Основные положения теории Марии Монтессори

Система дошкольного воспитания в буржуазной педагогике разрабатывалась М. Монтессори (1870–1952), итальянским доктором медицины, ассистентом психиатрической клиники Римского Университета, профессором антропологии и гигиены.

М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума. Люди находятся в тесном общении с природой, которая влияет даже материально на рост организма (например, «один физиолог, изолировав морских свинок от влияния земного магнетизма при помощи изоляторов, увидел, что у них “стал развиваться рахитизм”»). Но если для физической жизни необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы.

Наибольшую значимость представляет система сенсорного воспитания, разработанная М. Монтессори в начале XX в. За основу воспитания детей она предлагала взять развитие органов чувств, считала, что природа – незаменимое средство сенсорного воспитания детей. В ней большое разнообразие цветов, оттенков, запахов, форм. При ознакомлении с окружающим миром надо заботиться, в первую очередь, о формировании органов чувств и ручной умелости, необходимой для будущих рабочих. На материале природы М. Монтессори создала много разнообразных пособий, дидактического материала. Метод воспитания, разработанный ею, заключался в упражнении каждого органа чувств самого по себе (путем их тренировки). Созданный материал отличается сухостью, излишней дидактичностью. Полное отрицание в методике работы с детьми использования элементов игры и игровых приемов, привело к тому, что индивидуальную форму свободного саморазвития детей в домах ребенка М. Монтессори обеспечивал специально для этого созданный дидактический материал. Работа с материалом предполагала изоляцию ребенка от среды, развитие всех основных чувств, кроме вкуса и обоняния. Обоняние, считала М. Монтессори, очень мало развито у детей, и поэтому очень трудно обратить их внимание на это чувство. «Мы давали ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина или весною розы, растущие в горшках у нас на окнах. Потом завязывали ребенку глаза и говорили: “Сейчас мы дадим тебе понюхать цветы”. – Ребенок должен был отгадать название цветка. Для усиления запаха мы брали то один цветок, то целый букет. Обоняние может успешно упражняться во время еды, когда ребенок непосредственно вдыхает разные запахи: свежего хлеба, слив и оливкового масла, уксуса, разных приправ, кофе, и эти запахи вместе с запахом цветов в саду, дают полезное упражнение чувству обоняния. Для распознания неприятных запахов можно брать испорченные продукты: прокисшее, пригорелое молоко и т. д.».

Что касается развития вкуса, то метод прикосновения к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими и солеными растворами вполне применим. Четырехлетние дети очень любят такие игры, и это приучает их полоскать рот. После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и тщательно полощут рот. Таким образом, упражнения вкусового чувства приучают детей к чистоплотности.

Распознавание вкуса может быть также очень ценным и настоящим самовоспитательным упражнением для детей от 4 до 5 лет. В стеклянные стаканчики сыплют белые порошки хинина, сахара и соли. Ребенку всегда интересно попробовать этот белый порошок, он берет на язык немного порошка и сейчас же прополаскивает рот. Как подчеркивала сама М. Монтессори, «эти предметы и составляют дидактическую систему». Ребенку предоставлялась в действии с материалом свобода, воспитатель занимал позицию наблюдателя, свой метод она так и назвала «метод свободы и наблюдений». Работа с материалом преследовала цель психосенсорного упражнения, которые, в свою очередь, воспитывали чувства. Получался замкнутый круг – воспитание чувств для сенсорного развития, а сенсорное развитие для воспитания чувств. Упражнения не влияли на другие аспекты личности ребенка. Сенсорное воспитание рассматривалось как самоцель, и, в конечном счете, было направлено на развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и точной координации движений. Упражнения с материалом отличались абстрактностью, оторванностью от реальной жизни, монотонностью. Важной гранью метода М. Монтессори являлось воспитание чувств, развитие ощущений восприятия, представлений, памяти, воображения. Под умственным воспитанием детей она понимала способность перехода от конкретного к абстрактному, от ощущений к идеям и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: