Основные положения теории Елизаветы Николаевны Водовозовой о воспитании детей средствами природы

В славной плеяде последователей К. Д. Ушинского почетное место принадлежит Е. Н. Водовозовой (1844–1923). В 1871 г. она опубликовала свою первую книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы». Преобладание в ней биологической тематики объясняется тем интересом к естествознанию, который был характерен для 60‑х гг. XIX в. Развитие интереса к естествознанию у передовых людей той эпохи без сомнения происходило под влиянием писем А. И. Герцена о природе, популяризации естествознания Д. И. Писаревым, а также материалистической направленности мировоззрения революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

Как ученица и последовательница К. Д. Ушинского она не была сторонницей ни теории материального, ни теории формального образования, а придерживалась концепции единства реального и формального развития ума. Сочинение Е. Н. Водовозовой «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (СПб., 1913) было настольной книгой каждой матери и воспитательницы. Став библиографической редкостью, эта книга не утратила педагогического интереса в наше время.

Особая роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и прежде всего для умственного раскрывается в работе Е. Н. Водовозовой.

Она первая в истории отечественной дошкольной педагогики серьезно разрабатывала основные вопросы умственного развития детей дошкольного возраста средствами природы.

Одна из глав основного сочинения называется «Воспитание ума». Е. Н. Водовозова считала, что умственное образование должно начинаться с изучения естественных наук. Под умственным воспитанием автор видит «умение понимать материал, пригодный для развития разнообразных знаний ребенка, для игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также определила такие задачи умственного воспитания, как развитие интереса к окружающей природе, расширение кругозора. Продолжая традиции педагогов-демократов (К. Д. Ушинский, JI. H. Толстой и другие), она показала, как в процессе общения ребенка с природой совершенствуются органы чувств, развиваются восприятие, внимание, ощущения, память, мышление, речь, воображение. Признавала правильным, когда в ребенке «развивают нужную любознательность, а также и наблюдательность над окружающей жизнью и природой». Необходимо, по ее мнению, прежде всего, формировать ум ребенка, «вскрыть содержание и пути его воспитания» (под умом она понимала в дошкольном возрасте сенсорное развитие). «Все (занятия, игры ребенка, его повседневный жизненный опыт, педагогическое руководство со стороны взрослых) должно способствовать развитию и совершенствованию органов чувств. Забота о воспитании ума должна прежде всего заключаться в развитии, усовершенствовании органов внешних чувств и в воспитании процесса представлений» – вот исходная позиция Е. Н. Водовозовой. В понятие «воспитание ума» ребенка она включала также «пробуждение мысли дитяти».

Е. Н. Водовозова положила начало разработке методики сенсорного воспитания в русской дошкольной педагогике. Она мотивировала это таким образом: «Чем совершеннее развиты органы чувств ребенка, тем более представлений воспринимает его ум, а это только и дает возможность впоследствии приобрести наибольшее количество понятий, быть способным приходить к самостоятельным заключениям и выводам». Неразвитость органов чувств не дает возможности ребенку уяснить внешние признаки предмета (форму, цвет, размер), он не может при этих условиях быть наблюдательным, и природа с ее разнообразными явлениями будет чужда его восприятию и чувствам. Для ознакомления с цветом она рекомендовала использовать полевые и садовые растения. Для развития осязания ощупывать предмет, определять его форму, величину, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Целый ряд ценных методических советов дала педагог для упражнения слуха ребенка, рекомендовала учить детей прислушиваться к шумам и звукам природы, голосам животных: «Когда гром гремит, ветер воет и свистит, корова мычит, собака лает, кошка мяукает, петух выкрикивает свое кукареку, кукушка кукует, курица квохчет, лошадь ржет, муха жужжит, сверчок стрекочет».

Е. Н. Водовозова рассматривала процесс сенсорного воспитания (развитие органов слуха, зрения, обоняния, осязания) в связи с развитием высших психических функций. Ее система сенсорного воспитания в принципе отличается от системы Ф. Фребеля и М. Монтессори, которые уделяли основное внимание лишь упражнениям органов чувств. Она же рассматривала сенсорное воспитание как органически связанное развитие органов внешних чувств и познавательных процессов, как формирование восприятия в единстве с развитием памяти, мышления, речи, как совершенствование системы чувственного познания мира в процессе интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Иными словами, в целях умственного развития ребенка педагог должен учить осмысленно воспринимать окружающий мир в процессе его активной деятельности.

Заслугой Е. Н. Водовозовой является то, что она разработала культуру наблюдений с маленькими детьми. Если воспитатель не будет обращать внимание ребенка на признаки предметов, то у него исчезает свежесть впечатлений. Ребенку надо дать живой, конкретный, видимый образ. Она подметила, что дети замечают в предмете только самые выдающиеся признаки. Воспитатель, указывая на другие качества, менее заметные, приучает ребенка всматриваться внимательнее в предмет, и он постепенно уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. Задача педагога в том и состоит, чтобы побуждать ребенка к самостоятельному восприятию и осмыслению предметов и явлений окружающего мира. Е. Н. Водовозова включала в способность наблюдения: запоминание наблюдаемого, умение сравнивать и отличать в наблюдаемом существенное от менее существенного, делать правильные заключения и выводы о наблюдаемых явлениях. Она предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, что в данную минуту нет перед глазами. Необходимо, по ее мнению, руководить развитием способности наблюдать окружающее. Для развития наблюдательности у детей дошкольного возраста педагог рекомендовала устроить для детей 6–7 лет «маленький естественно – исторический кабинет» (уголок природы). С помощью уголка природы удается максимально приблизить, если не природу, то, во всяком случае, отдельные объекты природы к ребенку, делая их тем самым доступными и близкими.

Самое главное, что настоятельно требовала Е. Н. Водовозова, это чтобы ребенок не только наблюдал, но и осознавал наблюдаемое, накапливая тем самым необходимые знания и умения. Ребенку интересны яркие, красивые цветы, характерные животные, интересные своей окраской и повадками. Для того чтобы развитие эстетического вкуса осуществлялось беспрерывно, Е. Н. Водовозова рекомендовала подбирать комнатные растения, чтобы время их цветения не совпадало, а животных с разными жизненными циклами.

Уголок природы должен служить для систематических наблюдений и опытов в специально созданных условиях над физическими явлениями растениями и животными, которые делают более деятельной мысль ребенка, активизируют ее, способствуют развитию самостоятельности мышления, приучают детей к анализу. Она разработала принципы подбора объектов для уголка природы. По методике Е. Н. Водовозовой уголки природы были созданы во всех дошкольных учреждениях России. По ее мнению, в уголке природы необходимо, сосредоточить все необходимое в воспитательном отношении: растения, плошки с цветами, посадки, распускающиеся ветки с почками и листьями, банки с водяными животными, садки с насекомыми, рыб и др.

Считала полезным для развития ребенка держать (в зимнее время) 2–3 животных (кошку, собаку, кролика, морскую свинку, ежа, черепаху). Детей нужно привлекать к наблюдению за обитателями аквариума (рыбки, улитки, лягушки), и к уходу за птицами, домашними животными, грызунами (мыши, хомяки, морские свинки) и их приручению. При отборе объектов она рекомендовала придерживаться краеведческого принципа. При этом у детей воспитывается заботливое отношение к каждой птичке, зайчику, белке, а также домашним животным. Ребенку можно разрешить собирать в свой кабинет все интересующие его природные объекты, приучить и охранять их. И каждое время года уголок природы под руководством воспитателя должен пополняться характерными для этого сезона материалами.

Е. Н. Водовозовой в сущности была разработана программа и методика знакомства ребенка с явлениями окружающей природы, которая включала знания о неживой природе, растениях, животных, сезонных изменениях в природе. Ею был отобран материал в порядке постепенного усложнения.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста следует знакомить с домашними животными и птицами. При развитии ребенка в первом возрасте важно больше всего останавливать его внимание на животных, так как в это время ребенка особенно занимает все живое и движущееся. Ознакомление с ними должно проводиться наглядным путем, оживляя наблюдение разговором, беседой, красочным рассказом. Но младшему дошкольнику следует рассказывать о том из жизни животных или птиц, что в данную минуту о том, что ребенок видит: «Смотри, коровушка-то ходит да травку рвет, вон она как долго жует. Уши у нее в стороны смотрят, а рожища какие большие! Не нужно дразнить коровушку, она этими рожищами так толкнет… Му-Му-Му… замычала, заревела, ведь это она хозяйку зовет, пить просит, доить себя велит».

Или другой пример наблюдения за домашними птицами: «Смотри, как курица по двору расхаживает, каждая со своими детками, маленькими цыплятками. Вот как курица ножками землю разгребает, закудахтала, что она червячка нашла и детушек собирает: «Цып-цып, подбирайте крошки…».

Е. Н. Водовозова выделяла прогулки и экскурсии как наиболее эффективное средство развития наблюдательности детей.

Е. И. Тихеева рекомендовала использовать предметы природы для различения детьми формы, цвета, запаха, для ориентировки в пространстве. Разработанные ею дидактические материалы, особенно игры с природным материалом по ознакомлению детей со свойствами и качествами объектов, способствовали лучшему усвоению знаний, формированию представлений.

Для обогащения впечатлений и развития речи Е. И. Тихеева указывала на необходимость сближения детей с природой, так как «точное постижение природы совершается на основе живого наблюдения предметов и явлений в условиях самой природы, считала она, что наблюдения должны предшествовать слову, так как наблюдение – основа всякого знания, а «правильность наблюдения есть основа правильности суждений».

Особое внимание Е. И. Тихеева уделяла беседам и рассказам о природе для детей. Она разработала ряд рекомендаций по использованию словесных методов в работе с дошкольниками.

Беседа всегда начинается с анализа фактов и явлений. Заканчивается обобщением.

Например, «Беседа о перелетных птицах».

I ч. – обсуждаем: какие птицы, в какой период времени года улетают, с чем связан их отлет и т. д.

II ч. – обобщение: почему не все птицы улетают в одно время?

К вопросам в беседе предъявляется ряд требований.

– Вопросы предлагаются всей группе.

– Они должны быть ясными, точными и краткими по содержанию.

– В каждом вопросе должен содержаться один ответ.

– Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов «Да», «Нет». (Они не способствуют развитию мышления ребенка).

– Нельзя злоупотреблять обилием вопросов.

Требования к использованию рассказа как метода обучения следующие:

– важно учитывать, что известно детям о сообщаемом явлении, а что нет;

– необходимо учитывать интересы дошкольников;

– следует опираться на возрастные возможности дошкольников;

– содержание знаний должно быть определено в соответствии с программой;

– рассказ – вид творческой, художественной деятельности воспитателя;

– воспитатель должен хорошо владеть материалом;

– речь педагога должна быть яркой, эмоциональной, выразительной;

– знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности;

– для рассказа воспитатель использует разный материал: собственные наблюдения из жизни природы; деловые очерки о природе; записки и рассказы натуралистов; научные материалы.

Таким образом, Е. И. Тихеева считала, что природный мир таит большие возможности для развития наблюдательности, родного языка. Она относилась к природе как к средству умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Природа оказывает самое благотворное влияние и на развитие внешних чувств, содействует развитию этическому, осознанию своей ответственности и за благополучие, и жизнь живого существа. В то же время педагог подчеркивала, природа способствует самопроизвольному развитию ребенка (теория заимствована у Ж. Ж. Руссо, М. Монтессори).

Первая попытка создания планомерно организованной, методически продуманной работы по природоведению в дошкольных учреждениях относится к 1919–1921 гг. Она связана с работой первого съезда по дошкольному воспитанию (апрель – май 1919 г.).

На Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию решались вопросы о цели и задачах общественного дошкольного воспитания. Перестройка всего общественного строя на новых принципиальных началах после Великой октябрьской революции и создания советского государства определила и новое направление воспитания и образования. Основой перестройки дошкольного воспитания было включение данной области в единую образовательную систему.

В противовес антимарксистским теориям «свободного воспитания», которые расплывчато трактовали понимание гармонического развития личности в отрыве от конкретных исторических условий, резолюцией первого съезда по дошкольному воспитанию была определена цель дошкольного воспитания: гармоническое развитие личности, предполагающее формирование будущих граждан коммунистического общества, борцов за это общество; развитие в детях классового самосознания, коллективистических чувств; воспитание активности. Решение указанных задач возможно лишь при создании единой системы дошкольного воспитания.

Одним из средств реализации поставленных задач участники съезда определили приобщение детей к природе.

Второй Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию состоялся в 1921 г. Но вопросы использования природы в воспитательной работе с детьми на нем не рассматривались.

Дальнейшее развитие методики природоведения связано с решениями Третьего Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.). На съезде очень остро были поставлены вопросы дошкольного природоведения.

Впервые указывалось, что борьба с суевериями и предрассудками должна вестись путем наблюдений в природе, результативной организации детского труда (работа в цветнике, организация грядок и питомников дикорастущих деревьев и трав), знакомства с сельскохозяйственным трудом взрослых. Познанию природы в процессе деятельности и применению своих знаний в воздействии на природу должны были содействовать также экскурсии, разнообразные игры по ознакомлению с природой.

В докладе биолога И. К. Сапожникова и резолюции по этому докладу были выдвинуты правильные положения о необходимости давать детям знания о сезонной жизни природы, росте и развитии растений, необходимых им условиях, воздействии человека на природу. Само содержание этих знаний должно было способствовать воспитанию материалистического миропонимания, положительного и действенного отношения к природе.

Съезд рекомендовал широкое использование в ознакомлении детей с природой исследовательского метода, который требовал максимума самостоятельности детей в отборе фактов, их логической обработке. Принципы наглядности и активности выдвигались как основные в работе по ознакомлению с природой в детских учреждениях.

На основе решений съезда в различных методических указаниях и разработках были более четко сформулированы основные задачи природоведческой работы в детских садах: формирование реалистических представлений и на их основе материалистического мировоззрения. Шла дальнейшая разработка содержания, методов, организационных форм природоведческой работы.

Однако и в этот период в практике работы некоторых учреждений допускались ошибки. Так, труд в природе принимал сугубо утилитарный характер. Основное внимание уделялось сельскохозяйственному труду детей. Ставился вопрос и о том, чтобы подвести детей к осознанию победы человека над природой через труд самих детей. Считалось, что природоведческая работа должна быть насыщена детским трудом, но основное внимание следует обращать на познавательное значение труда. В погоне за эффективностью труда были забыты или недооценивались учебно-воспитательные задачи. Редко проводились наблюдения, экскурсии, организовывалась работа в уголке природы. Дети как «полноправные» члены общества привлекались к труду на его пользу, «массовому воздействию на природу» в широких общественных кампаниях («День леса», «Праздник урожая», «Борьба с малярией»). При этом не учитывались не только их физические возможности, но и способность освоить и осознать необходимые для данного труда знания и умения. То есть перед детьми ставились непосильные задачи.

Дальнейшее развитие педагогики и методики дошкольного природоведения показало необходимость использования разнообразных методов, причем каждый метод должен находиться в прямой зависимости от содержания материала и возрастных возможностей детей.

Так, в методическом письме «По планированию работы в дошкольных учреждениях» указывалось, что знания, получаемые ребенком, должны быть тесно связаны с его деятельностью; «помочь ребенку знания из окружающей жизни, природы, увязывать со своей деятельностью и чтобы познавательный процесс не преобладал, а входил как составная часть в активную деятельность ребенка».

В 1927 г. Наркомпрос опубликовал специальное методическое письмо «О работе по природоведению в дошкольных учреждениях». Работа по ознакомлению детей с природой раскрывалась в нем в неразрывной связи с нравственным воспитанием. Однако, хотя и указывалось на то, что «не следует гнаться за сообщением определенной суммы знаний»; объем знаний указанный в письме слишком велик и содержание их сложно для детей дошкольного возраста. В этом письме также были завышены требования в отношении участия детей в некоторых видах общественно-полезного труда.

Таким образом, уже в этот период большое внимание обращалось на то, чтобы дошкольники поняли, какие богатства дает природа и научились ценить и беречь их на основе приобретенных знаний и навыков по охране и воздействию на нее. В отношении методов слишком категорично ставился вопрос о том, чтобы «раз навсегда отказаться от словесного знакомства детей с природой», что «ребенок должен сам доходить до понимания явлений исследовательским путем, ничего готового ему преподносить нельзя».

На IV съезде по дошкольному воспитанию (май 1928 г.) были предприняты дальнейшие усилия с целью конкретизации содержания и определения объема знаний, навыков и умений по природоведению. Съезд рекомендовал всю работу по ознакомлению детей с природой вести по организующим моментам, внутри которых сосредоточить внимание на занятиях. Организующие моменты обеспечивали в известной степени комплексность работы, однако система предлагаемых знаний носила утилитарный, статичный характер, что тоже было ошибкой.

Предлагаемые знания, умения и навыки, связанные с ознакомлением с природой, должны были осваиваться детьми в практической деятельности по выращиванию растений и уходу за животными. Однако воспитательная сторона этой деятельности не была достаточно обозначена. Съезд взял направление на уточнение содержания работы по возрастам. Одновременно с этим следовало углублять единство образовательной и воспитательной работы, воспитание у детей правильного поведения в природе и деятельностной любви к ней. Это нашло свое отражение в печати (кроме упомянутых выше авторов, статьи А. Быстрова, Л. Воскресенской, А. Степановой, М. Кудрявцевой, Е. Шелковой).

Подводя итоги, можно подчеркнуть следующее:

Начиная с I съезда (1919 г.) по дошкольному воспитанию, дошкольный возраст рассматривался как первая ступень общей системы народного образования.

На III съезде ставилась задача борьбы с суевериями и предрассудками путем наблюдений в природе. Сформулированы основные задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой: формирование реалистических представлений о природе и основ материалистического мировоззрения.

На съездах был решен один из важнейших вопросов умственного воспитания – обоснован принцип отбора содержания знаний о природе для дошкольников. В основу отбора материала для формирования реалистического представления был положен принцип связи детского сада с жизнью, окружающей действительностью. «Всякое проявление узости и монотонности отразятся на развитии личности», – считали делегаты съездов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: