Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции.
1. Аналитико-диагностическая функция:
—постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения;
—выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
—установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
—содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
2. Прогностическая функция:
—программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;
—определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
—планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
|
|
3. Организационно-коммуникативная функция:
—способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
—установление деловых и личностных контактов;
—накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
—формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях со взрослыми.
4. Коррекционная функция:
—осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
—усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическая и реабилитационная функция:
—организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквент-ного) поведения детей и подростков;
—влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости:
-организация системы мер социального оздоровления семьи,
своевременное оказание социально-правовой и другой помощи
семьям и детям групп социального риска.
6. Координационно-организационная функция:
· организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;
· влияние на разумную организацию досуга;
· включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
|
|
7. Функция социально-педагогической поддержки и помощи
учащимся:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помо
щи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоут
верждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитная функция:
- использование имеющегося арсенала правовых норм для за
щиты прав и интересов личности;
-содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическая функция:
- забота о душевном равновесии ребенка;
-установление доверительных отношений с ребенком, подро
стком, взрослым;
· оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
· оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
· организация ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническая функция:
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, об
разовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
В этот перечень можно включить еще одну функцию — самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.
(Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М., 2005. — С. 23 — 25.)