I. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра теоретических основ физического воспитания и

спортивных дисциплин

 

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Частные методики адаптивной физической культуры»

Факультет физической культуры

Направление подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями

в состоянии здоровья

Профиль подготовки:  Адаптивное физическое воспитание

ВОЛОГДА

 

2017

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

 

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха: учебно-методическое пособие по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» /сост.Н.Н. Мелентьева. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 49 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания для дошкольников и школьников, изложены особенности проведения подвижных игр, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с нарушением слуха, комплексы упражнений. Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам факультета физической культуры (направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», профиль - адаптивное физическое воспитание) и учителям физической культуры специальных (коррекционных) школ I-II вида. Приведены контрольные вопросы для самоконтроля.

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Составитель: Н.Н.Мелентьева, канд.пед.наук, доцент 

 

                      

Рецензенты: А.В. Коковкин, канд.пед.наук, доцент,

                 А.С.Лопухина, канд.пед.наук, доцент

 


ВВЕДЕНИЕ

Слух имеет большое значение для развития человека. Отсутствие слуховых ощущений, недостаточное речевое развитие затрудняет восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.         

Дети с нарушением слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении равновесия, воспроизведении заданного ритма движения. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении упражнений, игровых заданий и подвижных игр для них.     

В Российской Федерации количество детей и подростков с тугоухостью и глухотой превышает 1 миллион человек. Поражение слуха приводит к необходимости применения особых методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха, основанных на использовании всей системы сохранных анализаторов и направленных на коррекцию последствий нарушенного психофизического развития.      

Коррекционно-педагогическая работа проводится на всех этапах развития неслышащих детей, начиная с раннего возраста, как в условиях домашнего обучения, так и в специально организованных группах и образовательных учреждениях. Образовательная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется в рамках государственных специальных образовательных программ (А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева, 2011).

Целенаправленные и дозированные физические нагрузки, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физической подготовленности детей с полной или частичной потерей слуха (Л.Д.Хода, 2001). Неодинаковый уровень здоровья и сохранных функций лимитирует двигательную активность детей, имеющих нарушение в работе анализаторных систем, в частности, слухового анализатора, и требует комплексного подхода в выборе средств, методов адаптивной физической культуры, решения коррекционных, компенсаторных задач, сопряженных с процессом физического воспитания неслышащих детей.

В учебно-методическом пособии отражены: причины нарушений слуха, классификация нарушений слуха, особенности физического и психического развития детей, а также представлены особенности адаптивного физического воспитания для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха.

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1. Понятие и классификация нарушений слуха

Среди детей с отклонениями в состоянии здоровья большую категорию составляют дети с разнообразными выраженными нарушениями слуха. Каждый год в Российской Федерации выявляется около 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детстве, в наибольшей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка.

 Более 85% патологий слуха возникают на первом - втором годах жизни, т.е. до развития речи и в период ее формирования.          

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.

Данная способность осуществляется с помощью слухового анализатора человека, которая представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука.

Выделяют следующие параметры слуха:

1) частота звука (высота) - человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне от 16 - 20 Гц до 1600 - 20000 Гц (зона максимальной чувствительности), 1000 - 3000 Гц - диапазон речевого общения;

2) интенсивность звука - громкость;

3) длительность звука;

4) звуковой спектр - тембр звука.

Главный показатель диагностики слуха - отсутствие реакции на звуковое раздражение. В.И. Селиверстов (1999) выделяет врожденные и приобретенные нарушения слуха.

Врожденные нарушения слуха отмечаются значительно реже, чем приобретенные. Причинами врожденных нарушений слуха могут быть: инфекционные заболевания у матери во время беременности; вирусные инфекции (корь, грипп) и заболевания, возникающее у матери в первые три месяца беременности; алкоголь, употребляемый матерью во время беременности; лекарственные препараты, содержащие стрептомицин и хинин; травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, на стадии формирования слухового анализатора.          

Приобретенные нарушения слуха встречаются наиболее часто. Причинами приобретенных нарушений слуха у детей являются: последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита); заболевания носа и носоглотки и связанное с этим заболеваниями евстахиевой трубы; острые инфекционные заболевания (эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка и др.); химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховой анализатор; применение некоторых антибиотиков  (стрептомицин, канамицин, мономицин и хинин); родовая травма вследствие повреждения слухового органа (сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов).

Таким образом, приобретенные нарушения слухового аппарата возникают наиболее часто. Тяжелые нарушения слуха бывают при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха).

На сегодняшний день существует несколько классификаций нарушений слуха. Наиболее распространенными являются: педагогическая, медицинская и Международная.

Современная сурдопедагогика базируется на обучении детей с нарушением слуха, сходных по диагнозу, индивидуальным и личностным качествам. Рассмотрим педагогическую классификацию. Она основывается на положениях, которые определяют особенности  развития таких детей. При повреждении анализатора различают первичные  нарушения, возникшие под воздействием какого-либо фактора,  вторичные нарушения, которые образуются в ходе развития под влиянием первичного дефекта, а также третичные отклонения – социальная дезадаптация детей, имеющих нарушения слуха (Л.В.Андреева, 2005).

 Показатели отклоняющегося развития ребенка от нормы  при частичном и полном повреждении анализатора многообразны. Вторичные нарушения могут проявляться только при определенной степени первичных нарушений. Степень и характер первичных отклонений  зависят от ряда причин.

Немалое значение на организацию дифференцированного обучения оказывает создание системы специальных (коррекционных) школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев зачисления и комплектования групп, разработка путей обучения детей с различным состоянием слуха. Большое воздействие на развитие сурдопедагогики оказала Р. М. Боскис. В 1963 году она определила основные показатели, положенные в основу педагогической классификации детей с нарушениями слуха и характеризующие особенности их развития. Такими показателями являются: степень поражения слуховой функции, уровень развития речи,  время возникновения нарушения.

Опираясь на данные показатели, Р.М. Боскис (1963) определила две категории детей с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие.             

   Глухие – это дети, состояние слуха которых не создает возможности для самостоятельного овладения речью. В зависимости от состояния речи глухие разделяются на две категории. Первая категория – дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух во время, предшествующее образованию речи, - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети, которые потеряли слух во время, когда их речь была сформирована, но уровень развития речи различен – это позднооглохшие дети.        

Слабослышащие - это дети с нарушением слуха, при котором ребенок может самостоятельно овладеть речью, хотя бы в самой маленькой степени.          Слабослышащих детей разделяют на две категории, учитывая уровень развития речи: слабослышащие дети, которые имеют тяжелое недоразвитее речи (отдельные слова, короткие неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, у которых есть развернутая фразовая речь с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

В Российской Федерации наиболее распространена медицинская классификация Л.В.Неймана (2001). По этой классификации люди с нарушениями слуха разделяются на слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. Медицинская классификация опирается на диапазон воспринимаемых частот:

1 степень – 125 – 250 Гц;          

2 степень – 125 – 500 Гц;

3 степень – 125 – 1000 Гц;

4 степень – 125 – 2000 и более Гц.

Таким образом, вместе с повышением диапазона воспринимаемых частот увеличивается  и способность восприятия голоса, а так же различения звуков речи.

Для слабослышащих детей характерны нарушение слуха менее 83 – 85 дБ и сохранность восприятия речевого диапазона, т.е. наиболее значимых для восприятия речи частот (500-4000Гц). Поэтому классификация слабослышащих детей осуществляется в зависимости от величины потери слуха:

1 степень – до 50 дБ;

2 степень – 50 – 70 дБ;

3 степень – более 70 дБ.        

Представленная классификация дает возможность выявить все характеристики состояния слуха каждой категории детей, возможности использования и развития слухового восприятия в образовательной деятельности, осуществлять дифференцированный подход в обучении (В.И.Селиверстов, 1999).

 Все эти факторы имеют немалое значение при оценке речи детей. Существует взаимосвязь между снижением слуха и  состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях слуха, речь может быть не сформирована  без специального обучения.

Время потери слуха является центральным критерием в развитии речи.               Чем раньше у ребенка возникает нарушение слуха, тем больше оно оказывает влияние на развитие речи. Потеря слуха в детском возрасте примерно до двух лет, когда речь еще не сформирована, приводит к полному ее отсутствию. Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться, но без специальной (коррекционной) помощи она может начать ухудшаться и привести к полному ее отсутствию (Л.А.Головчиц, 2001).        

Педагогические условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют большое значение для его психофизического и речевого развития. Чем раньше обнаружено снижение слуха и предприняты необходимые меры для устранения образования вторичных отклонений, тем наиболее успешно будет ребенок развиваться в дальнейшем, тем меньше вероятность появления тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном и эмоционально - волевом развитии. Так же к условиям, которые определяют успешное развитие ребенка с нарушением слуха, можно отнести и раннее слухопротезирование, создание необходимой речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития детей данной нозологической группы значителен уровень психического развития, отсутствие вторичных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. В речевом развитии ребенка с нарушенным слухом имеют значение и личностные особенности: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко применяется Международная классификация нарушений слуха, описанная  А.М. Картавцевой (2011). В соответствии с ней средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.

 1 степень тугоухости – снижение слуха составляет 25-40 дБ;

 2 степень – 40-55 дБ;

 3 степень – 55-70 дБ;

 4 степень - 70-90 дБ.

 Снижение слуха более 90дБ определяется как глухота.

 Ю.С. Шевченко (2010) в своей работе отмечает, что согласно общим закономерностям развития детского организма ребенок с нарушением слуха практически ни чем не отличается в своем развитии от нормально слышащих сверстников, но в то же время имеет индивидуальные особенности, обусловленные имеющимися у детей органическим дефектом.          

В целом проблема обучения и воспитания детей с различной степенью нарушения слуха является комплексной проблемой, связанной не только с различной степенью слуха, но и их физическим воспитанием. Она требует участия физиологов, дефектологов, сурдопедагогов, социологов, психологов и специалистов адаптивной физической культуры.

Таким образом, дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием вторичных и третичных отклонений в развитии, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: