Культура раннего европейского средневековья

Культуру средневековья часто именуют КУЛЬТУРОЙ СЛОВА. Смысл этой характеристики сводится к тому, что подавляющее большинство явлений культуры средневековья так или иначе связано с христианским мировоззрением, со Словом Божьим, со священным писанием – Библией. Таким образом, в целом культуру средневековья можно охарактеризовать, прежде всего, как религиозную.

Как уже отмечалось, в раннем европейском средневековье повсеместно шел процесс активной христианизации. Заметим, что нашествие варваров в V веке примерно совпало с появлением в Европе перевода Библии на латинский язык, сделанный Святым Иеронимом.

Сандро Боттичелли. Святой Иероним. Собрание Эрмитажа

Этот перевод получил название Вульгата (лат. Biblia Vulgata). Термин Вульгата можно трактовать двояко. С одной стороны упрощенную латынь периода падения Римской империи характеризовали как вульгарный язык, язык рынка, народный, в отличие от «золотой латыни» интеллектуалов. С другой стороны приводится перевод терминаBiblia Vulgata как «Общепринятая Библия», т.е. систематизированный текст, одобренный отцами церкви и написанный на доступном языке. Отметим, что именно Вульгата сыграла важную роль в распространении христианства в варварской Европе. 

Христианское учение выступило определенной интегрирующей силой в развитии европейской культуры раннего средневековья, придавая ей определенную целостность. Именно под воздействием христианства формируется особый тип мышления, чувственное восприятие мира, виды творческой деятельности, темы культуры. Теоцентризм можно было бы назвать своеобразным каноном новой эпохи. Жизнь во всем многообразии рассматривалась исключительно как служение БОГУ.

Интеллектуальные усилия раннесредневековой Европы были направлены на осмысление христианского учения как морально-нравственного стержня бытия. Продолжением античной традиции являлось представление о человеке как носителе двух начал – тела и души. Однако, в отличие от греко-римской традиции, где телесная красота земного человека поднималась до величия Бога, в христианстве акценты были проставлены иначе. Телесная красота не вечна, она кончается со смертью, а вот величие или низость духа – есть истинный критерий оценки красоты. Именно высокая духовность сулила человеку вечную жизнь и блаженство.

Такое внимание к морально-нравственным проблемам бытия в раннем средневековье можно отчасти объяснить суровыми условиями жизни того времени - войны, материальная скудость, тяжелый труд, жестокость нравов требовали от человека стойкости и выносливости, явственно демонстрируя относительность телесной красоты над духовной. Именно в таких условиях раннего средневековья формируется культ страдания как способ очищения и возвышения души.

В усвоении этих истин особую роль играли не столько философские учения, сколько земные примеры образцовой жизни. Монастырская жизнь, основанная на коллективном подвижничестве, должна была показать другим путь к блаженству. Становление монашества в Европе связано с двумя великими именами – Василий Великий – писатель, богослов, живший в IVвеке на территории будущей Византии и особо почитавшийся там впоследствии, и Св. Бенедикт, живший на Аппенинах в конце V – начале VI веков.

Так в раннем средневековье сложилось понимание христианских добродетелей, в основе которых лежали принципы иерархичности, аскетизма, смирения. Именно сквозь призму этих понятий раскрываются смыслы культурного творчества раннего средневековья.

Иерархия феодального общества рассматривалась как богоустановленное правило. Строгая централизация и членение социальных слоев соответствовало «Структуре Небесного Престола». При этом каждому из социальных слоев – духовенству, рыцарям, народу – строго прописывались общественные функции. Духовенство ведало «делами небесными», рыцари – «делами земными» - защита народа, государства, а народу Господь повелел трудиться.

Аскетизм как учение об отказе от жизненных благ и удовольствий стал стержневой проблемой раннего средневековья, которая отразилась на всех сторонах человеческого бытия того времени. Аскетизм вместе со смирением становился для христианина методом духовного совершенствования, образцом служения Богу.

Культурными центрами раннего средневековья были замок и монастырь. С одной стороны и там и там существовало органическое единство материального и духовного начал. Тем не менее, за замком закрепились функции административного, военного центра, а за монастырем – духовного, а вместе с тем, просветительского центра. Именно в монастырях раннего европейского средневековья формировались интеллектуальные очаги, в которых на базе сохранения латинского языка бережно хранили искры античной мысли, при этом вырабатывая новый христианский взгляд на понимание учености. Если христианство есть религия Слова, то правильное почитание Бога напрямую зависит от должного уровня образования паствы.

 Книжная миниатюра. Испания.XIII в.

В связи со сказанным, нельзя не назвать несколько имен великих деятелей христианского просвещения того времени. Теолог, теоретик музыки Боэций ( ок. 480-524гг.) в своих трактатах знакомил варварскую Европу с основами античного просвещения и воспитания – семью свободными искусствами, переводил с греческого на латынь труды Аристотеля.

Современник Боэция - государственный деятель, историк, писатель при дворе остготов Кассиодор в почтенном возрасте, оставив политику, вернулся в свое родовое поместье на Аппенинах – Виварий. Там он основал монастырь, видя в нем просветительский центр и хранилище духовного наследия. Именно в Виварии сложилась трёхчастная структура монастыря как культурного центра, которая существовала на протяжении всего Средневековья: библиотека, скрипторий (лат. scriptorius писчий), школа. В скриптории Вивария переписывали рукописи не только для узкого внутреннего употребления, списки книг делались на продажу, и они получили распространение по всей Европе. Интересно заметить, что в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится рукопись из виварианского скриптория!

Ещё одно имя великого деятеля культуры «варварской Европы» - Алкуин (ок. 735-804 гг.). Англосакс по происхождению, принявший монашество, он прославился в Европе как блестящий эрудит, учёный, богослов,поэт. Его советы по проведению реформ в области образования высоко ценил Карл Великий, который назначил Алкуина главой Аахенской Академии. Кстати, в Академии он тут же получил прозвище Гораций в память о великом поэте «золотого века» римской культуры.

Как уже отмечалось, христианство оказало решающее значение в формировании европейской средневековой культуры. Следует иметь в виду, что единая христианская церковь, сформировавшаяся когда-то на территории Великой Римской империи, с её распадом вступила в период обнаружившихся противоречий. Поначалу эти противоречия не затрагивали принципиальных вопросов веры, однако с течением времени конфликт углублялся и дошел до полного разрыва церквей - восточной и западной. Для восточной церкви, которая фактически признавала подчиненность государству («один Бог на небе – один царь на земле») был неприемлем основополагающий тезис западной церкви о главенстве пап НАД церковью и государством. В 1054 году было объявлено о полной независимости церквей. Так возникло две христианских конфессии – католическая и православная. Это событие сильно повлияло на дальнейшее развитие не только культуры, но и на историческую судьбу народов Западной и Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: