Русские просветители (революционные демократы) о значении ознакомления с природой в воспитании детей

В России прогрессивные педагогические идеи развивали русские просветители (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский). Во второй половине XIX в. они выступали против формального словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней. В своих статьях, посвященных вопросам воспитания и образования подрастающего поколения, особую роль отводили воспитанию у детей интереса к изучению естественных наук, отдавая им приоритет в содержании образования как наукам, призванным заложить основу диалектико-материалистического мировоззрения.

Русские просветители, стоявшие на материалистических позициях, придавали большое значение правильному познанию детьми окружающего мира, что будет способствовать не только умственному воспитанию, развитию любознательности, пытливости, формированию основ материалистического миропонимания, но и подчеркивали роль природоведческих знаний в развитии нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе.

Чувственное восприятие предметов и явлений природы в процессе практического воздействия на них является первой ступенью и фундаментом материалистического мировоззрения (воспитание детей в материалистическом духе). Отдавая дань изучению естествознания, особое значение в этом отношении они придавали формированию реальных представлений о природе. Начиная с первых шагов обучения, необходимо, по их мнению, приучать детей рассматривать явления природы в их взаимной связи и обусловленности.

Исключительно большое значение изучению наук о природе придавал А. И. Герцен (1812–1870). Он резко критиковал существующую систему обучения и воспитания, последовательно боролся за увеличение роли естественных наук. По его мнению, естествознание должно быть фундаментом всей образовательной системы. А. И. Герцен стремился у молодежи возбудить живой интерес к изучению природы, выработке материалистического подхода к окружающей действительности, сформировать атеистические взгляды: «Нам кажется почти невозможным без естествознания воспитать действительно мощное умственное развитие, чем мы начинали бы воспитание, чтобы очистить отроческий ум от суеверий и предрассудков и дать ему возмужать на этой здоровой пище».

Основная задача воспитания, дать детям возможность применять свои знания на практике. Именно естественные науки, указывал А. И. Герцен, «открывают двери прямо в деятельность».

Он считал, что природа эмоционально воздействует на ребенка. Впечатления, полученные от общения с родной природой, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, своему народу, стране. А. И. Герцен утверждал: «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению родине». Это чувство возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что тонко выразил А. И. Герцен.

В середине 50‑х начале 60‑х гг. XIX в. отмечается широкое педагогическое движение: во всех слоях населения растет тяга к образованию. В этот период в работах Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева обосновывается необходимость всестороннего развития личности ребенка как будущего человека.

Высоко оценивая естественнонаучные знания, как средство воспитания правильных (материалистических) представлений о явлениях окружающей природы, Н. Г. Чернышевский (1828–1889), называл их «коренными» в системе образования. При этом высоко ценя и искусство в жизни человека, он писал, что восторг от созерцания природы выше, чем от искусства.

В. Г. Белинский (1811–1848) – выдающийся мыслитель-диалектик, воинствующий материалист, пламенный литературный критик, основоположник материалистической эстетики вошел в историю русской общественной мысли и как зачинатель нового демократического направления в педагогике.

В. Г. Белинский страстно любил свою Родину, свой народ, жаждал его освобождения от гнета и унижения. Передовое мировоззрение В. Г. Белинского отразилось и на его педагогических взглядах.

Он указывал, что умственное воспитание должно осуществляться благодаря систематическому обучению ребенка и включать в себя знания основ наук о природе. В связи с этим рекомендовал знакомить детей с самыми обычными явлениями, рассказывая им о дождике, бабочке, о том, как строят дома и пекут хлеб. Развивать должна наука, ее постепенное, медленное, но тем более верное изучение, поскольку понимание природы такой, какая она есть, как раз и закладывает основы материалистического мировоззрения. В. Г. Белинский в выдвинутой им идее равного для всех образования отмечал, как важно давать детям знания о природе, провести их по всем «царствам природы».

«Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. Красота природы выражена в красках, звуках, формах и воспринимать эту красоту, наслаждаться ею, нужно научить ребенка. Эмоциональная сила природы особенно сильно действует в детские годы». Знакомство детей с природой нужно начинать с ранних шагов жизни, до школы, надо дать детям знания фактов окружающей действительности, соответствующие науке, чтобы удовлетворить их любопытство. «Естественные науки сильнее всего могут заинтересовать детей. Это предмет близкий, они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям».

В. Г. Белинский считал природу одним из факторов формирования личности. В тесной связи с умственным и нравственным воспитанием он рассматривал и проблему эстетического воспитания. Называя природу «вечным образцом искусства», полагал, что эстетическое чувство основа нравственности. Поэтому необходимо развивать у детей способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, красоту природы, и на основе этого воспитывать у детей бережное отношение, любовь к ней, к родному краю, а через нее и любовь к своей Родине.

Обучение, полагал Л. Н. Толстой должно содействовать всестороннему выявлению способностей ребенка и не сводиться только к сообщению знаний. Он переоценивал, как и Ж. Ж. Руссо, роль личного опыта детей и пытался построить обучение таким образом, чтобы все научные данные были ими усвоены только эмпирическим путем. Считал, что нужно давать детям как можно более самых подробных сведений о жизни различных животных и растений.

Организатором дошкольного воспитания в России выступил В. Ф. Одоевский (1804–1869). Критик и общественный деятель, писатель, теоретик и практик педагогики говорил о необходимости воспитания детей с раннего возраста.

В. Ф. Одоевский явился энергичным защитником реальной программы обучения, начиная с дошкольных учреждений. Он придавал большое значение естественнонаучным знаниям. Включил естественные науки в образовательную программу подрастающего поколения. Уже в дошкольном возрасте, подготавливая ребенка к школе, как указывал В. Ф. Одоевский, необходимо организовать наглядное обучение, развивать его умственно и нравственно, давая в известной системе знания о жизни природы. Умственное воспитание начинается при их соприкосновении с окружающим миром, в процессе приобретения личного опыта.

В. Ф. Одоевский создал пособие по ознакомлению с окружающим детей дошкольного возраста «Наука до науки: Книжка дедушки Иринея». Это была первая книга, где рассматривались вопросы о роли природы в воспитании детей дошкольного возраста. Пособие помогало педагогам вести с детьми развивающие беседы об окружающем, цель которых внести ясность во впечатления и представления детей, полученные в повседневной жизни, формируемые на основе наблюдений (в пособии он дает некоторую систему наблюдений детьми природы), дать детям знания, вырабатывать понятия и суждения, воспитать сознательное отношение к действительности. Он высказал идею о необходимости бесед с детьми, разработал ценные указания, требования к проведению бесед: продумывать вопросы, задавать их, не торопясь, не отвечать на них взрослому, а чтобы сам ребенок подумал и ответил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: