Продолжительность 1 час
1. Чувственное и рациональное как ступени познания. Сущность рационального познания. Мышление и язык.
2. Предмет логики. Понятие лингвистической и логической формы. Формы мышления как отражение действительности.
3. Логика и философия. Логика и психология. Логика и язык права.
4. Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития.
При подготовке к первому вопросу обратите внимание на мышление, его специфику и роль в познании и деятельности. Укажите, чем отличается мышление чувственное от рационального, в чем плюсы и минусы этих двух типов познания. Что такое язык? Почему рациональное мышление связано с языком?
Во втором вопросе сформулируйте предмет логики. Объясните, чем подход к мышлению в логике отличается от подхода к мышлению в других науках. Дайте определение логической формы. Объясните, чем истинность знания отличается от логической правильности.
В третьем вопросе покажите, почему логика связана с философией, чем логика полезна для конкретных наук, в том числе для юриспруденции.
В четвертом вопросе покажите знания истории логики: кто считается основателем логики как науки, как развивалась логика в античности и средневековье, чем характеризуется этап математизации логики, какие направления логики существуют в современности.
Литература
Основная
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 1, § 1, 2, 4, 6.
Дополнительная
1. Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
2. Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
Семинар 2.
Тема: Понятие как форма мышления.
Продолжительность 2 часа
1. Понятие как форма мысли. Выражение понятий в языке.
2. Содержание и объем понятий.
3. Логические операции с объемами понятий
4. Обобщение и ограничение понятий.
При подготовке к первому вопросу обратите внимание на определение понятия как формы мышления. Обратите внимание на то, как понятия выражаются в языке.
Во втором вопросе рассмотрите две основные характеристики понятия: объем и содержание. Как формируется содержание понятия? Почему с объемами понятия можно работать как с математическими множествами? Между объемом и содержанием понятия, как известно, обратно пропорциональные отношения, и вы должны уметь показывать это отношение при помощи круговых диаграмм.
В третьем вопросе вам необходимо знать основные операции, проводимые с объемами понятий на основании теоретико-множественных представлений: объединение, пересечение, вычитание, дополнение до универсального и т.д.
В четвертом вопросе познакомьтесь с операциями обобщения и ограничения. Выясните, какие есть пределы для обобщения и ограничения.
Литература
Основная
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 2, § 1-4., Гл. 3. § 1, 4.
Дополнительная
2.Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
3.Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
Семинар 3.
Тема: Понятия и операции с ними.
Продолжительность 2 часа
1. Понятие вида, рода и ближайшего рода.
2. Виды понятий. Отношения понятий по объему.
3. Теория определения понятий.
4. Деление понятий.
5. Понятие о классификации.
Для ответа на первый вопрос вам следует повторить предыдущего занятия о обобщении и ограничении понятия. Познакомьтесь с понятиями вид, род и ближайший вид. Сделайте контрольные задания по данному вопросу.
Во втором вопросе обратите внимание на многообразие видов понятий. Для запоминания целесообразно записать виды понятий в виде таблицы (на с. 39 рекомендованного учебника). При изучении вопроса отношения понятий обратите внимание на различие противоположных противоречащих понятий. Рекомендуем подкреплять теорию круговыми схемами как средством анализа и выражения отношений между понятиями.
В третьем вопросе выделите различие между номинальными и реальными определениями; между явными и неявными определениями. Разберите особенности родо-видовых определений. Особенности контекстуальных, аксиоматических и генетических определений. Проанализируйте приемы сходные с определением. Особое внимание уделите правилам определений.
Для ответа на четвертый и пятый вопросы изучите структуру деления, виды деления (дихотомическое и по видоизменению признака), правила деления. Выясните, какие бывают виды классификаций, какую роль классификации играют в юридических науках.
Литература
Основная
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 2, § 2, 3
Дополнительная
2.Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
3.Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
Семинар 4.
Тема: Суждение как форма мысли.
Продолжительность 2 часа
1. Простое суждение: виды и структура.
2. Лингвистическая и логическая формы мысли. Приведение суждения к нормальной форме.
3. Отношения между простыми суждениями. Распределенность терминов в суждениях. Логический квадрат.
Для изучения первого и второго вопроса выясните общую характеристику суждения: в каком смысле суждение является формой мысли, чем отличается суждение от предложения. Научитесь выделять в суждении субъект, предикат, качество связки, кванторное слово. Выясните, чем отличаются атрибутивные суждения от реляционных. Научитесь отличать количество и качество простых атрибутивных категорических суждений и выпишите их объединенную классификацию.
Изучение третьего вопроса начните со знания о распределенности терминов в простых атрибутивных категорических суждениях. При помощи логического квадрата проанализируйте отношения между простыми суждениями: отношения подчинения, противности, противоположности и противоречия.
Литература
Основная
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 4, § 1, 2.
Дополнительная
2.Котляр Н.П. Логика. Конспект лекций. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
3.Котляр Н.П. Как решать задачи по логике на экзамене. М.: Альтаир-МГАВТ, 2005.
Семинар 5.