Проблема воспитания детей средствами природы в педагогической теории Фридриха Фребеля

С именем Ф. Фребеля (1782–1852 гг.), немецкого педагога, чья жизнь и деятельность представляют высокий образец служения идее первоначального воспитания детей связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании и обучении детей. Многое в наследии Ф. Фребеля принадлежит истории, однако его заслуга в том, что он впервые выделил дошкольную педагогику как самостоятельную отрасль педагогических знаний, разработал методику воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Ф. Фребель был последователем идей И. Г. Песталоцци. Все положения о воспитании и образовании, высказанные им опираются, как он и сам неоднократно указывал на принципы, разработанные великим педагогом. Он также не видел влияния социальной среды на развитие ребенка; считая, что ребенок наделен инстинктами от рождения: инстинктом деятельности, религиозности, познания, художественным. На основе этого Ф. Фребель понимал образование и обучение маленьких детей в тесной связи с воспитанием и пропагандировал правильную идею «развивающего воспитывающего образования». Он сформулировал основные педагогические задачи: развитие внешних чувств, развитие речи, овладение знаниями.

В своей книге «Детский сад» (1844) Ф. Фребель раскрыл систему дошкольного воспитания. Он заботился о необходимости воспитания детей из народа, считал, что до школы они должны воспитываться в детских садах.

Нарекая свое учреждение «Детский сад», Ф. Фребель, прежде всего, имел в виду, что дети большую часть времени будут проводить на открытом воздухе, в саду, под непосредственным влиянием природы. Он не представлял себе жизнь ребенка без самой тесной связи с природой, без общения с природой; считал ее важным средством всестороннего воспитания детей, одним из условий их гармонического развития.

В дошкольном возрасте развитие стремления к познанию должно осуществляться через непосредственное созерцание предметов окружающего мира. Познание Ф. Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений.

Цель воспитания – развитие природных способностей человека. В работе «Воспитание человека» Ф. Фребель высказывал мысль о том, что воспитание и назидание в начале жизни человека должны быть по необходимости пассивными (следящими), но отнюдь не предписывающими, решающими и насильственными. Само воспитание он строит на образцах и явлениях из природы, когда требует для ребенка естественного и свободного развития. «Растениям и животным, молодым растеньицам и молодым животным мы даем пространство и время, зная, что они тогда, согласно законам, действующим в каждом из них, прекрасно развиваются и хорошо растут; молодым животным и растениям дают покой и стараются не допустить воздействий, насильственно влияющих на них, зная, что в противном случае будет задержано их чистое и здоровое развитие, а молодой человек для человека – кусок воска, ком глины, из которого он может лепить, что ему угодно».

Ф. Фребель подчеркивал способность ребенка к созидательной деятельности (это ориентировка на активную деятельность ребенка у него от И. Г. Песталоцци). Считая, что развитие ребенка происходит главным образом на основе деятельного вхождения в мир природы, Ф. Фребель придавал большое значение деятельности детей в природе и как источнику знаний, и как источнику приобретения опыта. Обращал внимание на необходимость наблюдений во время развития растений от семени до семени, на протяжении их роста, цветения и поспевания. Во время труда ребенок задает вопросы, у него появляется страстное желание познать природу, которое побуждает детей рассматривать растения, отличать их друг от друга. Ф. Фребель подчеркивал, через уход за растениями ребенок учится вдумчиво наблюдать их, видит изменения, происходящие в процессе роста и развития, получает определенные знания о потребностях, способах их удовлетворения. Все это способствует совершенствованию органов чувств, развитию наблюдательности, дети учатся думать. «Уход за растениями, животными, воздействие на природу влияет на дух и познание ребенка равно как на характер и чувства, является источником для внутреннего нравственного возвышения».

В работе «Детский сад» Ф. Фребель рекомендовал в каждом детском саду создавать участки, где должны быть огород, цветник (у каждого ребенка должна быть своя грядка), садик для детей (описывает форму, размеры, расположение). Сад служит для того, чтобы ребенок ухаживал за природой, он отражает отношение ребенка к своей семье, поэтому является не только развивающим, но и воспитывающим, поучительным («осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного облагораживания»). Так, образовательно влияет природа, оказывая свое воздействие посредством самого простого растения на того, кто рано открывает свое сердце и ум для ее благотворных влияний.

Главная сущность детского сада, по мнению Ф. Фребеля, – это дать возможность ребенку сравнивать, наблюдать все, что происходит вокруг него, для этого нужно в детском саду создать сад детей, так как ребенка, как члена человечества, и при том в очень раннем возрасте, не только нужно признать и рассматривать как отдельное лицо…, а равно и как члена общей жизни большого масштаба. Это взаимодействие между отдельным элементом и единением элементов, между частью и целым нигде так хорошо не выражается, нигде не бывает более полно жизни и более определенно, как в общем уходе за природой и растениями, в общей обработке сада, в котором ясно выражается именно отношение общего к частному, то есть оно проявляется, так сказать, в общественном домашнем саду, в котором каждый ребенок имеет свое местечко для собственного садика.

Ценными являются положения Ф. Фребеля о необходимости вооружения детей знаниями о природе, практическими навыками воздействия на нее, об организации труда детей. Негативные стороны педагогической системы, которые критиковались прогрессивными русскими и советскими педагогами, – это религиозные, идеалистические взгляды на природу; ограничение кругозора, творчества ребенка рамками своей системы, занятиями, пособиями; дидактический материал «Дары Фребеля» слабо развивал детей, отличался большой назидательностью, дидактизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: