Задача 6. Определение состояния конкуренции на рынке с помощью индекса концентрации

 

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей k крупнейших продавцов рынка:

 

где СRk- индекс концентрации;

qi- доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.

 

Как правило, значение индекса исследуется для трех или четырех крупнейших фирм рынка. В первом случае индекс называется трёхдольным, во втором случае - четырёхдольным.

Рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для трех фирм ниже 45 %, умеренно концентрированным при СRk = 45-70 % и высококонцентрированным при СRk >70 %.

В таблице представлены данные о долях компаний на региональном рынке. Определите индекс концентрации и сделайте вывод о мере конкуренции на рассматриваемом рынке

 

 

  Розничный магазин Доля
1. Л’Этуаль 0,23
2. Иль де Боте 0,17
3. ОлГуд 0,14
4. Сифора 0,11
5. Парижанка 0,09
6. Сеньюрита 0,08
7. Бьюти 0,08
8. Рив Гош 0,04
9. Ив Роше 0,03

10. Алма

0,03

 

Пример решения

 

Трехдольный СRk = 0,23 + 0,17 + 0,14 = 0,54 Четырехдольный СRk = 0,23 + 0,17 + 0,14 +0,13 = 0,65

 

 

Торговая марка Доля рынка, %
Lindt 50
Коркунов 15
Победа вкуса 9
Dove 6
Ritter Sport 7
Бабаевский 5
Россия Щедрая душа 1
Eco Botanica 2
Milka 2
Аленка 3

 

 

Вывод: региональный рынок розничной продажи косметики и парфюмерии умеренно концентрированный, то есть между компаниями средний уровень конкуренции.

Вариант 6

 

В таблице представлены данные о долях, занимаемых торговыми марками шоколада на региональном рынке. Определите индекс концентрации.

Решение:

Трехдольный СRk = 0,50 + 0,15 + 0,09 =0,74 – трехдольный ранок

Четырехдольный СRk = 0,50 + 0,15 + 0,09 +0,06 = 0,8-четырехдольный рынок

Высококонцентрированный при СRk >70 %.

Задача 7. Оценка привлекательности рынка по модели +пяти сил конкуренции Портера

 

Ателье, занимающаяся пошивом женской одежды рассматривает возможность открытия салона свадебных и вечерних платьев. В данный момент на рынке три компании торгуют готовыми платьями: «Сеньорита», «Невеста», «Весна». Но нет ателье, специализирующегося на пошиве свадебных платьев. Оцените привлекательность данного рынка, используя модель М. Портера.

Чтобы сделать вывод о привлекательности рынка с точки зрения уровня конкуренции определяют основные факторы, определяющие конкуренцию (таблица 4.1), оценивают их вес и силу методом экспертных оценок и рассчитывают степень влияния каждой из сил конкуренции.

Вес фактора оценивается в долях от 0 до 1 в рамках каждой группы факторов. Присутствие факторов оценивается по 3-х балльной шкале: 1 балл – не проявляется; 2 балла – слабо проявляется; 3 балла– четко проявляется. Оценка степени влияния каждой из пяти сил конкуренции рассчитывается как средневзвешенная.

 

Факторы конкуренции на рынке отрасли

   
           
Факторы конкуренции Вес   Сила Оценка
          влияния
  1. Ситуация в отрасли       0,27
1.1 Зрелость отрасли 0,22   2 0,44
1.2 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке 0,25   2 0,50
1.3 Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке 0,15   3 0,45
1.4 Изменение платежеспособного спроса 0,11   1 0,11
1.5 Сила брендов фирм на рынке 0,13   1 0,13
1.6 Стратегия конкурирующих фирм (поведение) 0,08   1 0,08
1.7 Привлекательность рынка данного продукта 0,06   3 0,18
  2. Влияние потенциальных конкурентов       0,38
2.1 Капитальные издержки входа в отрасль 0,5   2 1
2.2 Верность потребителей существующим брендам и 0,2   1 0,2
  расходы на переманивание потребителей        
2.3 Экономия от масштаба производства существующих в 0,1   1 0,1
  отрасли конкурентов        
2.4 Доступность каналов поставки и распределения 0,15   1 0,15
2.5 Сопротивление, оказываемое существующими фирмами 0,05   2 0,1
  3. Влияние поставщиков       0,24
3.1 Уникальность и дефицит поставляемого ресурса 0,35   1 0,35
3.2 Расходы по переходу на другой ресурс 0,2   1 0,2
3.3 Число отраслей, имеющих потребность в этом ресурсе 0,15   1 0,15
3.4 Количество и размер фирм - поставщиков ресурса 0,3   1 0,3
  4. Влияние покупателей       0,53
4.1 Количество покупателей и объем их покупок 0,6   2 1,2
4.2 Значимость товара для покупателя 0,25   1 0,25
4.3 Дифференциация торговых предложений на рынке 0,15   1 0,15
  5.Влияние товаров-заменителей       0,33
5.1 Степень соответствия цены и характеристики товаров- 0,4   1 0,4
  заменителей и основных товаров        
5.2 Готовность покупателя перейти на товар-заменитель 0,3   1 0,3
5.3 Расходы по переманиванию потребителей 0,3   1 0,3

 

 

По результатам оценки для данного примера можно сделать следующие выводы. Покупатели имеют более значительную рыночную силу, чем продавец, что может повлечь снижение маржи прибыли продавца. Поставщики организации имеют менее значительную рыночную силу, не смогут воспользоваться ей и продавать свою продукцию по более высокой цене. Существующие заменители товаров могут, но незначительно, ограничить размер цены, которую может назначить организация, и тем самым ограничитьразмер ее прибыли. Существующая интенсивная конкуренция в отрасли может заставить участников вступить в ценовые, исследовательские и рекламные войны, результатом которых, скорее всего, будет снижение прибыли. И, наконец, возможное появление новых участников, которые приносят с собой дополнительные ресурсы и стремятся отобрать часть рыночной доли у прежних участников, может усилить соперничество и уменьшить прибыли.

Вариант 6

 

Стоматологическая клиника«Стоматология Дентекс» только год работает на рынке. Салон работает исключительно на профессиональной косметике. Конкурентами компании являются парикмахерские «Американский стоматологический центр ДАнтист», «Стоматология ArtDentClub», «Центр Дентальной Имплантологии», «Диана-Дентал». Какова привлекательность рынка по модели М. Портера?

Исходя из таблицы, можно сделать следующие выводы. Клиенты имеют более значительную рыночную силу, чем клиники, что может повлечь снижение маржи прибыли клиник. Поставщики организации имеют малозначительную рыночную силу, поэтому не могут продавать свою продукцию по более высокой цене. Существующая интенсивная конкуренция в отрасли может заставить участников вступить в ценовые и рекламные войны, результатом которых, скорее всего, будет снижение прибыли. Возможное появление новых участников, которые приносят с собой дополнительные ресурсы и стремятся отобрать часть рыночной доли у прежних участников, может усилить соперничество и уменьшить прибыли.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: