На физическое развитие и двигательные способности детей с нарушением интеллекта влияет тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения.
Нарушения физического развития:
- отставание в массе тела;
- ожирение;
- отставание в длине тела;
- диспропорции частей тела;
- патологическая форма грудной клетки;
- нарушение осанки, сколиозы, лордозы, кифозы, кривошея;
- неправильная форма ног;
- нарушения стопы;
- нарушения в развитии грудной клетки;
- сниженная жизненная емкость легких;
- сниженная окружность грудной клетки;
- нарушение дыхания по частоте, глубине, ритму;
- нарушение дыхательного акта с двигательной нагрузкой;
- слабость миокарда;
- аритмия;
- аномалии черепа;
- аномалии лицевого скелета;
- дисплазии (отклонения органов от нормальной формы и размера);
- аномалии слуха, зрения, речи;
- низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
- парезы верхних и нижних конечностей;
- быстрое истощение нервной системы;
- нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем;
- врожденные структурные аномалии зубов и прикуса;
- готическое небо;
- врожденный вывих бедра;
- множественные сочетанные дефекты;
- нарастающее утомление;
- снижение работоспособности.
Нарушения психомоторики:
- нарушение регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов;
- нарушение тонуса коры головного мозга – затруднение выполнения двигательных действий, неравномерное распределение силы мышц;
- бедность выразительных и пластических движений;
- слабость, неточность движений, несвоевременность движений при перемещении в пространстве;
- возрастание двигательной недостаточности при выполнении точно дозированных мышечных усилий, перекрестной координации движений;
- затруднение автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания к деталям движения;
- трудность переключения с одного движения на другое;
- стертые двигательные нарушения, которые проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Нарушения в развитии основных движений:
- неточность движений в пространстве;
- неточность движений во времени;
- неумение выполнять ритмичные движения;
- низкий уровень дифференцирования мышечных усилий;
- низкий уровень развития функции равновесия;
- дискоординация движений.
Нарушения движений при ходьбе:
- неправильная походка (скованность, неритмичность, лишние движения);
- сутулость;
-дискооррдинация движений рук и ног;
- шарканье ногами;
- постоянные отклонения от пути по прямой;
- неодинаковая длина шагов;
- неодинаковые амплитуды при взмахах руками;
- носки ног обращены вовнутрь;
- носки ног обращены наружу;
- вялость;
- вертикальные движения туловищем;
- постоянные отклонения туловища от вертикальной оси;
- ходьба на прямых или полусогнутых ногах;
- ходьба вразвалку;
- при ходьбе опущенная вниз или наклоненная набок голова.
Нарушение движений при беге:
- отсутствие согласованности движений рук и ног;
- неравномерность по амплитуде;
- излишнее вращение туловища;
- скованность плечевого пояса;
- чрезмерный наклон туловища вперед;
- чрезмерное напряжение рук;
- мелкие шаги;
- неритмичность;
- чрезмерный наклон головы вперед;
- малая амплитуда в движениях рук;
- прижимание рук к туловищу;
- излишний поворот стоп наружу;
- обращение стоп носками друг к другу;
- раскачивание туловища в стороны;
- дискоординация движений рук и ног;
- вялость движений;
- бег на почти прямых или полусогнутых ногах.
Нарушения движений в прыжках.
- в прыжках с места толчком двумя ногами отталкивание производится одной ногой;
- дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в фазе полета;
- слабое финальное усилие;
- неумение приземляться, слабый взмах руками, упражнение выполняется из низкого приседа;
- толчок выполняется почти прямыми ногами;
- в прыжках в высоту и в длину с разбега неумение подобрать точное место отталкивания, слабое финальное усилие, неумение приземляться, отталкивание прямой ногой.
Нарушения движений при метаниях
- напряженность;
- скованность туловища,
- торопливость,
- неправильный замах;
- несвоевременный выпуск метаемого предмета из рук;
- вялость;
- слабость финального усилия;
- дискоординация движений рук, ног и туловища при броске;
- метания производятся на прямых ногах или прямыми руками.