Художественная культура Европы

В условиях раннего европейского средневековья художественная культура была представлена большинством традиционных видов творчества – архитектурой, живописью, декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, танцем. Сразу же заметим, что с утверждением христианства все виды художественного творчества впитывали новую идеологию, новое содержание. Такой процесс, естественно, предполагал и борьбу со старыми языческими формами искусства. Христианский тезис о главенстве духа над телом сформировал у первохристиан особое отношение к таким видам античного искусства как скульптура и театр. В зримой трехмерной телесности и лицедействе христиане видели языческие традиции идолопоклонства. Поэтому, заметим, в раннем христианском мире скульптура и театр отрицались.

Архитектура

Ведущую роль в развитии всех видов раннесредневековой художественной культуры, безусловно, играла архитектура. Вероятно, с самого начала в строительной практике варваров складывался некий сплав античных и собственно варварских традиций. На базе христианской идеологии формировались эстетические идеалы.

Мы уже знаем, что в раннем средневековье Европа ощетинилась замками.

 Замок Хоэнзальцбург. Австрия 10 век

Характерными архитектурными сооружениями того периода помимо замков, оборонительных сооружений, были храмы. За основу храмовой постройки в Западной Европе была взята баз и лика. В Древнем Риме базилики были, пожалуй, самыми вместительными зданиями, в которых располагался суд, привлекавший всегда массу переживающего народа. Именно эти простые по конструкции и вместительные здания стали занимать первохристиане, когда их перестали преследовать.

Базилика Эмилия 2 век до н.э. Римский форум

 Приспосабливая базилики  для богослужения, к простому, прямоугольному в плане зданию с востока пристраивали полукруглую пристройку – алтарную часть храма, Дом Бога. Алтарная часть храмовой постройки в архитектуре получила название апсида. Она всегда была сориентирована на Восток, так как евангельская история разворачивалась на Востоке Средиземноморья

Римские базилики могли представлять собой, как уже было сказано, простое, прямоугольное в плане здание, однако, если возникала необходимость, его можно было увеличить за счет симметричных пристроек. В таком случае внутреннее пространство оказывалось разделенным поддерживающими своды колоннами. Проходы между колоннами или стеной и колоннами в архитектуре получили название неф. По количеству нефов можно судить о размерах здания.

Таким образом в раннем европейском средневековье складывался канон архитектурного образа христианского храма. К XI веку, когда произошел окончательный раскол единой христианской церкви на западную католическую и восточную православную, базиликальный тип храмовой постройки закрепился в католическом мире, а на востоке под влиянием Византии оформился другой архитектурный образ храма. Тем не менее, ориентация всех христианских храмов апсидой на восток осталось жестким требованием, каноном строительства.

Известно, что в практике европейского строительства широко используется камень, однако, вероятно, в период расселения варваров в Европе, на начальном этапе раннего Средневековья дерево служило основным строительным материалом. К концу X – началу XI веков Европа начала «одеваться в камень». Следует заметить, что именно к этому времени в искусстве складывается первый общеевропейский художественный стиль - романский (от лат. romanus — римский).

Когда мы говорим о художественном стиле, имеется в виду некая общность характерных черт, совокупность творческих приемов, получивших распространение в определенный отрезок времени или эпоху, применяемых для достижения особой выразительности, создания художественного образа. Следует добавить, что существует понятие большой стиль – то есть характерный для данного времени художественный образ, проникающий во все сферы жизни (искусство, быт, общественные отношения и т.д.). Романский стиль проявился не только в области искусства, а как раз захватил все сферы жизни человека раннего Средневековья.

Прочность, устойчивость и канон стали эстетическим идеалом названной эпохи. В архитектуре это проявилось в

- создании образа замка или храма, монастыря как неприступной крепости;

- в сочетании простых геометрических форм, созданных из тесанных каменных глыб;

-минимуме декоративного убранства.

 Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь. (Франция)

Подобный образ, который принято называть романским, то есть римским, никак не напоминает нам разнообразную, богатую архитектуру Древнего Рима. Следует заметить, что название первого общеевропейского стиля средневековья содержит скорее ироничный подтекст. Обращаясь к изучению романского стиля в XIX веке, исследователи заметили, что в практике каменного строительства варвары научились использовать характерные элементы древнеримской архитектуры, прежде всего арки, полуциркульные своды. Именно эти родственные детали стали поводом для обозначения стиля – римский, романский, но только в варварском исполнении.

Памятников архитектуры романского периода в Европе и много и мало. Что это значит? В последующие века практически все они подвергнутся перестройке и сегодня за поздними готическими переделками вычленить первоначальную романскую сущность достаточно сложно.

 Вормс. Германия. Собор Св.Петра

Романские сооружения декорировались достаточно скромно, при этом во внешнем облике здания декоративную нагрузку несли практически только арки (арочные оконные проемы, порталы) и массивные входные двери. Характерной и любимой деталью храмовых построек явились так называемые перспективные порталы (лат. porta — дверь, ворота). Вход оформляли прилегавшими друг к другу арками, они как будто втягивали прихожан в христианский храм, приглашая войти внутрь.

Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

Интерьеры романских построек, будь то замки или храмы, также выглядели аскетично. Своеобразную нарядность помещению могло придавать деревянное перекрытие (в романских постройках чаще всего перекрытия были именно деревянными, так как строители боялись использовать тяжелый камень, чтобы не раздавить сооружение).

Живописные произведения – фрески и иконы играли подчиненную архитектуре роль. Конечно же, акцент в живописном оформлении храма делался на апсиду. Стены могли украшать фресковыми вставками и иконами, однако, в целом в храме доминировала сдержанность декоративного убранства.

Церковь Святого Якоба. Регенсбург. Германия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: