Нравственные и эстетические проблемы в романе Дж. Голсуорси «Собственник»

Тема искусства в романе «Жан Кристоф».

В 1912 году Ромен Роллан заканчивает роман в 10-ти томах. «Жан-Кристоф» был с самого начала задуман как роман о «новом Бетховене»; в своём герое Роллан воплотил некоторые черты любимого им композитора. Незадолго до выхода первой части «Жан-Кристофа» появилась и взволновала многих читателей небольшая книга Роллана «Жизнь Бетховена». Это была не просто биография. Здесь Роллан в сжатой и оригинальной форме высказывает собственные взгляды на искусство и долг художника. Он разделяет мнение Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

История детства и юности Жан-Кристофа – не просто авторский вымысел: тут претворились реальные факты биографии величайшего из немецких композиторов. И не зря поэтическим фоном действия становится величественный Рейн и его живописные зеленые берега - ведь здесь, на берегу Рейна, Бетховен провёл первые двадцать лет своей жизни. В первых книгах «Жан-Кристофа» соприкосновение с «Жизнью Бетховена» особенно очевидно; в дальнейшем судьба Роллановского героя обособляется от реального первоисточника и развивается по-своему. Но в характере, в душевном облике Жан-Кристофа не в одни лишь юные, но и в зрелые годы многое сближает его с Бетховеном.

Повесть Р. Роллана «Колла Брюньон». Особенности стиля.

«Жизнь это трагедия, когда видишь ее крупным планом,

 и комедия, когда смотришь на нее издали».

(Ч.Чаплин)

Французский сюрреализм. Поэзия Г. Аполлинера.

«Тень – это чернила, которыми пишет солнце».

Сюрреализм (фр. сверхреальность) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Непосредственной предтечей является дадаизма, одним из основателей которого был Тристан Тцара. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес «Груди Тиресия» Гийом Аполлинер. Величайшими представителями сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт; в кинематографе считаются Луи Бунюэль, Жан Кокто; в фотографии Филипп Халсман и Ман Рэй. Идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда и философии Маркиза де Сада. Основное понятие сюрреализма — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты использовали техники коллажа и автоматического письма — процесса письма, которое является результатом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии медитативного транса. Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина.

Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая. Вильгельм и его брат Альберт родились в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом, неизвестно. Детство Аполлинер провёл в Италии, в 1899 переехал с матерью в Париж. В качестве литературного псевдонима выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа. Осенью 1918 Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время его эпидемии.

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы» (Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов.

Поэзия Поль Элюара. «Автоматическое письмо». Поэма свобода.

«В мире нет беспросветных ночей
Вы мне верить должны если я говорю
Если я утверждаю
Что всегда даже в самой кромешной печали
Есть открытое настежь окно озаренное светом».

В 1912 у юного Элюара был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать свою учёбу в Париже и уехать лечиться в Швейцарию. Там в санатории он познакомился с Еленой Дьяконовой, которую называл Гала. Она стала его музой, именно тогда он начал писать стихи. В 1917 году Поль Элюар и Гала поженились, через год у них родилась дочь Сесиль. Поэт участвовал в Первой мировой войне как санитар в госпитале, написал сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар. В 1929 году Поль Элюар встречает Сальвадора Дали. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара».

Основное понятие сюрреализма — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты использовали техники коллажа и автоматического письма — процесса (или результат) письма, которое является результатом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии медитативного транса.

В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией.





Нравственные и эстетические проблемы в романе Дж. Голсуорси «Собственник».

 

«Подлинный наставник писателя — сама жизнь».

 

Форсайтовский цикл включает шесть романов. Первые три объединены в трилогию «Сага о Форсайтах». Сюда входят романы «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921), а также две интерлюдии - «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920). Первоначально роман «Собственник» был задуман как самостоятельное произведение. Мысль о его продолжении появилась у писателя в июле 1918 года.

Центральная тема романов форсайтовского цикла - упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии. Для Голсуорси истинным Форсайтом является не только тот, кто носит эту фамилию, но каждый, кому свойственна собственническая психология и кто живет по законам мира собственников. Форсайты никогда не выражают открыто своих чувств. Но они лю­бят демонстрировать свою сплоченность. В своем подавляющем большинстве это «люди прозаические, скучные, но вместе с тем зравомыслящие». Форсайты - не творцы и не созидатели; «никто в их семье не пачкал рук созданием чего бы то ни было». Но они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основной конфликт романа «Собст­венник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: