Сущность, цель и задачи экологического образования. Принципы отбора знаний о природе для дошкольников. (2 часа)

Для дошкольной педагогики экологическое образование – новое направление, которое появилось на рубеже 80‑90‑х гг. XX в. и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой» программы воспитания и обучения в детском саду, смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в понимании различных явлений природы, научить их различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. Длительное время работа дошкольных учреждений была сосредоточенна на воспитании у детей бережного и заботливого отношения к живому, поэтому ознакомление с природой принимало природоохранную окраску.

Сегодня экологическое образование дошкольников – система, состоящая из определенных взаимодействующих элементов. Поэтому его рассмотрение обязывает устанавливать логическую связь между всеми ее элементами. К ним относятся: определение цели; раскрытие субъектности экологического образования; определение характера деятельности как важнейшей формы экологического образования; формирование отношения в процессе общения дошкольника с природой; характер учреждений дополнительного образования, где осуществляется экологическое образование, и структура его управления.

Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста – воспитание в начальных формах экологической культуры личности. Эта цель конкретизируется в задачах, решение которых предусматривает следующее: формирование системы природоведческих знаний, основ миропонимания, системы познавательных умений, практических умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; развитие у детей эстетического восприятия природы; воспитание культуры поведения в природе. Реализация задач осуществляется в соответствии с дидактическими принципами (целостный подход к экологическому образованию; нравственно-ценностная направленность воспитания и обучения; единство познания, переживания, действия, целенаправленность общения с природой). В результате педагогического воздействия у ребенка к концу дошкольного возраста должна быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с природой. Она проявляется в интересе к любому проявлению жизни, желании активно участвовать в экологически ориентированной деятельности, эмоциональных реакциях при встрече с прекрасным, стремлении оказать помощь живым существам, контролировать свое поведение, предвидеть его последствия и оценивать действия других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: