Основные задачи:
1.Укрепление здоровья, закаливание организма.
2. Формирование правильной осанки.
3.Обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков (прикладного характера).
4.Развитие физических качеств.
5.Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений.
6.Формирование познавательных интересов.
7.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
8.Воспитание нравственных и волевых качеств, настойчивости, смелости, приучение к дисциплине, активности и самостоятельности, навыков культурного поведения, патриотизма.
Специальные задачи:
1.Создание условий для коррекции координационных способностей (точности движений в пространстве, во времени; ритма движений; пространственной ориентировки, равновесия).
2.Создание условий для коррекции основных видов движений.
3.Создание условий для коррекции свойств внимания (объем, концентрация, интенсивность, переключаемость, устойчивость, распределение) и его видов (зрительное, слуховое, осязательное).
|
|
4.Создание условий для коррекции памяти (кратковременной, оперативной, долговременной, зрительно-слухово-моторной, образной, словесно-логической, произвольной).
5.Создание условий для коррекции мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактного (словесно-логического).
6.Активизация познавательной деятельности обучающихся.
7.Создание условий для формирования у учащихся устойчивой мотивации к регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.
8.Воспитание волевых качеств, осознанного отношения к результатам собственной деятельности, ответственности, самостоятельности.
9.Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами (согласованность движений отдельных звеньев тела, согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений, согласованность движений и дыхания, компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций).
10.Коррекция и профилактика соматических нарушений (осанки, плоскостопия, коррекция массы тела, коррекция речевого дыхания, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем).
11.Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительной и слуховой памяти, развитие воображения, дифференцировкам зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению).
12.Развитие познавательной деятельности (формирование представлений об упражнениях, влиянии их на организм, режим дня, гигиена одежды).
13.Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
|
|
С целью формирования у обучающихся с нарушением интеллекта мотивов достижения личного и социально значимого результата на уроках адаптивной физической культуры может применяться специально разработанная методика (Пелих Е.Ю., 2011), включающая 4 компонента.
1.Блок методических приемов по созданию для обучающихся ситуаций успеха в процессе занятий физическими упражнениями. Формирует мотивы достижения результата через удовлетворение потребностей учащихся в признании и самоуважении.
2.Блок методических приемов по активизации межличностных взаимодействий учащихся внутри класса в процессе занятий физическими упражнениями.
3.Блок методических приемов по созданию условий формирования у обучающихся навыков уверенного поведения.
4.Блок методических приемов по созданию условий, направленных на выработку у обучающихся умений самостоятельной организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности.
Средства адаптивного физического воспитания
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.
Физические упражнения
Группы упражнений (они могут использоваться на уроках адаптивной физической культуры, лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях).
1. Упражнения, связанные с перемещениями тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, лазание, лыжи.
2. Общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, на снарядах – лестница, тренажеры, гимнастическая стенка).
3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, скоростно-силовых качеств.
4. Упражнения на коррекцию нарушений осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, ног.
5. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, туловища, равновесие, дифференцировка усилий.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
8. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функции паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную деятельность.
10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, минифутбол, верховая езда.
Естественно-средовые факторы
Рекомендуется использование воды, воздушных и солнечных ванн при выполнении упражнений. Полезны: купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках.
Гигиенические факторы
Включают правила и нормы личной и общественной гигиены:
- режим дня;
- соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха;
- питание;
- гигиена окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования;
- закаливающие процедуры.