Практическая работа №2
Задача 1 Виды конкуренции
К какому виду конкуренции по отношению внедорожнику «ChevroletNiva» относятся следующие товары: велосипед, мотоцикл, легковые внедорожники GreatWall; легковые автомобили LADA 4x4 (ВАЗ-21214, ВАЗ-2131), такси, трамвай, внедорожники Nissan Patrol, Toyota Landemiser.
| Виды конкуренции | ||
| Функциональная | Видовая | Предметная |
| велосипед, | легковые автомобили | легковые внедорожники Toyota |
| мотоцикл, такси, | LADA 4x4 (ВАЗ-21214, | Landemiser |
| трамвай | ВАЗ-2131) | легковые внедорожники Nissan |
| Patrol | ||
| легковые внедорожники Great | ||
| Wall | ||
Вариант 6
В административном районе города открывается частный детский сад. К какому виду конкуренции по отношению к нему относятся следующие организации: детская танцевальная студия, детская школа восточных единоборств, детский фитнесс-клуб, частная школа, художественная студия.
| Виды конкуренции | |
| Функциональная | Видовая |
| частный детский сад детская танцевальная студия, школа восточных единоборств, детский фитнесс-клуб, художественная студия. | Частная школа |
Задача 2 Анализ конкурентоспособности товара по единичному показателю
Многие товары имеют характеристики, выражающиеся в конкретных числовых параметрах: вес, энергоёмкость, процентное содержание каких-либо веществ. Эти параметры могут быть приняты как единичные показатели конкурентоспособности Отношение их значений к параметрам «эталонного» товара или к аналогичным параметрам товаров лидера рынка показывает конкурентоспособность товара по данному единичному показателю. Например, согласно ГОСТ 1938 -90 содержание мелочи в чёрном байховом чае не должно превышать 5 %. Для анализа конкурентоспособности по этому показателю взяты образцы А, Б, В, имеющие соответственно 2 %, 4,5 %, 6,1 % мелочи соответственно. Если эталонный показатель –содержание нормативного показателя 100 % – 5 % = 95 %, то единичные показатели данных образцов:
К (А) = 100 - 2 ·100 % = 103,1 %
95
К (Б) = 100 -4,5 ·100 % = 100,5 %
95
К (В) = 100 - 6,1 ·100 % = 98,8 %
95
Вариант 6
Сравнить конкурентоспособность холодильников, приняв за эталон параметры холодильника «Пурга» как лидера рынка.
| Пурга | Сириус | Мир | |
| Надежность ресурса /тыс.ч. | 100 | 130 | 120 |
| Наработка на отказ, тыс.ч. | 50 | 70 | 65 |
| Температура низкотемпературного отделения (НТО) | -12 | -15 | -12 |
Решение:
Холодильник Сириус:
1) 130/100*100%=130% - надежность ресурса
2) 70/50*100%=140% - наработка на отказ
3) 15/12*100%=125% - температура
Холодильник Мир:
4) 120/100*100%=120% - надежность ресурса
5) 65/50*100%=130% - наработка на отказ
6) 12/12*100%=100% - температура
Отсюда следует, что холодильник Сириус более конкурентоспособен.
Задача 3 Расчёт интегрального показателя конкурентоспособности товара
Уровень конкурентоспособности товара УК определяется по формуле:

где
Iн.п. – нормативный показатель конкурентоспособности,
Lт.п. – технический и
Eэ.п. – экономический показатели конкурентоспособности.
Если значение Ук>1, значит проектируемое изделие конкурентоспособно.
Оценка конкурентоспособности товара по экономическому параметру связан с ценой его потребления Цп. Она равна сумме затрат потребителя, связанных с покупкой, транспортировкой, монтажом, эксплуатационными расходами, затратами энергии при эксплуатации изделия, а также с другими возможными затратами после покупки. Определяя показатель конкурентоспособности товара Еэ.п., рассматривают соотношение цены потребления конкурирующих товаров:

где
Цп.н. и Цп.к. – это цены нового изделия и его конкурентасоответственно.
Показатель конкурентоспособности по техническим параметрам Lт.п. изделия определяется через суммирование величин всехтехнических параметров (bi), с учётом удельного веса αi каждого i-го параметра. Этот удельный вес определяется с помощью экспертных методов. Технический показатель конкурентоспособности может быть рассчитан относительно эталона:

Однако чаще для практики маркетинга используют сопоставление технических показателей двух конкурирующих изделий:

где
dнi – величина технического параметра создаваемого изделия,
d кi – величина технического параметра изделия-конкурента.
Вариант 6
Цена потребления холодильника марки «Пурга» 1700 долл., а цена потребления конкурирующей модели «Сириус» – 1400 долл.. Нормативные показатели конкурентоспособности этих изделий равны 1. Определить, какая из моделей более конкурентоспособна, сравнив технические показатели товаров:
| Технические показатели | «Сириус» | «Пурга» | αi |
| конкурентоспособности | |||
| Надежность ресурса /тыс.ч. | 100 | 160 | 0,5 |
| Экономичность кВт.ч. / год. | 383 | 400 | 0,4 |
| Наработка на отказ, тыс.ч. | 50 | 16,6 | 0,3 |
| Дизайн (экспертная оценка по | 4 | 6,0 | 0,2 |
| 10-бальной шкале Лейкарта) |
Решение:
Холодильник Сириус:
7) 130/100*100%=130% - надежность ресурса
8) 70/50*100%=140% - наработка на отказ
9) 15/12*100%=125% - температура
Холодильник Мир:
10) 120/100*100%=120% - надежность ресурса
11) 65/50*100%=130% - наработка на отказ
12) 12/12*100%=100% - температура
Отсюда следует, что холодильник Сириус более конкурентоспособен.