественную жизнь, ее сферы и структуры и выступает источником и фактором социальных изменений. Она является самостоятельным микрофактором социализации, который влияет на молодое поколение (возраст «школьников» колеблется в зависимости от традиций и концепции государственной системы образования), определенным образом унифицируя их развитие, во многом определяя не только будущие профессиональные возможности молодых людей, но и их личностные характеристики.
|
|
В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В. Мудриком:
психологические и социально-психологические механизмы социализации, такие как:
импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него важных объектов;
экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми;
подражание — следование какому-либо образцу, примеру;
идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой, образцом;
рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье и т.п.
социально - педагогические механизмы социализации, включающие в себя:
традиционный механизм социализации (стихийный), представляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов поведения, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.);
национальный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с институтами общества,| различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями;
стилизованный механизм социализации, действующий в рамках определенной субкультуры;
|
|
межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
Стихийная социализация в школе становится возможной благодаря открытости данного учреждения, что проявляется в постоянном обмене информацией с окружающей средой. Большая часть этой информации, исходящей от социальных институтов, общественных структур, в определенной степени регистрируется и интерпретируется школой, но не может быть ею уничтожена или кардинально изменена.
Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
НА ПУТИ К ТРУДОВОЙ ШКОЛЕ
...Всякая большая реформа начинается с распахивания мозгов,| предварительной работы свободных общественных сил, заинтересованных в ней более или менее глубоко. К сожалению, не всегда общество и общественные деятели руководятся верными идеями, скорее такими, которые им под стать. Такой ложной идеей в деле воспитания я считаю идею подготовки детей к будущему. Вместо нее должна быть поставлена другая задача педагога: «Вернуть детство детям».
Наши ошибки. Вся наша общая педагогика построена на идее подготовки. А между тем передовыми мыслителями-педагогами всегда, кого из них ни возьмите - Коменский, Руссо, Песталоцци, Гербарт, Фребель, Толстой, Эллен Кей, Стэнли Холл, Дьюи - утверждалось нечто другое - осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее. Грозный призрак будущего устраняется, и перед нами развертывается реальная детская жизнь с ее неимоверно богатым содержанием и целесообразностью.
Молодые человеческие существа должны в биологическом отношении пройти весь цикл своего развития. И еще развивающаяся, делающая свои первые шаги экспериментальная педагогика ясно стала на этот путь. Она толкает нас на изучение и наблюдение за детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания.
...Собственно говоря, пожалуй, только американская мысль американская практика школы (Стэнли Холл и Дж. Дьюи) дает наиболее близкий подход к тому типу, который как будто мы намечаем для нашей школьной реформы. Изучение детской психики попытки рационального построения школы на биологических основаниях лучше всего разработаны у Стэнли Холла. Дж. Дьюи в маленькой книжке «школа и общество» дал наиболее яркое и убедительное описание принципов организации трудовой школы. Тем не менее все известные факты, а особенно огромный толчок, который дал все-таки буржуазный Кершенштейнер движению в пользу трудовой школы в Германии, указывают на то, что в этом вопросе существуют, к счастью, большие разногласия и всякий практический подход чрезвычайно труден даже для наших, сравнительно более снабженных людьми и средствами, соседе.
Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. -М., 1964-1965.-Т. 2.-с. 13-43. (Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. пособие для студ. пед. заведений / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В.Лыков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.)