Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями:
- стойкое нарушение познавательной деятельности (отсутствие потребности в знаниях, вялость мыслительной деятельности, неумение анализировать и обобщать, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу);
- недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического;
- анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения отличается бедностью и фрагментарностью;
- нарушение ощущений, восприятий, представлений, памяти, мышления, внимания;
- недостаточность абстрактного мышления;
- бессистемность имеющихся понятий и представлений, слабость смысловых связей;
- затруднено осмысленное запоминание, то, что удерживается механической памятью, быстро забывается (словесный материал, движения);
- внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения, слабостью фиксации;
- замедленный темп и объем восприятия, освоение двигательных действий требует большего времени;
- задержка становления речи;
- общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения, трудности звуко-буквенного анализа и синтеза;
- недостаточное осмысление речевых инструкций и заданий;
- низкий уровень знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
- трудности формирования связи зрительных образов со слуховыми;
- быстрая утомляемость от монотонной работы;
- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
- нарушение поведения;
- отклонения в эмоционально-волевой сфере (недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональный спад;
- недоразвитие навыков игровой деятельности (с трудом осваивают новые игры);
- сниженная самооценка;
- агрессивность;
- страдают волевые процессы;
- отсутствие инициативности;
- характерны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления (Шапкова Л.В., 2003).
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие «нарушение интеллекта».
2. Перечислите степени умственной отсталости.
3. Раскройте понятия «олигофрения» и «деменция».
4. Перечислите причины нарушения интеллекта.
5. Перечислите вторичные нарушения, возникающие у детей с нарушением интеллекта.
6. Перечислите сопутствующие заболевания у детей с нарушением интеллекта.
7. Раскройте специфику заболевания «синдром Дауна».
8. Раскройте особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью.
9. Раскройте особенности психического развития детей с умственной отсталостью.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА