Структуры учебной деятельности студентов
Полярных групп
№ п/п | Показатели развития психологической структуры учебной деятельности | «Успешные» студенты | «Неуспешные» студенты |
1 | Количество компонентов структуры | 14 | 11 |
2 | Общее количество корреляций в структуре | 20 | 11 |
3 | Количество «сильных» корреляций УВК (Р>0,95) | 10 | 3 |
4 | Средний вес компонента структуры (Sср.) | 2,4 | 1 |
5 | Показатель интегрированности структуры (ИКС) | 34 | 14 |
6 | Количество корреляций УВК с показателем успешности обучения | 3 | 0 |
7 | Ведущие УВК | · Мышление (гибкость) (МГ) · Память вербальная (ПВ) · Коммуникабельность (К) | Отсутстьвуют |
8 | Базовые УВК | · Мышление логическое (МЛ) · Мышление (гибкость) (МГ) · Память логическая (ПЛ) · Обучаемость (Об) · Профессиональн. направл. (ПН) · Отношение к себе (ОС) | · Мышление (гибкость) (МГ) · Мышление логическое (МЛ) |
Результаты анализа психологической структуры учебной деятельности в группах «успешных» и «неуспешных» студентов 1 курса показывают значительные различия структурно-функциональных характеристик ПСДу у студентов в полярных по показателю успешности обучения группах.
В группе «успешных» все показатели развития ПСДу превышают соответствующие показатели, полученные на всей выборке студентов первого курса (Табл.10).
Вставить рисунки а) и б) со стр. 192
Рис.10. Структурограммы УВК студентов полярных групп: «успешные» - а); «неуспешные – б). Условные обозначения УВК даны в табл.9. Уровни значимости корреляций УВК ─── Р>0,999; ==== Р> 0,99; ——— Р>95; - - - Р>0,90
Психологическая структура учебной деятельности успешных студентов характеризуется полнотой компонентного состава (в структуру включены все УВК), оптимальным количеством взаимосвязей структурных компонентов (в том числе и «сильных» корреляций), высоким уровнем интегрированности структуры (показатель ИКС превышает значение, полученное на всей выборке), широким кругом базовых качеств. Полученные результаты позволяют говорить о высоком уровне развития учебной деятельности у студентов этой группы и сделать вывод о том, что успешные студенты обладают развитой формой учебной деятельности.
В группе «неуспешных» студентов все показатели развития ПСДу значительно ниже соответствующих показателей, полученных в группе «успешных» и на всей выборке студентов первого курса (Табл.10). Психологическая структура учебной деятельности неуспешных студентов характеризуется неполнотой компонентного состава (в структуру не вошли такие УВК, как, память вербальная - ПВ, внимание произвольное - ВП, потребность в достижениях - ПД), недостаточным количеством взаимосвязей структурных компонентов («сильных» корреляций выявлено только три), низким уровнем интегрированности структуры (показатель ИКС в группе «неуспешных» в 2,5 раза ниже, чем в группе «успешных» и почти в два раза ниже ИКС по всей выборке), узким кругом базовых качеств (выявлено только два качества: мышление логическое - МЛ и гибкость мышления - МГ). Полученные результаты позволяют говорить о недостаточном развитии учебной деятельности у студентов этой группы и сделать вывод о том, что неуспешные (слабоуспевающие) студенты не владеют развитой формой учебной деятельности.