Ограничение жилищных прав

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Только по этим основаниям ЖК РФ допускает ограничение жилищных прав граждан (ст. 1).

Провозглашенное ст. 40 Конституции РФ право граждан на жилище является одним из основных прав. Согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статья 56 Конституции РФ в числе прав и свобод, которые не могут быть ограничены, определяет также право на жилище.

В то же время не исключается возможность ограничения права на неприкосновенность жилища. Статья 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" ограничивает неприкосновенность в таких ситуациях. Статья 56 Конституции РФ не предусматривает неприкосновенность жилища в числе прав, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения.

Не исключается введение законодателем определенных ограничений иных жилищных прав. Так, может быть ограничена свобода выбора жилого помещения для проживания в связи с тем, что жилые помещения расположены, например, в закрытых военных городках, являются помещениями специализированного жилищного фонда, имеющего специальное назначение, особый правовой режим (разд. IV ЖК РФ). Статья 4 Закона РФ от 04.07.91 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает ограничения в приватизации жилья.

Статья 4 ЖК РФ устанавливает, что его положения применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено Кодексом или другим федеральным законом. "Иное" предусматривается ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договору социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений икоммунальных услуг (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ).

Согласно ст. 1194 ГК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

 

Органы управления жилищным (жилищно-строительным) кооперативом

Органами управления жилищным, жилищно-строительным кооперативом являются:

а) общее собрание членов кооператива;

б) конференция, если число участников общего собрания членов кооператива более 50 и это предусмотрено в его уставе;

в) правление кооператива;

г) председатель правления (ст. 115 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 53 ГК РФ жилищный кооператив приобретает свои гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами, учредительными документами. Перечень органов управления, который может создавать жилищный кооператив, является закрытым. Поэтому создание иных органов признается незаконным, в том числе в судебном порядке.

Общее собрание - высший орган управления (ст. 116 ЖК РФ).

Правление руководит текущей деятельностью кооператива, осуществляет полномочия, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания (ст. 118 ЖК РФ).

Правление избирается из числа членов жилищного (жилищно-строительного) кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией). Число членов правления и срок деятельности правления определяются уставом кооператива. Согласно ст. 113 ЖК РФ в уставе кооператива должны содержаться (наряду с иными вопросами) положения о составе и компетенции органов управления кооператива, порядке принятия ими решения.

Порядок деятельности правления, порядок принятия им решений устанавливается уставом кооператива, а также положением, регламентом или иным внутренним документом. Правление подотчетно общему собранию (конференции); осуществляет руководство текущей деятельностью, иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания кооператива (конференции).

Жилищный кодекс РФ определяет ряд вопросов, которые относятся к компетенции правления кооператива.

Согласно ст. 118 ЖК РФ правление избирает из своего состава председателя кооператива. Логично предположить, что вопрос освобождения его от должности также в компетенции правления.

Статья 121 ЖК РФ предусматривает обязанностью правления рассмотрение (в установленный срок) заявления гражданина или юридического лица, желающих стать членом кооператива (решение о приеме в члены кооператива - компетенция общего собрания).

Сдача членом кооператива жилого помещения внаем допускается при согласии правления, что установлено ст. 128 ЖК РФ. Член кооператива должен уведомить правление о вселении временных жильцов (ст. 126 ЖК РФ).

Председатель правления без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; обеспечивает выполнение решений правления (ст. 119 ЖК РФ).

Основываясь на положениях ст. 118 ЖК РФ, определившей функцию правления - руководство текущей деятельностью, целесообразно отнести к полномочиям правления: организацию проведения общих собраний; ведение бухгалтерских документов; организацию работ по содержанию, ремонту дома; рассмотрение заявлений (претензий) членов кооператива и т.п.

См. Общее собрание членов жилищного (жилищно-строительного) кооператива

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: