Доход, приходящийся на каждого члена семьи

См. Малоимущие граждане

 

Ж

 

Жилище

Статьей 40 Конституции РФ установлено право каждого на жилище. Понятие "жилище" применимо к месту жительства и к месту пребывания. Место жительства - это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ).

Зарубежная судебная практика иногда относит к жилищу даже самовольные постройки (шалаши, садовые домики), если они служат лицу в качестве "дома".

В российском жилищном законодательстве понятие "жилище" следует воспринимать как "жилое помещение" - объект жилищных прав.

Обратимся к ст. 3 ЖК РФ. Статья повторяет позицию ст. 25 Конституции РФ, применяя употребляемое в Конституции понятие "жилище". Положения ст. 3 ЖК РФ, "дополняющие" позицию Конституции, свидетельствуют о том, что в Кодексе речь идет о "жилом помещении" (уточнение: проживающих в нем "на законных основаниях" означает, что проживающие имеют правоустанавливающие документы (собственника, нанимателя).

Часть 4 ст. 3 ЖК РФ, не допускающая ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, обозначает функциональную направленность жилища - использование для постоянного проживания (объект жилищных прав).

В соответствии со ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него без согласия проживающих внем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другим федеральным законом случаях и на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ). Данные правила не касаются граждан, которые занимают жилое помещение, не имея на то законных оснований (например, самовольное занятие жилья).

Уголовный кодекс РФ (ст. 139) предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища.

 

Жилищное законодательство

Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).

Как следует из положений названной статьи, наибольшую юридическую силу в регламентации жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ. Если нормы жилищного законодательства, содержащиеся в иных актах, не соответствуют положениям ЖК РФ, применяются нормы Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ).

Следует отметить, что жилищное законодательство содержит нормы разных отраслей законодательства, и прежде всего - гражданского (наличие договорных отношений, вопросы права собственности на общее имущество многоквартирного дома, распоряжения этой собственностью, организация и деятельность жилищных кооперативов, ТСЖ и проч.).

Поэтому обратимся к ст. 3 ГК РФ. Согласно этой статье нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, следовательно и в Жилищном кодексе РФ, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Таким образом, если нормы ЖК РФ противоречат нормам ГК РФ, предпочтение должно быть отдано нормам Гражданского кодекса РФ.

Федеральные законы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ принимаются соответствующими органами в пределах их полномочий.

Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ. Кодекс содержит большой "перечень" вопросов, подлежащих решению Правительством РФ. В частности, утверждение типового договора социального найма жилых помещений (ст. 63), установление порядка отнесения помещения к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 159).

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты на основании Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК РФ).

Органы местного самоуправления могут принимать акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом как Российской Федерации, так и ее субъекта отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (см., например, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ). Согласно ЖК РФ органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156).

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в соответствии со ст. 5 ЖК РФ являются составной частью жилищного законодательства.

Такая позиция представляется сомнительной. Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, систему жилищного законодательства образуют:

федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (федеральное жилищное законодательство);

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ).

 




double arrow
Сейчас читают про: