Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности выпускника на основе совокупности фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний включает:
социальное воспитание детей и молодежи;
- решение социально-педагогических задач в области социальной защиты, социально-педагогической помощи и поддеряски детей и молодежи;
- формирование воспитывающей среды и гармонизация взаимоотношений и социальной среды;
- превентивная, диагностическая, консультативная и коррекционнс-развивающая деятельность педагога-психолога;
- преподавание иностранного языка в учреждениях образования;
научно-исследовательская работа;
методическая работа в учреждениях и структурах образования; образовательная деятельность;
- управленческая деятельность в учреждениях и органах образования.
- культура и искусство.
Вьшускники могут был, востребованы: в системе образования, социального обслуживания населения, здравоохранения, ьультуры, правоохранительных органов и других сферах..
|
|
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
• дети, молодежь, взрослые;
• сфера взаимоотношений: среда - личность - общество;
• социальные институты - семья, детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, колледжи, интернатные учреждения, детские дома, учреждения для детей с особенностями психофизического развития, внешкольные учреждения, детские и молодежные объединения, социальные приюты, социальные службы помощи, центры реабилитации, отделы социальной зашиты населения, органы управления социальной сферой;
• образовательная деятельность;
• содержание социально-педагогического образования;
• управленческая деятельность в учреждениях и органах образования;
• государственные органы управления культурой; учреждения культуры и искусства различного профиля; образовательные учреждения Министерства культуры; научно-методические центры народного творчества; средства массовой информации; туристско-экскурсионные предприятия; санаторно-курортные учреждения; пенитенциарная система.
Виды профессиональной деятельности:
Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
• социально-педагогической;
• психолого-педагогической;
• научно-исследовательской и инновационной;
• организационно-управленческой;
• преподавательской;
• социально-культурной.
Задачи профессиональной деятельности:
Выпускник вуза должен быть компетентен в решении следующих профессиональных задач:
- социально-педагогическая и психологическая диагностика развития и формирования личности, группы, среды;
|
|
- социально-педагогические и психологические исследования;
- проектирование и прогнозирование социаи.но-педагогической и психологической деятельности;
- организация и координация социально-педагогической и психологической помощи и поддержки детям, подросткам и их социальному окружению,
- организация, регулирование, коррекция взаимоотношений и взаимодействий и педагогическом процессе и в открытом социуме;
- определение и использование оптимальных форм, методов, средств обучения и воспитания;
- обеспечение современного уровня преподавания иностранного языка;
- обеспечение духовно-творческого потенциала личности, духовной реабилитации личности средствами социокультурной деятельности;
- формирование у детей и молодежи эстетической, морально-этической, пршшппи, политической, экологической, физической культуры, обеспечение педагогичггынп сопровождения различных форм организации свободного времени;
- научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность в области социально- культурной деятельности
Состав компетенций:
Подготовка выпускника должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:
1. академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться;
2. социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
3. профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускника:
Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, создающих теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности и по дополнительным специальностям.
Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности
Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским,
русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
1)иметь фундаментальную научную, методическую и практическую подготовку;
2)знать основы мировой и отечественной культуры;
3)владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;
4)владеть системным и сравнительным анализом;
5)владеть умениями междисциплинарного подхода при решении проблем;
6)владеть исследовательскими навыками;
7)уметь творчески решать профессиональные задачи;
8)уметь работать самостоятельно;
9)иметь навыки использования технических устройств, компьютерной техники;
иметь навыки самообразования
Требования к. социально-личностным компетенциям:
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
10)обладать качествами гражданственности;
11)быть способным к социальному взаимодействию;
12)владеть навыками здоровьесбережения;
- обладать критическим мышлением и способностью рефлексии в профессиональной деятельности;
- быть способным к сотрудничеству и координации деятельности с другими специалистами.
Требования к профессиональным компетенциям
|
|
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в соцняльио-пеяягогической деятельности:
1. организовывать социально-педагогическую деятельность по защите прав и интересов детей в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь;
2. создавать благоприятные условия для успешной социализации личности и формировать благоприятную социально-культурную среду жизнедеятельности;
3. осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области образования;
4. стимулировать социальное развитие личности в процессе социального воспитания;
5. осуществлять социально-педагогическое взаимодействие в процессе социально-педагогической деятельности;
6. осуществлять исследование актуальных проблем социальной педагогики;
7. осуществлять целеполагание в социально-педагогической деятельности;
8. проводить диагностику проблем личности, группы, семьи и социального окружения;
9. осуществлять отбор и внедрение в профессиональную деятельность эффективных социально-педагогических технологий,
10. разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудных и социально опасных жизненных ситуациях;
11. осуществлять социально-педагогическую коррекцию поведения и развития детей группы социального риска;
12. диагностировать причины социальных девиаций и осуществлять их социально-педагогическую профилактику;
13. осуществлять социально-педагогическую реабилитацию и поддержку детей с особенностями развития;
14. разрабатывать комплекс программ и социально-педагогических проектов по решению актуальных социально-педагогических проблем;
15. осуществлять менеджмент социально-педагогической деятельности;
16. осуществлять социально-педагогическую деятельность в учреждениях образования различного типа в соответствии с их спецификой,
17. организовывать деятельность социально-педагогических учреждений, служб, центров;
|
|
18. осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и изменением содержания социально-педагогической деятельности;
19. осуществлять преподавательскую деятельность по социально-педагогическим дисциплинам.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями и нсижвлого-педагогичеекой деятельности:
1.уметь принимать профессиональные решения с учетом их личностных, социальных и экологических последствий;
2.осуществлять исследование актуальных проблем в области практичп пои психологии;
3. вести научно-методическую деятельность в области практической психологии;
4.организовывать и проводить клинико-психологаческие и диагностпчп ки(обследования;
- создавать условия для личностной самореализации клиентов;
—осуществлять деятельность по психологическому сопровождению детей и взрослых;
—проводить превентивную деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья клиентов;
— осуществлять коррекционно-развивающую деятельность;
— осуществлять консультативную деятельность;
— осуществлять деятельность по профориентации и профотбору;
— вести преподавательскую деятельность в области психологии;
- организовывать деятельность социально-психологических служб, центров.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности:
—осуществлять специально организованный процесс познания, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах, факторах и условиях социального развития личности;
—организовывать изучение процессов социализации и социального воспитания с целью выявления социально-педагогических условий гармонизации взаимодействия личности и социума;
—анализировать результаты научных исследований и использовать их для социально-педагогического преобразования социума, развития методики и технологии социально-педагогической деятельности;
—внедрять в практику социально-педагогической деятельности новые научные результаты исследований.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:
—осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность специалиста;
— контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
—составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
—взаимодействовать со специалистами смежных специальностей и другими заинтересованными участниками учебно-воспитательного процесса;
—планировать, анализировать и оценивать ход и результаты учебно-воспитательной деятельности;
— готовить доклады, материалы к презентациям и представлять их;
—пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными мультимедийными средствами;
— владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
— обладать способностью к организации коллективной деятельности;
—использовать навыки проектирования, конструирования, организации, осуществления, анализа и оценки собственной профессиональной деятельности.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в преподавании иностранного языка, воспитании и развитии учащихся средствами данного предмета на учебных занятиях и во внеурочной работе:
—управлять процессом овладения учащимися умениями монологической и диалогической речи на занятии, предупреждая и исправляя смысловые и языковые ошибки;
—обучать чтению оригинальной художественной, научной и общественно-политической литературы, а также текстов обиходно-бытовой тематики с разными целевыми установками: с пониманием основного содержания текста, с полным и точным пониманием содержания текста (с возможным использованием справочной литературы и
(Образовательный стандарт высшего образования Республики Беларусь по специальности «Социальная педагогика» с дополнительными специальностями.. Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2007. – С. 5-9.)