Квалификационная характеристика специалиста

Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности выпускника на основе совокупности фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний включает:

социальное воспитание детей и молодежи;

- решение социально-педагогических задач в области социальной защиты, социально-педагогической помощи и поддеряски детей и молодежи;

- формирование воспитывающей среды и гармонизация взаимоотношений и социальной среды;

- превентивная, диагностическая, консультативная и коррекционнс-развивающая деятельность педагога-психолога;

- преподавание иностранного языка в учреждениях образования;
научно-исследовательская работа;

методическая работа в учреждениях и структурах образования; образовательная деятельность;

- управленческая деятельность в учреждениях и органах образования.

- культура и искусство.

Вьшускники могут был, востребованы: в системе образования, социального обслуживания населения, здравоохранения, ьультуры, правоохранительных органов и других сферах..

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

• дети, молодежь, взрослые;

• сфера взаимоотношений: среда - личность - общество;

• социальные институты - семья, детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, колледжи, интернатные учреждения, детские дома, учреждения для детей с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, детские и молодежные объединения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, отделы социальной зашиты населения, органы управления социальной сферой;

• образовательная деятельность;

• содержание социально-педагогического образования;

• управленческая деятельность в учреждениях и органах образования;

• государственные органы управления культурой; учреждения культуры и искусства различного профиля; образовательные учреждения Министерства культуры; научно-методические центры народного творчества; средства массовой информации; туристско-экскурсионные предприятия; санаторно-курортные учреждения; пенитенциарная система.

 

Виды профессиональной деятельности:

Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

• социально-педагогической;

• психолого-педагогической;

• научно-исследовательской и инновационной;

• организационно-управленческой;

• преподавательской;

• социально-культурной.

Задачи профессиональной деятельности:

Выпускник вуза должен быть компетентен в решении следующих профессиональных задач:

- социально-педагогическая и психологическая диагностика развития и формирования личности, группы, среды;

- социально-педагогические и психологические исследования;

- проектирование и прогнозирование социаи.но-педагогической и психологической деятельности;

- организация и координация социально-педагогической и психологической помощи и поддержки детям, подросткам и их социальному окружению,

- организация, регулирование, коррекция взаимоотношений и взаимодействий и педагогическом процессе и в открытом социуме;

- определение и использование оптимальных форм, методов, средств обучения и воспитания;

- обеспечение современного уровня преподавания иностранного языка;

- обеспечение духовно-творческого потенциала личности, духовной реабилитации личности средствами социокультурной деятельности;

- формирование у детей и молодежи эстетической, морально-этической, пршшппи, политической, экологической, физической культуры, обеспечение педагогичггынп сопровождения различных форм организации свободного времени;

- научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность в области социально- культурной деятельности

Состав компетенций:

Подготовка выпускника должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

1. академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться;

2. социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

3. профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускника:

     Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, создающих теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности и по дополнительным специальностям.

     Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности

Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским,
русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

1)иметь фундаментальную научную, методическую и практическую подготовку;

2)знать основы мировой и отечественной культуры;

3)владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;

4)владеть системным и сравнительным анализом;

5)владеть умениями междисциплинарного подхода при решении проблем;

6)владеть исследовательскими навыками;

7)уметь творчески решать профессиональные задачи;

8)уметь работать самостоятельно;

9)иметь навыки использования технических устройств, компьютерной техники;

иметь навыки самообразования

Требования к. социально-личностным компетенциям:

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

10)обладать качествами гражданственности;

11)быть способным к социальному взаимодействию;

12)владеть навыками здоровьесбережения;

- обладать критическим мышлением и способностью рефлексии в профессиональной деятельности;

- быть способным к сотрудничеству и координации деятельности с другими специалистами.

 

Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в соцняльио-пеяягогической деятельности:

1. организовывать социально-педагогическую деятельность по защите прав и интересов детей в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь;

2. создавать благоприятные условия для успешной социализации личности и формировать благоприятную социально-культурную среду жизнедеятельности;

3. осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области образования;

4. стимулировать социальное развитие личности в процессе социального воспитания;

5. осуществлять социально-педагогическое взаимодействие в процессе социально-педагогической деятельности;

6. осуществлять исследование актуальных проблем социальной педагогики;

7. осуществлять целеполагание в социально-педагогической деятельности;

8. проводить диагностику проблем личности, группы, семьи и социального окружения;

9. осуществлять отбор и внедрение в профессиональную деятельность эффективных социально-педагогических технологий,

10. разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудных и социально опасных жизненных ситуациях;

11. осуществлять социально-педагогическую коррекцию поведения и развития детей группы социального риска;

12. диагностировать причины социальных девиаций и осуществлять их социально-педагогическую профилактику;

13. осуществлять социально-педагогическую реабилитацию и поддержку детей с особенностями развития;

14. разрабатывать комплекс программ и социально-педагогических проектов по решению актуальных социально-педагогических проблем;

15. осуществлять менеджмент социально-педагогической деятельности;

16. осуществлять социально-педагогическую деятельность в учреждениях образования различного типа в соответствии с их спецификой,

17. организовывать деятельность социально-педагогических учреждений, служб, центров;

18. осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и изменением содержания социально-педагогической деятельности;

19. осуществлять преподавательскую деятельность по социально-педагогическим дисциплинам.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями и нсижвлого-педагогичеекой деятельности:

1.уметь принимать профессиональные решения с учетом их личностных, социальных и экологических последствий;

2.осуществлять исследование актуальных проблем в области практичп пои психологии;

3. вести научно-методическую деятельность в области практической психологии;

4.организовывать и проводить клинико-психологаческие и диагностпчп ки(обследования;

- создавать условия для личностной самореализации клиентов;

—осуществлять деятельность по психологическому сопровождению детей и взрослых;

—проводить превентивную деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья клиентов;

— осуществлять коррекционно-развивающую деятельность;

— осуществлять консультативную деятельность;

— осуществлять деятельность по профориентации и профотбору;

— вести преподавательскую деятельность в области психологии;

- организовывать деятельность социально-психологических служб, центров.

 

   Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности:

—осуществлять специально организованный процесс познания, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах, факторах и условиях социального развития личности;

—организовывать изучение процессов социализации и социального воспитания с целью выявления социально-педагогических условий гармонизации взаимодействия личности и социума;

—анализировать результаты научных исследований и использовать их для социально-педагогического преобразования социума, развития методики и технологии социально-педагогической деятельности;

—внедрять в практику социально-педагогической деятельности новые научные результаты исследований.

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

—осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность специалиста;

— контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

—составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;

—взаимодействовать со специалистами смежных специальностей и другими заинтересованными участниками учебно-воспитательного процесса;

—планировать, анализировать и оценивать ход и результаты учебно-воспитательной деятельности;

— готовить доклады, материалы к презентациям и представлять их;

—пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными мультимедийными средствами;

— владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

— обладать способностью к организации коллективной деятельности;

—использовать навыки проектирования, конструирования, организации, осуществления, анализа и оценки собственной профессиональной деятельности.

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в преподавании иностранного языка, воспитании и развитии учащихся средствами данного предмета на учебных занятиях и во внеурочной работе:

—управлять процессом овладения учащимися умениями монологической и диалогической речи на занятии, предупреждая и исправляя смысловые и языковые ошибки;

—обучать чтению оригинальной художественной, научной и общественно-политической литературы, а также текстов обиходно-бытовой тематики с разными целевыми установками: с пониманием основного содержания текста, с полным и точным пониманием содержания текста (с возможным использованием справочной литературы и

(Образовательный стандарт высшего образования Республики Беларусь по специальности «Социальная педагогика» с дополнительными специальностями.. Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2007. – С. 5-9.)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: