Коммуникативная сторона общения

Эффективность общения как процесса обмена информацией зависит от структурных компонентов коммуникативной цепи.

Структура коммуникации

1. Коммуникатор – человек, передающий информацию.

2. Реципиент – человек, получающий информацию.

3. Каналы коммуникации – средства передачи информации.

4. Информация – содержание сообщения, уменьшающее степень неопределенности.

5. Коммуникативное поле – это ситуация в целом, в которой может быть передана информация, придающая особый смысл передаваемому сообщению. 

Под каналами коммуникации понимают средства общения:

- вербальные, т.е. передаваемые при помощи речи (устной или письменной);

- невербальные (дистанция и угол поворота к собеседнику, поза, взгляд, прикосновение, мимика, интонация и громкость голоса и т.д.).

По мнению психологов только 7 % содержания сообщения передается смыслом слов, 38% определяется тем, как эти слова произносятся, 55% выражением лица и позой.

Свойствами речи являются содержательность, понятность, выразительность.

Содержательность – количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность связана с эмоциональной насыщенностью речи. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или вялой, бледной.

Перцептивная сторона общения

Существуют 3 формы восприятия и понимания людьми друг друга:

- эмпатия – это эмоциональная форма восприятия и понимания другого человека – способность сопереживать другому, интуитивно познавать, как другой человек видит мир и что он при этом чувствует;

- рефлексия – это логическая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на осмыслении и анализе поведения и личностных качеств партнера по общению;

- идентификация – уподобление себя другому и вчувствование в его состояние.

Восприятие и понимание людьми друг друга – сложный процесс, который имеет (по Т. Шибутани) 3 уровня:

1. мы воспринимаем образ партнера по общению;

2. мы воспринимаем то, как нас воспринимает партнер по общению;

3. мы воспринимаем, как относится партнер к тому, как мы его воспринимаем.

В связи со сложностью процесса перцепции наше восприятие другого человека редко бывает объективным, особенно если оно подвержено так называемым эффектам восприятия.

Эффект первичности. Суждение о человеке по первому впечатлению.

Эффект ореола. Суждение о человеке по одному (на наш взгляд главному) его качеству.

Эффект проецирования. Приписывание другому человеку своих качеств и переживаний, взглядов, мотивов поведения.

Эффект новизны. Изменение мнения о человеке после нового и яркого впечатления о нем.

На наше восприятие окружающих людей влияют социальные установки.

Установка это обобщенные и упрощенные представления о партнере по общению, способствующие формированию готовности воспринимать человека определенным образом еще до начала общения с ним.

Установки – это продукт влияния на нас других людей и продукт нашего личного опыта. Они формируются с раннего детства в соответствии с родительской моделью отношения к другим людям, затем присоединяется влияние учителей, приятелей, средств массовой информации и накапливающийся личный опыт. В результате образуется обобщенные и упрощенные представления о других людях, которые называются стереотипами восприятия. Свою окончательную форму стереотипы приобретают между 18 и 30 годами, после чего изменяются с большим трудом.

Виды стереотипов восприятия:

- национальные;

- возрастные;

- половые;

- профессиональные;

- социальные.

Стереотипы восприятия являются одним из механизмов осмысления и категоризации социального опыта. Стереотипы помогают нам на начальном этапе знакомства ориентироваться на характеристики, типичные для данной социальной группы. В дальнейшем наше представление о партнере по общению углубляется, расширяется, индивидуализируется, и мы отходим от стереотипов. Если знакомство не носит личного характера, то стереотипы остаются основными носителями информации о партнере по общению.

Интерактивная сторона общения

Есть 4 способа влияния людей друг на друга.

1. Заражение. Бессознательная невольная подверженность человека определенным эмоциональным состояниям, чаще всего возникает в ситуации дефицита информации. Высшая степень проявления – паника или экстаз.

2. Внушение. Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. При внушении информация воспринимается некритично как абсолютно достоверная. Внушение носит вербальный характер.

3. Подражание. Воспроизведение человеком черт и образцов поведения значимого авторитетного лица. Подражание способствует возникновению групповых норм и ценностей. Оно же лежит в основе формирования моды.

4. Убеждение. Построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию.

Виды общения

1. Ритуальное общение. Формальное общение, в котором используется набор стандартных фраз, жестов выражений лица. Ритуалы приветствия, прощания, поздравления и др. являются социально закрепленными нормами стандартов внешнего выражения отношений.

2. Формально-ролевое общение. Коммуникация ограничена рамками социальной роли (продавец – покупатель, пассажир – кондуктор, портной - заказчик и т.д.). Личность партнера по общению не является важной, важно выполнение партнером по общению его социально-профессиональных функций.

3. Деловое общение. Учитываются особенности личности собеседника, но ради интересов общего дела.

4. Личностно-ориентированное общение. Доверительное общение между близкими людьми, когда личность партнера по общению важнее всего.

Каждый из этих видов общения имеет место в определенных жизненных ситуациях. Нужно только помнить, что их применение должно быть оправданно и уместно.

Уровни общения

1. Внутриличностное общение. Психологи утверждают, что всякое размышление есть многоголосое обсуждение проблемы, которое человек проводит сам с собой. В таком обсуждении представлены разные точки зрения на проблему, разные мнения, иногда дополняющие, а иногда противоречащие друг другу.

2. Межличностное общение. Оно происходит между двумя людьми или между человеком и малой группой людей.

3. Межгрупповое общение. Это общение между двумя группами людей.

Стили общения

1. Императивное  общение. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению.

2. Манипулятивное общение. Партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных «нужных» манипулятору качеств..

3. Диалогическое общение. Его целью является установление уважительных равноправных открытых отношений с партнером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: