Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта

Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями:

- стойкое нарушение познавательной деятельности (отсутствие потребности в знаниях, вялость мыслительной деятельности, неумение анализировать и обобщать, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу);

- недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического;

- анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения отличается бедностью и фрагментарностью;

- нарушение ощущений, восприятий, представлений, памяти, мышления, внимания;

- недостаточность абстрактного мышления;

- бессистемность имеющихся понятий и представлений, слабость смысловых связей;

- затруднено осмысленное запоминание, то, что удерживается механической памятью, быстро забывается (словесный материал, движения);

- внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения, слабостью фиксации;

- замедленный темп и объем восприятия, освоение двигательных действий требует большего времени;

 - задержка становления речи;

- общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения, трудности звуко-буквенного анализа и синтеза;

- недостаточное осмысление речевых инструкций и заданий;

- низкий уровень знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;

- трудности формирования связи зрительных образов со слуховыми;

- быстрая утомляемость от монотонной работы;

- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

- нарушение поведения;

- отклонения в эмоционально-волевой сфере (недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональный спад;

- недоразвитие навыков игровой деятельности (с трудом осваивают новые игры);

- сниженная самооценка;

- агрессивность;

- страдают волевые процессы;

- отсутствие инициативности;

- характерны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления (Шапкова Л.В., 2003).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие «нарушение интеллекта».

2. Перечислите степени умственной отсталости.

3. Раскройте понятия «олигофрения» и «деменция».

4. Перечислите причины нарушения интеллекта.

5. Перечислите вторичные нарушения, возникающие у детей с нарушением интеллекта.

6. Перечислите сопутствующие заболевания у детей с нарушением интеллекта.

7. Раскройте специфику заболевания «синдром Дауна».

8. Раскройте особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью.

9. Раскройте особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

 

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: