Методические указания

- «Пауки» не бегут, а еле ползут, чтобы не упасть.

- Все играющие должны быть в обуви.

- Желательно, чтобы в каждой команде был кто-то из взрослых.

                                      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Белецкая, В.И.  Охрана зрения слабовидящих школьников / В.И. Белецкая, А.Н.Гнеушева. – Москва: Просвещение, 1982. – 92с.

2.Белякова, Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: дис. канд.пед.наук. / Н.Т.Белякова. – Москва: [б. и.], 1968. – С.10-11.

3.Болонов, Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга / Г.П.Болонов. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.

4.Васильев, Е.П. Метод определения подвижности в суставах / Е.П.Васильев // Легкая атлетика. – 1960. – № 11. – С.31-32.

5.Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В.К.Велитченко. – Москва: Терра - Спорт, 2000. – 168с., ил.

6.Глазырина, Л.Д. Физическая культура. 1-й класс. /Л.Д.Глазырина, Т.А.Лопатик. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 120с.: ил.

7.Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И.Ю.Горская, Л.А.Суянгулова. – Омск: СибГАФК, 2000. – 212 с.: ил.

8.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г. Демирчоглян, А.Г.Демирчоглян. – Москва: Советский порт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

9.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие /С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова. – Москва: Советский спорт, 2000. – 240с.: ил.

10.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2002. – 448с.: ил.

11.Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. – Санкт-Петербург: ГАФК, 1996. – 95 с.

12.Ермаков, Е.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 240с.

13.Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И.Земцовой. – Москва: Просвещение, 1978. – 93с.

14.Каптелин, А.Ф. Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей / А.Ф.Каптелин. – Москва: Изд., 1962. –156с.

15.Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А.Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 280с.

16.Краковяк, Г.М. Воспитание осанки. Гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей / Г.М.Краковяк; Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. – Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1959. – 135с.

17.Красикова, И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.С.Красикова. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2001. – 176с.: ил.

18.Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002.- 140с.

19.Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Д.Ловейко, М.И.Фонарев. – Л.: Медицина. 1988. – 144с.: ил. – (Библ. среднего медработника).

20.Мелентьева, Н.Н. Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе: автореф. … канд. пед. наук. / Н.Н.Мелентьева – Санкт-Петербург: РТП РГПУ им А.И.Герцена, 2004. – 20 с.

21.Мелихов, В.В. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / В.В.Мелихов. – Елец: ЕГУ, 2008. – 137с.

22.Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г.В.Никулина, Л.В.Фомичева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128с.

23.Павлов, А.П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушен Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (Ясли-сад-начальная школа) / под ред. Л.И. Плаксиной. – Москва: Просвещение, 1997. – 326с.

24.Попов, С.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы у детей с нарушениями осанки как основа для целенаправленного подбора средств и методов физического воспитания / С.В.Попов // Педагогические и медико-биологические проблемы физического совершенствования школьников: межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград, 1983.- С.151-164.

25.Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д.Дидур. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 166с.

26.Рубцова, А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников: учебно-практическое и наглядное пособие для врачей и методистов по лечебной физкультуре / А.Д.Рубцова. – Москва: Медгиз, 1955 – 193с.

27.Семенова, Л.К. Предупреждение нарушений осанки / Л.К.Семенова, Н.И.Гурова // Физическая культура в школе. – 1985. – №2. – С.60-61.

28.Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б.В.Сермеев. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

29.Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.Л.Страковская. – Москва: Медицина, 1987. – 240с., ил.

30.Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2002. – 448с.: ил.

31. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие для студентов факультета физической культуры / Под. Ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2004. – 514с.

32.Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – Москва: Советский спорт, 2003. – 464с., ил.

33.Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии / под общей ред. Л.В. Шапковой. – Москва: Советский спорт, 2002. – 212с.

34.Шапкова, Л.В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 160с.

35.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2001. – 152с.: ил.

36.Шапкова, Л.В. Функции адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В.Шапкова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербург: ГАФК, 1998. – 82с.

37.Федорова, Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: учебное пособие / под редакцией С.П. Евсеева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербург: ГАФК, 1999. – 134с.

38.Фонарев, М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Изд. 2-е, перераб. и доп. / М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева. – Ленинград: Медицина, 1981. – 280с.: ил.

39.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

40.Язловецкий, В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем / В.С.Язловецкий. – Киев: Здоровья, 1991. – 230с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………………..... 4
1.1 Зрительные дисфункции у детей……………………………………… 4
1.2 Причины нарушения зрения………………………………………….. 6
1.3 Классификация детей с нарушениями зрения……………………….. 7
1.4 Особенности психического развития детей с нарушением зрения… 7
1.5 Особенности физического развития детей с нарушением зрения…. 8
1.6. Контрольные вопросы…………………………………………………. 13
1.7. Литература……………………………………………………………… 13
II ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………… 13
2.1 Задачи, средства, коррекционная направленность, методы………… 13
2.2 Противопоказания к физическим упражнениям……………………... 17
2.3 Использование и развитие сохранных анализаторов………………… 18
2.4    Коррекция и профилактика нарушения зрения……………………….. 18
2.5 Особенности физического воспитания дошкольников с нарушением зрения……………………………………………………………………. 19
2.6 Особенности физического воспитания младших школьников с нарушением зрения…………………………………………………….. 22
2.7 Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения как одна из задач физического воспитания………………….. 30
2.8 Особенности проведения занятий лечебной физической культурой  с детьми, страдающими глубокой зрительной патологией………… 50
2.9 Особенности проведения подвижных игр для слепых и слабовидящих детей………………………………………………….. 53
2.10 Контрольные вопросы………………………………………………… 62
2.11 Литература……………………………………………………………… 63
  Приложение 1…………………………………………………………... 65
  Приложение 2………………………………………………………….. 70
  Приложение 3………………………………………………………….. 72
  Приложение 4………………………………………………………….. 74
  Приложение 5………………………………………………………….. 75
     
     

 

 

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Учебное пособие

 для студентов факультета физической культуры

по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры»

 

 

 

_____________________________________________________________

Подписано в печать                     Формат

  Усл.печ.л. 7                             Тираж экз.

Печать офсетная                    Бумага писчая                                    Заказ №

____________________________________________________________________________

РИО ВоГУ. 160000, г.Вологда, ул.С.Орлова, 6

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: