Классификация видов памяти

I. По целенаправленности:

- непроизвольная, когда отсутствует специальная задача запомнить информацию;

- произвольная, когда есть осмысленная цель запоминания.

II. По осмысленности:

- механическая (без понимания смысла запоминаемого материала);

- смысловая (с пониманием смысла);

- ассоциативная (основана на установлении смысловых связей – ассоциаций в запоминаемом материале).

III. По характеру осмысления информации:

- образная (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, обонятельная, осязательная, эмоциональная);

- логическая.

IV. По длительности удержания информации:

1. Оперативная память(ОП). Информация сохраняется от нескольких секунд до 20 – 30 минут. Функция: закончить начатое действие (дописать предложение, закончить математическое вычисление). Для обеспечения работы оперативной памяти необходимо поступление информации и из кратковременной, и из долговременной памяти, и от сенсорных систем.

2. Кратковременная память (КП). Процесс сохранения информации длится от нескольких минут до суток. Ее объем составляет 7 + 2 блока информации. Объем самого блока зависит от количества информации, хранящейся в долговременной памяти. Перезапись информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во сне, если информация была повторена хотя бы 1 – 2 раза не позднее, чем через 6 – 12 часов после первичного приема. Если человек спит менее 3 часов в сутки, или не повторил информацию в положенное время, она уходит в глубины бессознательного, становится недоступной сознанию, однако продолжает оказывать регулирующее влияние на поведение человека.

3. Долговременная память (ДП). Обеспечивает длительное хранение информации (биографические данные хранятся всю жизнь). Долговременная память может быть доступной сознанию (ее содержанием является все, что человек может о себе подумать, рассказать, написать, нарисовать, в чем по своей воле может дать себе отчет) и не доступной сознанию.

Процессы памяти.

1. Запоминание информации.

Запоминание может быть:

- произвольным (целенаправленным и регулируемым усилиями воли);

- непроизвольным (происходящим помимо воли человека, без сознательно поставленной цели).

2. Сохранение информации.

Информация не сохраняется в структурах памяти в неизменном виде. Она встраивается в схемы, сценарии, графики, планы, которые являются формами организации информации. Те данные, которые противоречат уже имеющейся картине мира, выпадают из памяти как недостоверные.

3. Воспроизведение информации. Встречаются разные виды воспроизведения материала:

- узнавание позволяет человеку опознать знакомый по прошлому опыту предмет или явление во время его непосредственного восприятия;

- припоминание – целенаправленное умственное действие, способствующее поиску, восстановлению и извлечению из долговременной памяти необходимой информации;

- воспоминание – извлечение из памяти образов прошлого;

- реминисценция связана с эффектом увеличения полноты и точности воспоминания по сравнению с ранее заученным материалом.

4. Забывание – это стирание информации.

Воображение

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта.

Воображение как своеобразная форма психического отражения:

- осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

- способствует предвосхищению будущего;

- «оживляет» то, что было раньше.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения со­знанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная сис­тема понятий. Возможность выбора образа лежит в основе вооб­ражения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления.

Виды воображения

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей осно­ве образы, соответствующие определенному описанию. Творческое воображение предполагает самосто­ятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

Пассивное воображение подразделяется на пред­намеренное и непреднамеренное. Непреднамеренное воображение – это процесс, возникающий помимо воли человека. Образы как бы всплывают в сознании человека сами собой, неожиданно для человека. Преднамеренное воображение (мечта) позволяет по желанию человека выстроить образ желаемого будущего. Усилием воли человек способен остановить процесс мечтания (преднамеренного воображения) или изменить его направленность.

Мышление как психический процесс

Мышление – это наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая наиболее существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.

Процесс мышления совершается посредством ряда мыслительных операций.

Сравнение - мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого начинаются все остальные мыслительные операции.

Обобщение - мыслительная операция объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе переходить от частей к целому.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного, главного.

Конкретизация движение мысли от общего к частному.

 

 

Формы мышления

С помощью мыслительных операций возникают определенные продукты мышления в форме понятия, суждения, умозаключения.

Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.Понятия бывают общими (рабочие инструменты) и единичными (совковая лопата), конкретными (учебник) и абстрактными (развитие). Понятия формируются в процессе жизни и деятельности на основе практического опыта взаимодействия с явлениями и предметами окружающей действительности.

Суждение основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными (университет – учреждение высшего профессионального образования) и ложными (университет – учреждение досуговой деятельности молодежи).

Умозаключение выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Например: Рабочий инструмент помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Совковая лопата помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Следовательно, совковая лопата – рабочий инструмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: