Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К. Д. Ушинского (1824–1870), демократа-просветителя, великого русского педагога о роли природы в первоначальном обучении. Распространение в стране теоретических воззрений передовых общественных деятелей содействовало разработке содержания первоначального обучения и воспитания детей. Создатели оригинальной теории дошкольного воспитания (К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, Е. И. Тихеева, А. С. Симонович и другие) рекомендовали знакомить дошкольников с предметами и явлениями окружающей природы и общественной среды.
Педагогическая система К. Д. Ушинского оказывала огромное влияние именно на школьную практику. В своих произведениях он не говорил непосредственно о воспитании детей дошкольного возраста. Но все положения, которые он предлагал для воспитания школьников, можно с большим успехом применять в дошкольном деле.
К. Д. Ушинский изучал труды представителей мировой педагогики: Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Спенсера и других. На основе анализа их трудов и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта К. Д. Ушинский создает капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания» (1 ч. – 1867 г., 2 ч. – 1869 г.)
В 1840–1850 гг. в России стало развиваться так называемое биологическое направление. Ярким его представителем был профессор К. Рулье, когда там учился К. Д. Ушинский. Он основал научно-популярный журнал «Вестник естественных наук», и в журнале, и на лекциях пропагандировал идеи эволюционизма в природе. В частности, основной идеей, которую он развил, была идея, что «в природе нет ничего от начала существующего. Все образуется путем медленного развития». Основную причину эволюции К. Рулье видел во влиянии внешних условий на организм. Он горячо выступал против идей о неизменности природы. Передовые идеи додарвиновского эволюционизма отразились в практическом естественнонаучном материале К. Д. Ушинского, представленном в «Детском мире» и «Родном слове». К. Д. Ушинский был знаком и с учением Ч. Дарвина об эволюции органического мира, считал, что оно «придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим «образовательным предметом для детства и юношества». К. Д. Ушинский ратовал за использование в воспитании детей естествознания, оплодотворенного могучими идеями Дарвина, считал, что мысль Ч. Дарвина «придает смысл и жизнь той части наук, которая известна под именем описательной ботаники и описательной зоологии». Указывал, что учение Дарвина может принести практическую пользу в области воспитания. Однако в оценке учения Ч. Дарвина он проявлял непоследовательность. Принимая и разделяя его идеи об естественном отборе, о борьбе за существование как движущей силе этого отбора, К. Д. Ушинский пытался «осмыслить и уточнить» основные положения учения. Эта попытка привела Ушинского к идеалистическим выводам о том, что причиной вечного процесса творчества и совершенствования природы является «неведомая, но чувствуемая нами причина, перед которой и самый гордый ум склоняется с благоговением». Некоторые ошибки в толковании природных явлений, которые встречаются в «Родном слове» и «Детском мире» связаны именно с этой непоследовательностью в естественнонаучных взглядах К. Д. Ушинского.
Ученый комитет не допустил книгу «Детский мир» для преподавания в школах – обилие в книге статей по естествознанию могло развить в детях материализм и прочие дурные качества, антирелигиозные настроения.
К. Д. Ушинский большое значение придавал освоению многообразных знаний о природе. Его книги «Родное слово» и «Детский мир» дают яркое представление о том, как высоко ценил он роль естествознания в общей системе воспитания, он разработал целостную программу знакомства детей с природой. Пламенно и горячо ратовал К. Д. Ушинский за приближение первоначального обучения детей к природе. «Если мы взглянем на самые наклонности детского возраста, то увидим, что предметы естественных наук начинают занимать детский ум прежде всего» [60]. Особое место К. Д. Ушинский отводил изучению природы, называл ее одним из «великих наставников человечества», прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.
В пособии «Родное слово» дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями растительного и животного мира, используя стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Вот как К. Д. Ушинский рассказывает о пауке: «Паука нельзя назвать красивым животным, многие к нему чувствуют отвращение и дети его боятся: такой у него разбойный вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы… паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей – комаров и мух».






