Классификация видов мышления

I.  По степени новизны и оригинальности.

1. Репродуктивное мышление. Направлено на воспроизведение типичных, заранее усвоенных способов решения проблемной ситуации.

2. Творческое (созидательное ) мышление. Порождение новых идей, поиск оригинального решения.

II.  По характеру протекания познавательных процессов.

1. Интуитивное мышление. Свернуто во времени, минимально осознанно, не имеет четко выраженных этапов. Результат представлен как готовое знание. Человек часто не может дать объяснения, почему он пришел к данному выводу, но точно знает, что вывод верен.

2. Аналитическое мышление. Протекает осознанно, этапы решения проблемной ситуации последовательно развернуты во времени. Человек может точно дать отчет, каким образом и почему сделаны такие выводы.

III.  По уровню развития (генетическая классификация)

1. Наглядно-действенное мышление. В конкретной наглядно данной ситуации проблема решается путем практического действия (манипулирования) с предметом. Наглядно-действенное мышление преобладает у детей в возрасте до 3 лет. У взрослых проявляется в ситуации неопределенности при взаимодействии с предметами.

Тогда путем подбора правильных действий с предметом решаются конструктивные задачи.

2. Наглядно-образное мышление. В своем сознании человек оперирует представлениями об объектах в виде образов, схем, мысленных моделей и т.д. Наглядно-образное мышление преобладает у детей от 3 до 10 - 13 лет. Остается ведущим у основной массы женщин и у лиц, занимающимися различными видами искусства.

3. Абстрактно-логическое мышление. Опирается на систему знаков, символов, отвлеченных понятий. Развивается после 10 - 13 лет, типично для лиц мужского пола, но не чуждо и женщинам.

 

Интеллект человека

Интеллект – это совокупность познавательных способностей человека, используемых на практике и приводящих к адаптивному поведению в проблемных ситуациях.

Интеллект имеет определенные уровни, которые позволяют решать определенные проблемные задачи.

Практический – помогает решать повседневные задачи с высокой степенью адаптации к конкретным условиям.

Теоретический – позволяет оперировать словами и понятиями, усваивать большой объем сложной информации и реализовывать его в своей деятельности, описывая в теории наиболее общие закономерности развития и функционирования явлений реальной действительности.

В структуре интеллекта различают вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект основан на знаниях, закрепленных в словесной форме.

Невербальный интеллект проявляется не столько в знаниях, сколько в умениях. В заданиях на определение невербального интеллекта оценивается развитие внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного мышления, скорости формирования навыков и др.

 

Эмоции

Эмоции – это психическое отражение субъективного отношения человека к самому себе, к другим людям и к окружающему миру в форме непосредственных переживаний.

Функции эмоций

1. Контрольная и оценочная. Успешная деятельность вызывает положительные эмоции, неуспешная – отрицательные. Это позволяет человеку оценивать результаты своих достижений и корректировать деятельность.

2. Направляющая, побуждающая, предохраняющая. Положительные эмоции побуждают деятельность субъекта и направляют ее в сторону объектов, вызывающих эти эмоции. Отрицательные эмоции подавляют его деятельность и побуждают субъекта к избеганию объектов, вызвавших отрицательные эмоции.

3. Коммуникативная, экспрессивная. Человек с помощью эмоций выражает свое внутреннее состояние и воспринимает состояние другого человека.

4. Регуляторная. Одни эмоции мобилизируют функции организма, активизируют поведение, а другие угнетают функции организма, подавляют поведение человека.

5. Сигнальная. Эмоции отражают отношение человека к значимым для него объектам.

Уровни проявления эмоций

1. На физиологическом уровне эмоциональные реакции проявляются в изменении артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, реакции зрачка,потовыделительныхреакций,сосудистых реакций, выделительных функций желез внутренней и внешней секреции и др.

2. На поведенческом уровне эмоции проявляются через внешнее поведение: мимику (улыбку, нахмуренные брови, перекошенное от гнева лицо) и пантомимику (размахивание кулаками, пожимание плечами, вздрагивание всем телом), через развернутые поведенческие акты. 

3. На личностном уровне эмоции проявляются в виде переживаний.

Классификация эмоций

1. По знаку различают эмоции положительные и отрицательные.

2. По воздействию на организм человека– стенические (активизирующие деятельность организма) и астенические (угнетающие деятельность организма).

3. По длительности и интенсивности эмоции можно разделить на аффект, настроение, страсть, стресс и фрустрацию.

Аффект – очень бурная кратковременная эмоциональная реакция, характеризующаяся нарушением произвольной регуляции поведения. Человек не способен управлять своими действиями, не может их объяснить, а иногда даже и вспомнить, что он делал в этот момент.

Аффект проявляется в трех формах:

- агрессия (например, убийство на почве ревности);

- бегство (на фронте необстрелянные бойцы в своем первом бою бежали с поля боя, от страха теряя способность управлять своим поведением);

- оцепенение (человек становится не способен не только двинуться, ему не удается даже закричать).

Впоследствии при повторении ситуации, вызвавшей аффект, человек уже способен управлять собой, состояние аффекта не наступает.

 Настроение– длительное и неинтенсивное состояние, являющееся эмоциональным фоном для психической жизни человека. Оно влияет на физиологические процессы, а значит и на состояние соматического здоровья. С другой стороны состояние здоровья влияет на настроение человека.

Настроение может сохраняться без резких изменений в течение нескольких недель.

Страсть– очень сильное и очень длительное эмоциональное состояние, подчиняющее себе все мысли, чувства и деятельность человека. По длительности страсть похожа на настроение, а по интенсивности на аффект.

Страсть – это не просто интерес или увлечение человека, как это обычно понимается в обыденной жизни. Говоря о страстях, мы имеем в виду, прежде всего, патологические зависимости человека. Это могут быть как химические зависимости (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), так и нехимические (игромания, интернет-зависимость, шопоголия, трудоголизм, деструктивный перфекционизм, леность).

Стресс– неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на любые воздействия, превышающие привычный для человека уровень. В переводе с английского слово stress означает «давление, нажим, напряжение». Стресс является приспособительной реакцией организма к ситуации, связанной с повышением требования к нему. Любое событие, факт или явление могут стать стрессором (т.е. объектом, вызывающим стресс).

Фрустрация– разновидность негативного стресса, возникшая при встрече с непреодолимыми препятствиями на пути к значимой цели. В переводе с латинского языка фрустрация означает «обман, тщетное ожидание». Переживается она как гнев, тревога, напряжение, отчаянье, страдание. Возникает лишь в том случае, если у человека очень сильная мотивация. Если же мотивация достижения не выражена, то такое же самое событие переживается человеком более спокойно и безболезненно.

 

Чувства

Чувства – форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, людям и самому себе.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

- интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

- практические (связанные с практической деятельностью);

- эстетические (связанные с чувством красоты при восприятии предметов искусства и явлений природы);

- моральные (связанные с переживанием человека его отношения к другим людям).

Следует различать эмоции и чувства. Эмоциональные реакции свойственны не только человеку, но и животным. Чувства присущи только человеку, так как их формирование происходит под влиянием сознания и речи.

Эмоции могут быть беспредметными (иногда человеку бывает тревожно ни от чего, просто возникает внутреннее безотчетное напряжение). Чувства обязательно имеют свой предмет (реальный или воображаемый) и не могут существовать просто так, вообще. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Зато однажды появившись, чувства могут сохраняться в течение всей жизни, даже если предмет чувств уже перестанет существовать. Эмоции более мимолетны и не всегда подвержены произвольной регуляции. Чувства это высший продукт культурно-эмоционального развития личности.


 

Лекция 8.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

 

Врожденные индивидуально-типологические особенности человека проявляются в темпераменте, задатках, способностях. Знания, умения, навыки приобретаются в процессе образования путем усвоения культурно-исторического опыта человечества и совершенствуются в процессе жизни и познавательной деятельности. Направленность личности проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности. Она формируется в результате самовоспитания и развития самосознания человека.

Темперамент

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его высшей нервной деятельности, обусловленных врожденными особенностями нервной системы.

Можно сказать, что плохих темпераментов не существует. Холерики наиболее эффективны в активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – в организационной деятельности («политики»), меланхолики – в творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – в планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Все они дополняют друг друга.

Характер

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных качеств человека, проявляющихся в его поведении.

Проявляется характер в системе отношений, которая включает в себя четыре важных сферы: отношение к себе, отношение к людям, отношение предметному миру, отношение к труду. Сочетание этих отношений дает множество вариантов характера человека.

 

Рис. Система отношений человека

Самыми важными в психологическом плане являются отношения человека к самому себе и к другому человеку. Исходя из главенствующего способа отношений к себе и к другому человеку, выделяют четыре уровня проявления личностных качеств.

1. Эгоцентрический.

«Я» в центре мира. Стремление к собственной выгоде, престижу, удобству. Все другие люди – лишь средство для достижения собственного благополучия.

2. Группоцентрический.

Человек идентифицирует себя с группой. Мир делится на «своих» (входящих в группу) и «чужих» (не входящих в нее). Каждый человек оценивается лишь по принадлежности к группе, а не по личным достоинствам.

3. Просоциальный или гуманистический уровень.

Всему человечеству желают счастья и благополучия. За другими людьми признают права и свободы. Полное принятие и уважение любого проявления личности.

4. Духовный или эсхатологический уровень.

Предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром. Характерно стремление к вечным ценностям, высокая нравственность в отношении с другими людьми и неприятие тех поступков, которые являются гибельными, разрушительными для личности.

Акцентуация характера это преувеличенное развитие одной черты характера над другими, приводящее к нарушению социальных отношений.

Некомпенсированная (не леченая) акцентуация характера приводит к возникновению еще более тяжелой патологии – психопатии.

Психопатия это приобретенное нарушение характера, которое приводит к разрушению социальных отношений при полной сохранности интеллекта.

Общение

Общение – это сложный многоуровневый процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения.

Структура общения

Выделяют в структуре общения 3 взаимосвязанных стороны

I. Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между общающимися сторонами.

II. Перцептивная сторона общения. Представляет собой процесс восприятия (перцепции) друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

III. Интерактивная сторона общения. Представляет собой организацию взаимодействия общающихся сторон друг с другом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: