Характеристика структурных элементов курсовой работы

Методические указания по выполнению курсовой работы

ПМ.01 Управление ассортиментом товаров

МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров

Специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

Ульяновск

 2019 г.

 

Одобрено методической комиссией экономики и управления Протокол №____ от______________ Председатель МК____________                           Л.В.Черняева Составлены в соответствии с требованиями к содержанию ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Заместитель директора по УР               Ю.Ю.Бесова ____________ «____»____________20___г.

 

Авторы - разработчики:

 

О.В.Рачковская, преподаватель профессиональных модулей высшей категории,

Е.В.Постнова, преподаватель профессиональных модулей

ОГБПОУ Ульяновского техникума питания и торговли, 2019,-.52.

Пособие предназначено для обучающихся по специальности, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

В нём изложены цель, задачи, структура, порядок выполнения и оформления курсовой работы по МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров

Методические указания предназначены для практической помощи обучающимся при выполнении и подготовке к защите курсовой работы.

 

ОГБПОУ «Ульяновский техникум питания и торговли», 2019г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения по курсовой работе

2.Характеристика структурных элементов курсовой работы

3.Методические рекомендации по оформлению текста курсовой работы

4. Критерии оценки курсовой работы

5. Список рекомендуемой литературы

Приложения

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по специальности 38.02.05,  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ПМ 01. Управление ассортиментом МДК 01.01 Основы управления ассортиментом составлены в соответствии с требованиями ФГОС в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Целями курсовой работы являются:

- более глубокое овладение знаниями;

- формирование умений осуществлять поиск, обобщать, анализировать необходимую информацию;

- привитие интереса к исследовательской деятельности;

- формирование умений самостоятельной работы;

- овладение умениями последовательного обоснованного изложения своих мыслей;

- выработка умений анализировать сложные явления.

Выполнение курсовой работы направлено на приобретение обучающимися практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК):

                                                                                                       Таблица 1.

Формируемые компетенции ВПД: Управление ассортиментом товаров

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК  1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 

 

При выполнении курсовой работы необходимо широко использовать теоретические знания и материалы практической деятельности местных торговых организаций и предприятий. Работы, выполненные только на основе литературных источников, возвращаются обучающимся на доработку.

Начальным этапом выполнения курсовой работы является выбор темы. Следующий этап в выполнении курсовой работы - составление плана. Обучающимся предлагается примерный план курсовой работы. Обучающийся может воспользоваться рекомендованным планом, может изменить, дополнить его или предложить план, составленный самостоятельно, который следует согласовать с руководителем курсовой работы.

Выбрав тему и составив план курсовой работы, обучающийся приступает к подбору литературы: изучает обязательный программный материал, дополнительную, новую литературу, ресурсы Интернет, учебные пособия в библиотеках и книжных магазинах города. 

Изложение материала курсовой работы должно носить проблемный характер. Кроме того, при написании курсовой работы следует активно использовать региональный компонент, привлекая для сравнения и анализа официальные материалы по вопросам развития торговли Ульяновской области.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- убедительность аргументов;

- краткость и четкость формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотность оформления.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна содержать следующие обязательные составные части:

1) Задание

2) Титульный лист

3) Содержание

4) Введение

5) Основная часть (2 главы)

6) Заключение

7) Список использованных источников

8) Приложения (бланки документов)

                                   Таблица 2. Структура и объём курсовой работы

Наименование разделов Объем в страницах
Введение 1-2
Теоретическая часть (1 глава) 10-12
Практическая часть (2 глава)                                       12-18
Заключение 1-2
Список использованных источников не менее 20 источников
Итого 30-35
Приложения в соответствии с темой

Указания по выполнению курсовой работы в основном даны на примере тем, связанных с товароведными характеристиками различных групп товаров. Курсовая работа начинается с введения. Во введении обучающийся обосновывает выбор темы и ставит цель курсовой работы. Для этого нужно остановиться на сложившейся в торговле конъюнктуре по рассматриваемой группе товаров, отметить тенденции спроса и имеющиеся трудности в его удовлетворении, а в связи с этим поставить задачи, которые требуются для их решения. Выяснение путей решений, возникших в торговле (или промышленности) проблем, связанных с реализацией (производством) изучаемой группы товаров и их качеством как раз и является целью курсовой работы каждого обучающегося.

В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, основанные на анализе состояния рынка конкретной группы товаров, прежде всего, обращают внимание на объемы продукции, выпускаемой отраслью за ряд лет, проблемы научно-технического развития, расширения ассортимента, развитие сырьевой базы отрасли, изменения в размещении ее предприятий.

Общий объем литературной части курсовой работы не должен превышать 10-12 страниц.

Практическая часть курсовой работы начинается с объектов исследования. При этом необходимо дать стройную, логически последовательную классификацию группы товаров, рассматриваемых в курсовой работе (желательно в виде иерархической схемы). Следует иметь в виду, что в некоторых литературных источниках классификация ассортимента дается неполно, с нарушением признаков самой классификации, поэтому к изложению данного вопроса необходимо отнестись творчески, со всей серьезностью. Неправильно или неполно составленная классификация затрудняет дальнейшую характеристику ассортимента и анализ структуры ассортимента. Характеризуя конкретные образцы, указать для каждого из них наименование, вид исходного сырья, особенности конструкции и внешнего оформления, характер спроса, достоинства и недостатки и т.п. В соответствии с классификационными признаками дать общую характеристику ассортимента групп, подгрупп, типов, видов, разновидностей изделий, отметить отличительные особенности тех или иных ассортиментных позиций. Так, при рассмотрении кожаной обуви надо обязательно подчеркнуть особенности, модели и фасона каждого образца, их соответствие направлению моды, обратить внимание на применяемые материалы для верха и низа обуви; у швейных изделий - применяемые материалы, силуэты, покрой, размерные характеристики, причины повышения или понижения спроса. Многие часто повторяющиеся сведения о характеризуемых образцах товаров можно представить в таблицах. Основные данные о рассматриваемых образцах можно получить путем их личного изучения в торговом предприятии (магазине, складе). Кроме того, в этом плане многое может дать сопроводительная документация (руководство или инструкция по эксплуатации), отраслевые журналы и экспресс - информация.

Ответы по объектам исследования рассматриваемой группы товаров иллюстрируются фотографиями, рисунками, а при возможности натуральными образцами исходных материалов (кожи, тканей, трикотажа, древесины, лаков, красок, и т.д.).

Полнее рассказать об ассортименте изделий, поступающих в торговое предприятие, позволяет метод сравнения, при котором подробно разбираются лишь 8-10 образцов, а у остальных подчеркивается то общее или отличное, что есть у них по сравнению с ранее рассматриваемыми. В любом случае количество рассматриваемых образцов должно быть не менее 15-20 и они должны наиболее полно представлять ассортимент данной группы товаров в местном торговом предприятии (магазине, складе). Приведенные в этой части работы сведения о каждом образце в дальнейшем должны быть использованы при оценке потребительских свойств изделий. В заключение подчеркиваются особенности ассортимента характеризуемой товарной группы: разнообразие, достоинства и недостатки.

Известно, что под структурой ассортимента товаров понимают относительную долю (в %) их групп, подгрупп, видов, моделей в общем объеме изучаемой совокупности.

При изучении структуры ассортимента товаров любой группы число и характер классификационных признаков могут быть весьма разнообразными, что зависит от специфики товарной группы, по которой выполняется курсовая работа, сложности ассортимента товарной группы и др.

По тем же причинам и периоды, в пределах которых изучается структура ассортимента, могут быть разными.

В связи с тем, что классификационных признаков товаров может быть много, необходимо составлять несколько таблиц. Число и форма таблиц определяется студентами самостоятельно с учетом специфики товаров, по которым выполняется курсовая работа.

Необходимо  помнить, что в каждой таблице представляется одна и та же товарная масса (одно и то же количество или товар на одну и ту же сумму, взятых за один и тот же период времени).

Обязательно следует учесть, что составление таблиц с использованием только относительных величин (%) считается неправильным. В таблицах должны быть приведены исходные данные о поступлении и реализации товаров за определенный период, а затем уже рассчитана и проставлена в соседней графе относительная величина (%).

После каждой таблицы следует дать подробный анализ данных, представленных в ней, указав, в какой степени сложившаяся структура ассортимента товаров соответствует потребительскому спросу. Сделать это легче, если студент при изучении структуры ассортимента имеет возможность сопоставить предложения (закупка товаров плюс их товарные запасы на начало изучаемого периода) с реализацией продукции. В этом случае можно судить не только о характере спроса на соответствующие группы изделий, но и предложить с учетом реализации и тенденций изменения спроса более рациональную структуру ассортимента товаров по изучаемым признакам на будущий период времени.

Анализ структуры ассортимента будет более обоснованным, если имеются данные по структуре покупательского спроса. При анализе рассматриваемого ассортимента одежды и обуви фактическая структура сопоставляется с предпочтительной.

Данные, необходимые для изучения структуры ассортимента, можно взять из инвентаризационных описей, счетов-фактур, договоров купли-продажи и других документов, которые имеются в бухгалтерии или у материально-ответственных лиц.

Изучение структуры ассортимента товаров должно заканчиваться выводами о степени соответствия товаров спросу потребителей и направлено на разработку обоснованных рекомендаций по формированию рациональной структуры ассортимента.

Для отдельных товаров при анализе структуры ассортимента возможно использование методов социологического исследования (метод наблюдения, опроса, почтовый, интервьюирования, экспертной оценки).

В заключении обучающийся должен сформировать конкретные, деловые рекомендации, о возможности применения материалов курсовой работы коммерческими предприятиями.

Заключение по работе должно быть реальным в пределах тех возможностей, которые есть у промышленности и торговли, и направленными на совершенствование и оптимизацию ассортимента, повышение качества товаров, разработку более совершенных методик по оценке качества товаров или нормативной документации, разработку мероприятий по предупреждению возникновения дефектов, порчи товаров.

Заканчивается работа списком использованных источником, перечнем приложений, датой окончания работы и личной подписью обучающегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: