Методы и средства развития силы
- упражнения основной гимнастики: лазание, ползание, подтягивание, сгибание-разгибание рук в упоре, поднимание ног из положения лежа и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической скамейке лежа с помощью рук;
- корригирующие силовые упражнения для профилактики нарушений осанки, коррекции дефектов;
- легкоатлетические упражнения: прыжки, прыжковые упражнения;
- упражнения с преодолением внешней среды: бег по песку, передвижение на лыжах по глубокому снегу;
- упражнения с различными отягощениями с утяжелителями: гантелями, набивными мячами;
- упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, амортизаторы);
- упражнения с преодолением сопротивления и веса партнера (упражнения в парах);
- плавание одними руками, ногами.
-упражнения с преодолением собственного веса тела;
- упражнения с использованием сопротивления внешней среды (передвижение по снегу, песку);
- упражнения на тренажерах;
- упражнения статического и динамического характера;
|
|
- висы на перекладине, гимнастической стенке.
При тяжелых формах умственной отсталости, осложнениях соматического характера, сколиозах упражнения с поднятием тяжестей, соскоками, прыжками противопоказаны.
Методы развития скоростных способностей
Скоростные способности необходимы в трудовой, бытовой, учебной, спортивной деятельности. Ребенок должен быстро реагировать на внешние сигналы, предвидеть опасность.
Факторы, от которых зависит проявление скоростных способностей:
- состояние центральной нервной системы и периферической нервной системы;
- психические функции (ощущение, восприятие, внимание);
- уровень координационных способностей;
- особенности характера и поведения.
У детей с нарушением интеллекта один или несколько факторов имеют дефектную основу, поэтому развитие скоростных качеств тормозится.
Быстрота простой двигательной реакции: реагирование на внезапно возникающий сигнал во время ходьбы, бега (свисток, хлопок).
Быстрота сложной двигательной реакции развивается в подвижных и спортивных играх (игра «Лапта»).
Средства развития быстроты:
- выполнение простых движений с максимальной частотой (бег на месте руками);
- повторение циклических упражнений 5-6 сек с максимальной частотой;
- эстафеты, игры;
- в прыжках вверх выполнить хлопки перед грудью, за спиной;
- в прыжках вверх касаться ногой ноги;
- из положения стоя по сигналу взять мяч и бросить из-за головы;
- бег с максимальной частотой шагов у поре у стены;
- быстрые движения руками, как в беге на месте;
- бег на месте без упора с максимальной частотой шагов;
|
|
- старты из различных положений по сигналу;
- ускорения с высокого и низкого старта;
- бег с максимальной частотой ускоренными шагами по меткам;
- повторный бег на коротких отрезках (10-20м);
- спортивная ходьба с максимальной частотой шагов;
- бег трусцой;
- по первому хлопку – быстрый прыжок вверх, по второму – лечь на маты, по третьему – быстро встать и принять первоначальное положение;
- быстрые прыжки с продвижением вперед;
- метания мячей на дальность;
- метания мячей в быстродвижущуюся цель;
- быстрые наклоны, приседания;
- челночный бег.
Методы развития выносливости
Причины снижения уровня развития данного качества: сниженный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сниженная способность к волевым усилиям.
Главная задача: создать условия для повышения общего уровня работоспособности к широкому кругу видов деятельности.
Средства:
- упражнения легкой атлетики;
- передвижение на лыжах;
- плавание;
- велосипед;
- спортивные и подвижные игры.
- ходьба;
- дозированная ходьба;
- бег;
- бег с ходьбой;
- катание на коньках;
- спортивные игры;
- подвижные игры.
Методы: равномерный, реже переменный, повторный.
К окончанию 9 класса школьники должны пробегать дистанцию 300-500м, на лыжах – 1 км, плавать - 25м.
Применяется повторный метод (ускорения с интервалами отдыха): 20 м в младших классах, 40-60м – в старших.
Для поддержания аэробной выносливости рекомендуется нагрузка с частотой сердечных сокращений 120-140 уд/мин, для повышения аэробной выносливости – 140-165 уд/мин (кроме детей с тяжелой формой умственной отсталости).
Методы развития гибкости
Причины снижения уровня гибкости:
- нарушение нервной регуляции тонуса мышц;
- нарушение межмышечной координации;
- нарушение функционального состояния суставов (врожденная или приобретенная тугоподвижность).
Задачи:
- развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой.
Младший и средний школьный возраст – наиболее плодотворный для развития гибкости.
Средства:
- динамические активные упражнения: маховые, пружинистые, прыжковые, в сопротивлении упругих предметов;
- динамические пассивные упражнения: с дополнительной опорой, с помощью партнера, с отягощением, на тренажерах;
- статические упражнения, включающие удержание растянутых мышц.
- вращательные движения конечностями;
- сгибания, разгибания конечностей;
- наклоны и повороты туловища;
- шпагаты;
- удержание статических положений и поз;
- упражнения с отягощением в уступающем режиме.
Методы развития координационных способностей
Методические приемы развития координационных способностей:
- элементы новизны (изменение и.п., темпа, усилий, скорости, амплитуды);
- симметричные и ассиметричные упражнения;
- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления;
- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный анализатор;
- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на подвижной опоре);
- упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния;
- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, хлопки, звуковые, световые сигналы);
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий;
- зеркальное выполнение упражнений;
- применение необычных исходных положений;
- изменение скорости и темпа движения;
- усложнение упражнений необычными движениями;
- ходьба по батуту;
- балансировка на полусфере;
- упражнения с фитболами;
- упражнения с закрытыми глазами;
-упражнения с различными предметами в ритме музыки;
- лазания.