Задачи адаптивного физического воспитания

Основные задачи:

1.Укрепление здоровья, закаливание организма.

2. Формирование правильной осанки.

3.Обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков (прикладного характера).

4.Развитие физических качеств.

5.Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений.

6.Формирование познавательных интересов.

7.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

8.Воспитание нравственных и волевых качеств, настойчивости, смелости, приучение к дисциплине, активности и самостоятельности, навыков культурного поведения, патриотизма.

Специальные задачи:

1.Создание условий для коррекции координационных способностей (точности движений в пространстве, во времени; ритма движений; пространственной ориентировки, равновесия).

2.Создание условий для коррекции основных видов движений.

3.Создание условий для коррекции свойств внимания (объем, концентрация, интенсивность, переключаемость, устойчивость, распределение) и его видов (зрительное, слуховое, осязательное).

4.Создание условий для коррекции памяти (кратковременной, оперативной, долговременной, зрительно-слухово-моторной, образной, словесно-логической, произвольной).

5.Создание условий для коррекции мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактного (словесно-логического).

6.Активизация познавательной деятельности обучающихся.

7.Создание условий для формирования у учащихся устойчивой мотивации к регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

8.Воспитание волевых качеств, осознанного отношения к результатам собственной деятельности, ответственности, самостоятельности.

9.Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами (согласованность движений отдельных звеньев тела, согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений, согласованность движений и дыхания, компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций).

10.Коррекция и профилактика соматических нарушений (осанки, плоскостопия, коррекция массы тела, коррекция речевого дыхания, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем).

11.Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительной и слуховой памяти, развитие воображения, дифференцировкам зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению).

12.Развитие познавательной деятельности (формирование представлений об упражнениях, влиянии их на организм, режим дня, гигиена одежды).

13.Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

С целью формирования у обучающихся с нарушением интеллекта мотивов достижения личного и социально значимого результата на уроках адаптивной физической культуры может применяться специально разработанная методика (Пелих Е.Ю., 2011), включающая 4 компонента.

1.Блок методических приемов по созданию для обучающихся ситуаций успеха в процессе занятий физическими упражнениями. Формирует мотивы достижения результата через удовлетворение потребностей учащихся в признании и самоуважении.

2.Блок методических приемов по активизации межличностных взаимодействий учащихся внутри класса в процессе занятий физическими упражнениями.

3.Блок методических приемов по созданию условий формирования у обучающихся навыков уверенного поведения.

4.Блок методических приемов по созданию условий, направленных на выработку у обучающихся умений самостоятельной организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

 

Средства адаптивного физического воспитания

К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.

Физические упражнения

Группы упражнений (они могут использоваться на уроках адаптивной физической культуры, лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях).

1. Упражнения, связанные с перемещениями тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, лазание, лыжи.

2. Общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, на снарядах – лестница, тренажеры, гимнастическая стенка).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, скоростно-силовых качеств.

4. Упражнения на коррекцию нарушений осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, ног.

5. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, туловища, равновесие, дифференцировка усилий.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

8. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функции паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную деятельность.

10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, минифутбол, верховая езда.

Естественно-средовые факторы

Рекомендуется использование воды, воздушных и солнечных ванн при выполнении упражнений. Полезны: купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках.

Гигиенические факторы

Включают правила и нормы личной и общественной гигиены:

- режим дня;

- соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха;

- питание;

- гигиена окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования;

- закаливающие процедуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: