«Школа (от греч. schole)первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.
В настоящее время термин «школа» рассматривается в энциклопедической литературе с разных точек зрения. Во-первых, как выучка, приобретенный человеком опыт. Во-вторых, как направление в науке, литературе, искусстве, технике, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы общества, государства, личности. Применительно к такому ее пониманию один из деятелей Великой Французской революции Ж. Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу народов и государств.
|
|
Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заведение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореализации в конкретной сфере деятельности.
По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образования они бывают начальными, неполными средними (основными), полными средними и высшими.
В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на городские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.
Для того чтобы школа как воспитательная организация успешно решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть присущи следующие качества:
- открытость, непринужденность общения;
- понимание, небезучастное отношение к человеку;
- гласность, равенство в межличностных отношениях;
- ориентация на проблему;
- сослагательность, а не категоричность.
Кроме того, современная общеобразовательная школа как институт воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.
|
|
Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию, формированию особой воспитывающей среды.
В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности большой части населения страны, нарастающего семейного неблагополучия значительно усиливаются социальные функции школы:
а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая —
обеспечивает включение школьника в социальные отношения,
поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смягчение социальной напряженности и конфликтов как в детской
среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего
социального расслоения общества;
б) социально-преобразующая — направлена на подготовку
новых поколений к жизни в демократическом государстве, их
конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;
в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей
на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;
г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована
на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных
потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;
д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и
подростков к культурному наследию человечества.
Таким образом, современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание. Сделать это она сможет, по мнению В. И. Загвязинского, если, во-первых, в ней сложилась воспитательная система, в которой гармонично сочетаются дидактическая и воспитательная подсистемы, управление и самоуправление, налажена связь со всеми другими институтами социализации. Во-вторых, если школа — открытая социально-педагогическая система. В-третьих, если в школе и в микрорайоне создана развивающая среда, обеспечивающая включение ребенка в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение или имитирующие это содержание. В-четвертых, если в реализацию целей социального воспитания включен весь педагогический коллектив, а не только социальный педагог. И, наконец, в-пятых, если развивается ученическое самоуправление, имеются возможности для проявления детской инициативы, свобода выбора формы и вида деятельности».
Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.-2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.