Методы воспитания личности

Воспитывающая среда – организация жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Дети с нарушением интеллекта имеют узкую однородную среду обитания и общения, бедный поведенческий опыт, скудные представления об окружающем мире. Воспитывающая деятельность – вовлечение ребенка в различные виды деятельности. Происходит осмысление, самоощущение себя в реальной жизни. Дети с нарушением интеллекта имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений.

Физкультурная деятельность решает ряд важных задач:

- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;

- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям;

- формирование положительной мотивации, интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативного поведения;

- воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;

- воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения;

- формирование навыков самовоспитания: самооценки, самоконтроля, самодисциплины.

Методы взаимодействия педагога и занимающихся

Индивидуальные занятия проводятся с детьми надомного обучения, имеющие сложные нарушения развития. Индивидуализируется содержание, методы, приемы лечебных и коррекционных мероприятий.

Индивидуально-групповые занятия. Формируется группа от 2-3 до 6-8 человек с  приблизительно одинаковыми нарушениями (осанка).

Малогрупповые занятия (10 человек). Недостаток – ограниченный индивидуальный подход.

Методы психического регулирования

Дети могут приходить на урок физической культуры с разным настроением. Приемы для оптимизации состояний:

- доброжелательный стиль общения;

- выраженное внимание к каждому ученику;

- позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;

- постановка общей цели;

- адекватность средств, методов и методических приемов;

- примирительные акты в случае конфликтов;

- методы внушения для снятия страхов, тревоги, стресса;

- театрализованный формы занятий (сказкотерапия).

 

Принципы адаптивной физической культуры

Педагогические принципы адаптивной физической культуры, используемые в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Принцип диагностирования:

- необходимость учета основного дефекта;

- учет сопутствующих заболеваний;

- учет вторичных отклонений;

- учет медицинских показаний и противопоказаний;

- учет особенностей психических и личностных качеств;

- учет нарушенных и сохранных функций опорно-двигательного аппарата;

- учет уровня физического развития;

- учет уровня физической подготовленности.

Принцип дифференциации и индивидуализации:

- объединение занимающихся на занятии в относительно однородные группы (возраст, пол, уровень развития двигательных качеств);

- индивидуальная работа с каждым занимающимся с учетом его особенностей физического и психического развития, способности к обучению, двигательного опыта;

Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий:

- коррекция и активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами адаптивной физической культуры;

- преодоление, сглаживание, ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями.

Принцип учета возрастных особенностей:

- учет неравномерности процесса индивидуального развития всех физиологических и психологических функций;

- сенситивные периоды у детей с нарушением интеллекта наступают позднее на 2-3 года;

- динамика физических и психических возможностей обучающихся индивидуальна.

Принцип адекватности педагогических возможностей:

- соответствие коррекционных задач, средств, методов, методических приемов адаптивной физической культуры должен соответствовать функциональному состоянию занимающегося.

Принцип оптимальности педагогических воздействий:

- разумное балансирование величины психофизической нагрузки;

- стимуляция адаптационных процессов;

- оптимальная реакция организма на физическую нагрузку.

Принцип вариативности педагогических воздействий:

- многообразие физических упражнений, условий их выполнения;

- способы регулирования эмоционального состояния;

- воздействие на различные сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику.

Принцип приоритетной роли микросоциума:

- влияние семьи, учителей, воспитателей, педагогов, психологов, друзей, сверстников на воспитание личности ребенка;

- при проведении занятий по адаптивной физической культуре необходимы мастерство, профессионализм, личное обаяние педагога, умение организовать взаимодействие учащихся и взрослых, создание психологического климата доверия, доброжелательности, своевременная похвала и одобрение, обеспечение безопасности.

 

Особенности занятий адаптивным физическим воспитанием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: