Классификация ощущений

Классификация ощущений проводится по нескольким основаниям.

1. По удаленности от объекта:

– контактные (для того, чтобы возникло ощущение, необходим контакт рецепторов с объектом): вкусовые, температурные, давления на поверхность кожи и др.;

– дистантные (для того, чтобы возникло ощущение, не нужен контакт рецепторов с объектом): зрительные, обонятельные, слуховые. 

2. По расположению рецепторов:

- интероцептивные (ощущения, отражающие состояние внутренних органов организма);

- экстероцептивные (ощущения, отражающие свойства внешнего мира);

- проприоцептивные (ощущения, отражающие состояние мышц и сухожилий, благодаря которым человек получает информацию о положении тела в пространстве и отдельных частей тела относительно корпуса).

3. По модальности (по специфичности ощущений).

Зрение.

Слух.

Вкус и обоняние.

Тактильные. Кожа является органом чувств, и связанные с ней ощущения названы кожными.

Кинестетические. Благодаря кинестетической чувствительности человек ощущает положение своего тела и конечностей даже с закрытыми глазами.

Вестибулярные. ( равновесия).

 

Восприятие как психический процесс

Восприятие – этоцелостное отражение объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

1. По модальности: зрительные, слуховые, обонятельные, смешанные (полимодальные).

2. По форме существования материи: восприятие времени, пространства и движения.

Свойства восприятия

1. Предметность. Всё, что мы с вами видим, реально существует в окружающей действительности независимо от нашего сознания.

2. Целостность. Восприятие – это целостный образ предмета.

3. Структурность. Мы воспринимаем обобщенный и структурированный из определенных ощущений образ предмета.

4. Константность постоянство восприятиянезависимо от изменения условий окружающей среды.

5. Апперцепция - это результат жизненного опыта человека, обеспечивающий выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта.

6. Осмысленность. Восприятие у человека тесно связано с мышлением.

7. Избирательность проявляется в выделении одних предметов по сравнению с другими.

Внимание как психический процесс

Внимание - особый познавательный процесс, который не является процессом отражения т.к. не имеет определенного продукта своей деятельности. Если результатом работы процессов восприятия, памяти, мышления становится психический образ, то внимание в этом смысле бесплодно. Однако без действия процессов внимания невозможно проявление ни восприятия, ни памяти, ни мышления, ни психической деятельности вообще.

Внимание – это процесс сосредоточения сознания на значимом объекте и отвлечение его от других незначимых объектов.

Функции внимания.

1. Отбор наиболее важных, соответствующих потребностям человека, объектов и соответственно, игнорирование несущественных объектов.

2. Удержание (сохранение) актуальной деятельности.

3. Регуляция деятельности.

4. Контроль за ее протеканием.

Свойства внимания

1. Объем внимания  (количество объектов).

 Для определения объема существует так называемая «золотая формула» психологии 7 + 2. Т.е. нормой внимания считается объем от 5 до 9 объектов в поле сознания одновременно.

2. Концентрация внимания – степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

3. Распределение внимания – умение одновременно концентрировать сознание не на одном, а на нескольких объектах и выполнять не одно, а несколько действий.

4. Переключение внимания – перенос концентрации внимания с одного объекта на другой.

5. Устойчивость внимания – способность длительно сохранять общую направленность сознания в процессе деятельности.

Классификация видов внимания

Классификация видов внимания проводится в связи с двумя основными критериями – целенаправленностью и подверженностью волевому контролю.

Виды внимания Целеполагание Волевой контроль
Непроизвольное Нет Нет
Произвольное Есть Есть
Послепроизвольное Есть Нет

1. Непроизвольное внимание.     

Оно нецеленаправленное, т.е. возникающее само собой, без всякого намерения со стороны человека. Не подчиняется волевой регуляции, то есть его невозможно сдержать. Человек сначала реагирует, а потом осмысливает, как он среагировал. Является ведущим у детей до 3 лет. Длится не более 7 – 10 минут.

2. Произвольное внимание.       

Целенаправленное сосредоточение сознания, требующее волевых усилий. Утомление происходит через 20 мин. и требует смены видов деятельности.

3. Послепроизвольное внимание.   

Вызывается через врабатывание в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время (часами) сохраняется целенаправленность, но волевых усилий не требуется, напряжение снимается, и человек не устает. Является самым эффективным. Появляется на основе накопленных базовых знаний и умений, формирующих определенный интерес у человека.

 

Память как психический процесс

Память – это психическое отражение объекта, бывшего в прошлом опыте человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: