Комплексы упражнений для коррекции нарушений осанки

Сутулая и круглая спина

Комплекс 1

1. И.п. – основная стойка, в руках гимнастическая палка. 1-2 – палку завести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 – вернуться в и.п.

2. И.п. – основная стойка. 1-4 – «крылышки» руками.

3. И.п. – лежа на животе. 1-2-  руки в «крылышки»; 3-4 – держать.

4. И.п. – лежа на животе. 1-2 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 – вернуться в и.п.

5. И.п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1-4 – прокатывать палку по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.

6. И.п. – лежа на спине. 1-2 – приподняться на предплечьях, прогнуться; 3-4 держать.

7. И.п. – лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик. 1-4 – приподняться на предплечьях над валиком; 5-8 – вернуться в и.п.

8. И.п. – лежа на спине. 1-4 – круговые движения ногами по и против часовой стрелки.

9. И.п. – стоя на четвереньках. 1-4 – прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5-8 – вернуться в и.п.

10. Тоже, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

11. И.п. – стоя на четвереньках. 1-2- - поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3-4 – вернуться в и.п.

12. И.п. – тоже. 1-2 – поднять правую руку и правую ногу одновременно; 3-4 – вернуться в и.п.; 5-6 – поднять левую руку и левую ногу; 7-8 – вернуться в и.п.

Комплекс 2

1. И.п. – стоя от стены на расстоянии полушага, опереться о нее спиной. Усилием мышц выпрямить спину и прижаться к стене всей ее поверхностью и затылком. Сохранить паузу 10 с.

2. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Тоже, что и в первом упражнении.

3. И.п. – стоя лицом к стене на расстоянии шага, упереться о нее руками. Сгибая руки и выпрямляя спину, поднять голову и коснуться грудью стены.

4. И.п. – о. с. стоя, гимнастическую палку держать на лопатках. Напрягая мышцы, выпрямить спину. Сохранять позу 10 с.

5. И.п. – стоя на расстоянии большого шага от стены, опереться о нее руками на высоте пояса. Поднять голову и выпрямить спину.

6. И.п. – стоя спиной к стене на расстоянии шага, опереться руками о стену за головой. Выпрямляя руки, прогнуться, наклонить голову назад.

7. И.п. – сидя на полу спиной к стене, согнутые в коленях ноги подтянуть к груди. Опираясь о стену руками и прогибаясь встать.

8. И.п. – лежа на спине, руки согнуты в локтях. Напрягая мышцы спины и упираясь локтями о пол, приподнять плечи.

9. Вис спиной к гимнастической стенке, выпрямив спину и вытянувшись вниз.

Комплекс 3

1. Свободная ходьба (2-3 мин.) с выпрямленной спиной, несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Подбородок поднять. Контроль с помощью зеркала.

2. И.п. – руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибанием в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок – вдох; вернуться в и.п. – выдох (3 раза каждой ногой).

3. И.п. – стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприсед, одновременно поднимая руки вперед, вернуться в и.п. (4-5 раз).

4. И.п. – палка на лопатках. Наклоняться вперед, вытянув руки вверх, вернуться в и.п. (5-6 раз). Дыхание произвольное.

5. И.п. – стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. – выдох (5-6 раз).

6. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Приподнять таз до положения «полумост» - вдох, вернуться в и.п. – выдох (5-6 раз).

7. И.п. – лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Приподняться в позвоночнике (в грудном отделе) с опорой на локти – вдох, вернуться в и.п. – выдох (4 раза).

8. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе – вдох, вернуться в и.п. – выдох (5-6 раз).

9. И.п. – лежа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног – вдох, вернуться в и.п. – выдох (5-6 раз).

10. И.п. – лежа на животе, в руках гантели. Слегка вытянув шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять выпрямленные ноги, вернуться в и.п. и расслабить мышцы (6-8 раз). Упражнение выполнять с большим напряжением, голову держать прямо, не откидывая назад. Дыхание не задерживать.

11. И.п. – стоя, руки на поясе, на голове ватно-марлевая «баранка». Ходьба с разведением рук в стороны возвращением их в и.п.

12. И.п. – стоя, руки на затылке. Вытянуть руки вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох (3-4 раза).

Кругло-вогнутая спина

1. И.п. – лежа на животе, под живот подложен валик. 1-2 – поднять голову; 3-4 – вернуться в и.п.

2. И.п. – тоже. 1-2 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 3-4 – держать.

3. И.п. – тоже. 1-2 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 – поднять голову, руки в стороны; 5-6 – поднять голову, руки на пояс; 7-8 – вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка. 1-2 – вытянуть палку вперед; 3-4- - согнуть руки с палкой перед грудью.

5. И.п. – тоже, палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 – перехват руками к концам палки и обратно до середины.

6. И.п. – тоже, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках. 1-4 – палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.

7. И.п. – лежа на спине. 1-2 – поднимать голову, носки на себя; 3-4 – вернуться в и.п.

8. И.п. – тоже. 1-2- - поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.

9. И.п. – тоже. 1-4 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их груди; 5-6 – вернуться в и.п.

10. И.п. – лежа на спине. 1-2 – согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 – согнуть в колене левую ногу, прижать к груди.

11. И.п. – тоже. 1-4 – поднять обе прямые ноги под углом более 45º, с возвратом в и.п. в быстром темпе.

12. И.п. – тоже. 1-4 – сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».

13. И.п. – лежа на спине, ноги, согнутые в коленных суставах, в опоре. 1-2 – сесть, руки на пояс; 3-4 вернуться в и.п.

Плоская спина

1. И.п. – лежа на животе. 1-2 – поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии); 3-4 – вернуться в и.п.

2. И.п. – тоже. 1-2 – поднять голову, руки вперед, выполнить хлопки руками; 3-4 – вернуться в и.п.

3. И.п. – тоже. 1-2 – «брасс» руками.

4. И.п. – тоже. 1-2 – «бокс» руками.

5. И.п. – тоже. 1-2 – -поднять руки и прямые ноги одновременно; 3-4 – вернуться в и.п.

6. И.п. – тоже. 1-2 – - поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 – держать ноги, руки в «крылышки»; 5-6 – держать ноги, руки на пояс; 7-8 – вернуться в и.п.

7. И.п. – тоже. 1-2 – 1-4 – руки в замок, поднять прямые ноги также поднять; 5-8 – ползание на животе.

8. И.п. – лежа на спине. 1-2 – поднять голову и руки, носки ног на себя; 3-4 – вернуться в и.п.

Литература

1.Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб.пособие / под общ.ред.проф. С. П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298с.

2.Аксенова  А. К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / А. К. Аксенова, А. П. Антропов, И. М. Бгажнокова. – Москва: Просвещение, 2010. – 283с.

3.Астафьев, Н. В. Физическое состояние умственно отсталых школьников / Н.В.Астафьев. – Омск СибГАФК, 1996. – 240с.

4.Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб.пособие для вузов / Т. П. Бегидова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 188с.

5.Брагинский В. Многоликая умственная отсталость / В.Брагинский // Первое сентября. Здоровье детей. - 2004. - № 21. – С.24-25.

6.Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. – Москва: Аграф, 1997. - 128с.

7.Вайнер, Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. – Москва: Флинта: Наука, 2003. – 144с.

8. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей: метод. пособие / В. К. Велитченко. - Москва: Терра-Спорт, 2000. -169 с.

9.Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод.пособие. – 2-е изд., доп. и испр. / С. И. Веневцев. – Москва: Советский спорт, 2004. – 96с.

10.Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Джозефа П.Винника; пер. с анг. И.Андреев. – Киев: Олимп. лит., 2010. – 608с.

11.Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. – 240 с.

12.Горская, И. Ю. Координационные способности школьников с нарушениеминтеллекта: учеб.пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. – Омск, СибГАФК, 1999. – 80с.

13.Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании / А. А. Дмитриев. - Москва: Академия, 2002. – 320с.

14.Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура: учебн.пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – Москва: Советский спорт, 2000. – 240с.

15.Калинина, Ю. А. Особенности коррекции физического и психомоторного развития детей младшего школьного возраста детей с умственной отсталостью легкой степени на занятиях по лечебной физической культуре / Ю.А.Калинина, О.В.Алмазова // Здоровьесберегающие технологии в современном образовании [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 – 30 октября 2014 г. / Урал.гос.пед. ун-т.- Екатеринбург, 2014. - С. 88-89.

16.Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

17.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общей ред. проф. Л. В. Шапковой. – Москва: Советский спорт, 2002. – 212с.

18.Крутикова, И. С. Практика рекреационных занятий для младших школьников с нарушением интеллектуального развития / И. С. Крутикова // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1(45). - С. 43-45.

19.Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.

20.Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) [Текст] / М. С. Певзнер. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 484 с.

21.Пелих, Е. Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Пелих Елена Юрьевна; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.].- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.

22.Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

23.Сапего, А.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб.пособие / А. В. Сапего, О. Л. Тарасова, И. А. Полковников. – Кемерово, 2014. – 228с.

24.Самсонов, Ф. А. Основы генетики в дефектологии: учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов / Ф. А. Самсонов. - Москва: Просвещение, 1980. - 111 с.

25.Судонина, М. Л. Актуальные вопросы адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта / М. Л. Судонина  // Молодые ученые - науке о физической культуре и спорте: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (23 декабря 2011 года, г. Череповец) / под ред. С. Е. Шифринской, З. С. Варфоломеевой. - Череповец: ЧГУ, 2012. – С. 92-94

26.Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб.пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – Санкт Петербург: ВВМ, 2004. – 514с.

27.Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Советский спорт, 2010. – 291с.

28.Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2009. – 448с.

29.Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов / под общей ред. проф. С. Н. Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608с.

30. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. – Москва: Советский спорт, 2003. – 464с.

31.Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учеб. пособие / Е. С. Черник. – Москва: Учебная литература, 1997. – 320 с.

32.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: метод. рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред.проф. С. П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2001. – 152с.

33.Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта /Л. М. Шипицина. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

34.Эм, З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей / З. Б. Эм. - Ташкент, 1985. – 180с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ………..4

1.1.Понятие «нарушение интеллекта»………………………………………4

1.2. Причины нарушения интеллекта……………………………………….8

1.3. Вторичные нарушения и сопутствующие заболевания у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………..9

1.4.Синдром Дауна…………………………………………………………..10

1.5. Особенности физического развития и двигательных

способностей детей с нарушением интеллекта…………………………..12

1.6. Особенности психического развития детей с нарушением

интеллекта……………………………………………………………………16

1.7. Вопросы для самоконтроля………………………………………..…...17

2.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………..17

2.1. Задачи адаптивного физического воспитания……………………….17

2.2.Средства адаптивного физического воспитания……………………..19

2.3. Методы адаптивного физического воспитания……………………..20

2.4.Принципы адаптивного физического воспитания……………………25

2.5.Особенности занятий адаптивным физическим воспитанием

 с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта………………….27

2.6.Адаптивное физическое воспитание в специальных

 (коррекционных) школах VIII вида………………………………….…….28

2.7. Методика формирования осанки у школьников с

нарушением интеллекта………………………………………………….…33

2.8.Особенности проведения подвижных игр для детей с 

нарушением интеллекта……………………………………………..……..34

2.9. Профилактика травматизма на занятиях  адаптивным

физическим воспитанием…………………………………………..………36

2.10. Основные гигиенические требования к местам занятий

по адаптивному физическому воспитанию………………………………..37

2.1.Вопросы для самоконтроля……………………………………………38

Приложение 1 …………………………………………………………………….38

Приложение 2 ……………………………………………...……………………..44

Приложение 3………………………………………………….………………….47

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….55

                                               

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Учебно-методическое пособие  

___________________________________________________________

Подписано в печать   Формат

Усл.печ.л. 3                             Тираж экз                                    Заказ №

_________________________________________________________________________

РИО ВоГУ. 160000, г.Вологда, ул.С.Орлова, 6

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: