Основные функции социального педагога

 

Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции.

1. Аналитико-диагностическая функция:

—постановка «социального диагноза», для чего проводится изу­чение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения;

—выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

—установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;

—содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмо­циональными и интеллектуальными задержками в развитии.

2. Прогностическая функция:

—программирование и прогнозирование на основе анализа со­циально-педагогической ситуации, процесса воспитания и раз­вития личности;

—определение перспектив процесса саморазвития и самовос­питания личности;

—планирование своей социально-педагогической работы на ос­нове серьезного анализа результатов за предыдущий период вре­мени.

3. Организационно-коммуникативная функция:

—способствование включению в процесс социального воспи­тания школьников, в совместный труд и отдых не только работ­ников школы, но и общественности, населения микрорайона;

—установление деловых и личностных контактов;

—накопление информации о позитивном и негативном воз­действии социума на учащихся;

—формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотно­шениях и отношениях со взрослыми.

4. Коррекционная функция:

—осуществление коррекции всех воспитательных влияний, ока­зываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

—усиление позитивных влияний и нейтрализация или пере­ключение негативных влияний социальной среды.

5. Социально-профилактическая и реабилитационная функция:

—организация системы профилактических мер по предупреж­дению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквент-ного) поведения детей и подростков;

—влияние на формирование нравственно-правовой устойчиво­сти:

-организация системы мер социального оздоровления семьи,
своевременное оказание социально-правовой и другой помощи
семьям и детям групп социального риска.

6. Координационно-организационная функция:

· организация социально значимой деятельности детей и под­ростков в открытой микросреде;

· влияние на разумную организацию досуга;

· включение учащихся в различные виды полезной деятельно­сти с учетом психолого-педагогических требований.

7. Функция социально-педагогической поддержки и помощи
учащимся:

-   оказание квалифицированной социально-педагогической помо­
щи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоут­
верждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.

8. Охранно-защитная функция:

- использование имеющегося арсенала правовых норм для за­
щиты прав и интересов личности;

-содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

- взаимодействие с органами социальной защиты.

9. Психотерапевтическая функция:

-   забота о душевном равновесии ребенка;
-установление доверительных отношений с ребенком, подро­
стком, взрослым;

· оказание помощи в разрешении межличностных конфлик­тов, снятии депрессивного состояния;

· оказание содействия в изменении отношения ребенка, под­ростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;

· организация ребенку, взрослому «ситуации успеха».

10. Посредническая функция:

-   осуществление связи в интересах ребенка между семьей, об­
разовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

В этот перечень можно включить еще одну функцию — самообра­зование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.

(Шишковец Т. А. Справочник социаль­ного педагога. — М., 2005. — С. 23 — 25.)

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: