Европа в новых условиях

Культура европейского средневековья

Часть 1. Культура раннего европейского средневековья

Термин «Средневековье»

Нам известно, что к концу IV века в Великой Римской империи окончательно утвердилась новая религиозная идеология – христианство, которая принципиально изменила, «вспахала» образ жизни европейцев, сформировала новую шкалу жизненных ценностей и взглядов на окружающий мир. В Европе начинается новая эпоха, название которой – Средние века. Такое название времени вызывает у вдумчивого человека некоторое недоумение. Почему СРЕДНИЕ? В этой характеристике таится некое принижение, смысл неустойчивости, перехода от менее существенного к более важному.

Термин «Средние века» возник, как это случается в исторической науке, практически в годы завершения этой эпохи. Образованные и просвещенные люди XVI века в тысячелетии, которое отделяло их от высокой культуры античности, видели только невежество, вульгарный «мужицкий» язык, потерю утонченных эстетических идеалов. Своё время они именовали «Возрождением», а вот предшествующий период, отделявший их от очаровательной древности – «Средним веком», перерывом в развитии культуры.

Такой негативный взгляд на историю Средневековья достаточно прочно закрепился в сознании европейцев, ведь мы до сих пор можем употребить характеристику «средневековый», говоря о каких-либо явлениях отсталости, реакционности, непросвещенности. Однако, в последние десятилетия на фоне фундаментальных исследований историков стал проявляться общественный интерес к эпохе рыцарских турниров, замковой жизни, литературной эстетики, готических соборов, тянущихся к небу и т.п.

Задачей данного цикла лекций является желание объективно оценить тысячу лет средневековой европейской истории культуры. Наш особый интерес связан с понимание места русской культуры в этой истории.

Хронология и периодизация

На самом деле, люди, живущие на земле вряд ли «подстраивают» своё существование под научные названия эпох и периодов. Европейцы VII или XIV веков, разумеется, не говорили и не осознавали, что они живут в раннем или зрелом Средневековье. Скорее всего они обозначали течение своей жизни в связи с правлением того или иного лица, существованием того иного государства или с запомнившимися датами.

В современной исторической науке эпоху европейского средневековья ограничивают V-XVI веками, выделяя в этом времени два периода: раннее Средневековье – V-X века и зрелое Средневековье – XI-XVI века. В такой периодизации работает не государственно-династический подход, а характерные, глобальные социально-экономические и идеологические процессы.

Необходимо заметить, что указанные хронологические рамки весьма условны. Дело в том, начало эпохи связывают с победой христианства в Европе. Несмотря на то, что христианство в конце IV века было объявлено государственной религией погибавшей Римской империи, утверждать о повсеместном принятии христианства европейцами уже в V веке было бы опрометчиво. Эта дата тем более не работает на Восточных границах Европы, на территории Русской равнины, например.

Ещё более сложно говорить о конце эпохи европейского Средневековья, когда его связывают, с началом капиталистических отношений и характерными экономическими подвижками. Ведь известно, что буржуазные отношения в Европе приходили на смену феодализму, разумеется, не одновременно. Более того, этот процесс был растянут на несколько веков.

XVI век условно принят историками как время окончания Средневековья ещё и потому, что закончившаяся к концу XV века эра Великих географических открытий, в корне начала менять менталитет европейцев, избавляя их от эгоцентризма. Отныне мир становится многополярным, мультикультурным, он перестает быть разобщенным.

Наконец, раскол католицизма и формирование протестантизма в XVI веке произвели переворот в сознании европейцев, изменив взгляды людей на самих себя в меняющемся мире.

Таким образом, общеевропейская хронология Средних веков достаточно условна. Она обозначает появление тенденций, которые приводили к качественным изменениям в ходе истории. Более четкие очертания названых исторических периодов можно рассмотреть внутри так называемых национальных рамок.

Хронология русского средневековья

Время русского средневековья принято обозначать X-XVII веками. Именно на рубеже IX и X веков начинается процесс формирования российской государственности. Как утверждает Л. Н. Гумилев, в силу своей молодости, пассионарности, с византийской «прививкой» христианства Русь смогла быстро и решительно включиться в общие процессы раннесредневековой Европы, представляя яркую, с самобытной окраской православную культуру.

Конец русского средневековья связывают с реформами Петра I. В отличие от Западной Европы, где новые буржуазные отношения рождались как естественное развитие в первую очередь городской жизни, в России поворот в новое время совершал, по сути, не народ, а царь-реформатор со свойственным ему нетерпением и натиском. Поэтому прощание со старым оказалось болезненным, не всеми понятным, не выстраданным. А пережитки старого во многом мешали развитию страны в дальнейшем.

В периодизации русской средневековой культуры мы руководствуемся не династическими принципами, а выделением основополагающих тенденций времени, определивших сущность культурного развития. В таком случае культуру русского средневековья можно разделить на два периода – домонгольский – X- XIII века, и послемонгольский – XIV-XVII века. Такая периодизация с одной стороны ещё раз показывает нам, что существуют национальные рамки обозначенного периода, а с другой стороны позволяют нам сравнивать национальные процессы с общеевропейскими.

Европа в новых условиях

Начало этого периода в истории Европы ознаменовано Великим переселением народов, в результате чего на карте Европы перестала существовать Западная Римская империя, а вместо неё возникли новые государства, населенные потомками романизированных местных племен и новыми, вторгшимися в Европу народами.

Время раннего европейского средневековья безусловно насыщено разнообразными событиями, пестрое, как пестра карта Европы той эпохи, тем не менее попытаемся выделить некие общие черты в развитии цивилизации V-X веков.

 

Первое и очевидное. Начало названное эпохи было временем беспокойным, военным, тревожным. Шла борьба за «место под солнцем» нового населения Европы. В связи с этим в старых римских городах-ставках значительно сокращается население – набеги, разорение хозяйств, политические интриги вселяли страх человеку относительно своего будущего. Европа ощетинилась замками, мощными укреплениями которых предполагали надежную защиту. Зачастую европейские города раннего средневековья представляли собой резиденцию епископа, временную ставку правителя, но не сложившийся народно- хозяйственный и культурный центр. В этом смысле можно говорить об упадке городской жизни в Европе раннего средневековья.

 Во-вторых. В раннем европейском средневековье понятия государства с незыблемостью государственных границ, существование столиц, устойчивых национальных традиций были размыты. Победы и поражения варварских племен в борьбе за собственные территории могли часто изменять государственные границы, а существование такой константы как столица заменялось понятием военной ставки. Центр политической и административной  жизни там, где король, полководец.

В третьих. Как отмечают исследователи средневековья, варвары достаточно быстро осваивали, порой в упрощенном, вульгаризированном виде, наследие великой античности. В первую очередь, следует отметить относительно быстрое принятие варварами христианства. Часто эта новая вера причудливо переплеталась с уходящим язычеством, тем не менее, заимствование христианства из Рима повлекло за собой распространение латинского языка по всей Европе. Правда, латынь, употребляемая варварами, утратила своё изящество, упростилась до «рыночного», вульгарного языка, но все-таки следует отметить консолидирующую роль подобного процесса.

Четверное. К началу Великого переселения народов римское рабство как способ производства изжил себя. Новые европейские государства населяли свободные люди, зачастую сочетавшие свою повседневную хозяйственную деятельность с военной службой в народном ополчении или профессиональные воины. Просматривалась тенденция постепенного уменьшения роли народного ополчения, так как за их формирование короли вынуждены были дорого расплачиваться с владельцами земель, а соединение в одном лице воина и мирного хозяина отрицательно сказывалось на экономике в целом.

В результате перечисленных политических и социально-экономических изменений Западная Европа оказалась территорией достаточно бедной, находящейся, условно говоря, всего лишь на старте нового экономического подъема. Однако на таком фоне необходимо выделить три государства, оставившие в истории раннего европейского средневековья особый след.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: