Заготовками сельскохозяйственной продукции занимаются овощехранилища, потребительская кооперация и другие заготовительные организации.
Согласно постановлению Госкомстата от 01.04.96 №25 товарные запасы в овощекартофелехранилищах учитываются в ценах себестоимости или покупных ценах.
Согласно ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, для целей налогообложения приравниваются к материальным расходам. При отсутствии норм потери не исключаются из налогооблагаемой прибыли.
Товары, имеющиеся в наличии в розничной сети (магазинах, палатках, аптеках, киосках, разносной и развозной сети), а также на базах, складах, овощекартофелехранилищах, принадлежащих юридическим лицам, их обособленным подразделениям независимо от форм собственности, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания, в частности: текущего (нормального) хранения, обеспечивающие повседневную продажу товаров, а также запасы товаров сезонного хранения (включая картофель, овощи и фрукты), создаваемые для обеспечения торговли по сезонам года, и запасы досрочного завоза в отдаленные и труднодоступные районы включаются в товарные запасы розничной сети.
|
|
Запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся заготовительной деятельностью, в объем товарных запасов не включаются.
Заготовительные организации и овощехранилища осуществляют массовый завоз, переработку, длительное хранение и отпуск продукции оптом.
Организация бухгалтерского учета на заготовительных предприятиях имеет свои особенности, которые вытекают из их специфической деятельности. В течение года заготовительные организации работают неравномерно вследствие сезонности сельскохозяйственного производства. Наибольший ее объем приходится на период массовых заготовок и закладки на хранение овощей, фруктов, картофеля.
Кроме того, из - за ярко выраженного сезонного характера производства сельскохозяйственной продукции необходимо длительное хранение заготовленной продукции в овощехранилищах. Хранение связано со значительными дополнительными затратами, что является одной из причин периодического изменения сезонных розничных цен на эту продукцию.
В овощехранилищах в течение месяца накапливаются данные по каждой культуре отдельно по количеству и покупной стоимости. В местах хранения ведется учет сельскохозяйственных культур по количеству и сортам. Бухгалтерия определяет среднюю покупную цену по культурам в целом, а не по сортам. С целью усиления контроля со стороны бухгалтерии за сохранностью товаров ведется параллельный учет на складе и в бухгалтерии по количеству и сорту каждой культуры.
|
|
Картофель, овощи, фрукты, бахчевые культуры поступают на хранение по закупочным ценам, а отпускаются в розничную торговлю по розничным ценам.
Заготовительные организации реализуют заготовленную продукцию по оптовым ценам, включающим, как правило, закупочные цены и определенные наценки (в том числе и на покрытие накладных расходов).
Основной задачей бухгалтерского учета в заготовительных предприятиях является обеспечение строгого контроля за заготовкой и закладкой сельскохозяйственной продукции на длительное хранение не только в целом, но и по наименованиям, видам культур, источникам их поступления.
В этих условиях важно обеспечить максимальное снижение товарных потерь. Поэтому большое значение имеет правильная оценка заготовленной продукции. Все операции, в том числе переборка, сортировка, должны быть оформлены соответствующими документами.
По заготовительным операциям предприятия производят многочисленные расчеты за продукцию со сдатчиками и покупателями. Бухгалтерский учет призван обеспечить полное и своевременное проведение всех видов расчетов.
В деятельности плодоовощных баз значительное место занимают производство и переработка продукции, например: очистка картофеля, производство крахмала, квашение капусты, засолка огурцов и помидоров и др. Поэтому бухгалтерский учет должен обеспечить контроль за соблюдением норм расхода сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов для выпуска готовой продукции.
Документальное оформление закупки сельхозпродуктов и сырья и ее реализации.
Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, поря-док закупок и поставок, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественную ответственность, является договор контрактации, регулирующий экономические, правовые, организационно-технические отношения производителя сельскохозяйственной продукции и заготовителя.
В объем закупок для государственных нужд не учитывается, и не оформляется приемными квитанциями продукция, реализованная предприятиями и организациями, не наделенными функциями заготовителя сельхозпродукции для государственных нужд, расход продукции на общественное питание и оплату труда работников в сельскохозяйственных и иных предприятиях; бартеру; продажа на рынках, в ларьках, палатках, с транспортных средств, поставка животных, яиц и сырья для производства биопрепаратов; продажа племенного скота, расход на инкубацию; продукция сданная сельхозтоваропроизводителями на давальческих началах, продукция, поступившая в порядке перемещения с одних заготовительных пунктов на другие. В объем закупок для государственных нужд также не учитывается продукция, не оформленная установленными приемно-сдаточными документами или на которую эти документы оформлены не по всем предусмотренным реквизитам.
Учет сельскохозяйственной продукции, закупаемой у товаропроизводителей независимо от места приемки продукции осуществляется по месту нахождения товаропроизводителя. В ряде случаев товаропроизводители находящиеся в одном улусе, продают сельскохозяйственную продукцию заготовительным организациям, расположенным в другом улусе. Заготовительные организации в указанных выше случаях направляют отчетные данные органам государственной статистики по месту нахождения сдатчика сельхозпродукции.
При отправке сельскохозяйственными предприятиями продукции на заготови-тельные пункты должна выписываться товарно-транспортная накладная.
|
|
В товарно-транспортной накладной указывается количество и качество продукции, отправленной сельхозпредприятиями и принятой заготовительной организацией.
Учет закупок сельскохозяйственной продукции ведется по моменту фактической приемки продукции заготовительной организацией. Основными первичными документами в учете закупок являются приемные квитанции.
Заготовительные организации не имеют права принимать, а товаропроизводители не имеют право поставлять для продажи государству сельскохозяйственную продукцию без сопро-водительных документов или с не полностью заполненными в них реквизитами.
Сельскохозяйственная продукция поступает на склады заготовительных организаций и овощекартофелехранилищ от сельскохозяйственных предприятий, заготовительных предприятий потребительской кооперации и других поставщиков (в том числе от населения).
Доставка товаров осуществляется по железной дороге, водным, воздушным и автомобильным транспортом. При доставке автотранспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную с указанием вида продукции, ее количества и качества (доставка по железной дороге или водным транспортом оформляется соответственно железнодорожной накладной и накладной водного транспорта). На каждую партию продукции выписывается удостоверение о качестве (сертификат). Порядок оформления доставки товаров описан в предыдущих разделах (см. ранее). Поступившая продукция приходуется в день приемки по фактическому весу и качеству. Порядок приемки и документального оформления регламентируется соответствующими нормативными документами и аналогичен описанному в предыдущих разделах.
Товары по количеству и качеству принимаются на складе материально ответственными лицами. Особое внимание при приемке сельскохозяйственной продукции обращается на качество, поскольку от состояния поступивших товаров зависит их дальнейшее направление (хранение, переработка, реализация), а также расчеты с поставщиками (сдатчиками).
|
|
Приемка товаров по качеству оформляется актами, которые подписывают представители поставщика и получателя. Приемка товаров по количеству оформляется соответствующими актами о приеме плодоовощного груза. При отсутствии расхождений по количеству и качеству с сопроводительными документами акт составляется в двух экземплярах, а при установлении разницы - в трех, один из которых вместе с рекламацией отправляется поставщику. В приемном акте, помимо общего количества принятой продукции, указывают ее качественные показатели (стандарт, нестандарт, отходы) как в процентах, так и в натуральном выражении. Материально ответственное лицо проставляет в акте количество товаров; стоимостные показатели указываются в бухгалтерии. Фактическое количество каждой принятой культуры фиксируют отдельно по сортам и сверяют с данными сопроводительных документов. По каждой культуре отдельно определяют результат приемки (недостача или излишек).
Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья по государственному плану у колхозов, совхозов и других хозяйств оформляются приемными квитанциями, а у населения - приемными квитанциями и ведомостями закупок, утвержденными Центральным статистическим управлением.
Закупки сельскохозяйственной продукции по государственному плану оформляют следующими приемными квитанциями: №ПК-4 - на закупку яиц, №ПК-5 - на закупку картофеля, №ПК-6 - на закупку овощей, №ПК-11-на закупку других сельскохозяйственных продуктов, №ПК-21 - на закупку шерсти, №ПК-22 - на закупку животноводческого сырья и пушнины и др.
Закупки излишков сельскохозяйственных продуктов у колхозников и других граждан оформляют квитанциями и ведомостями закупок. Приемка сельскохозяйственных продуктов у колхозов на комиссионных началах оформляется приходной накладной (специальной формы). Формы документов на приемку и закупку излишков сельскохозяйственных продуктов утверждены правлением Центросоюза.
Приемные квитанции, ведомости и накладные на закупку сельскохозяйственных продуктов и сырья являются бланками строгой отчетности. Они имеют нумерацию, а приемные квитанции, кроме того, буквенное обозначение серии.
Приемная квитанция выписывается на основании данных сопроводительного документа (товарно-транспортной накладной) и результатов приемки сельскохозяйственной продукции.
Приемные квитанции на сельскохозяйственную продукцию, принятую от сельхозпредприятий, выписываются в трех экземплярах, из которых первый экземпляр выдается сдатчику; второй экземпляр (копия квитанции) направляется в органы государственной статистики и третий экземпляр остается в заготовительной организации, принявшей продукцию.
Закупки сельскохозяйственных продуктов у населения оформляются ведомостью по форме № ПК-24, за исключением скота, молока, кожевенного сырья, пушнины. На приемку этих продуктов выписываются приемные квитанции в двух экземплярах, из которых первый экземпляр выдается сдатчику; второй остается в заготовительной организации.
В квитанции должны быть указаны:
· дата выписки квитанций, что необходимо для учета закупок за определенный отчетный период;
· название сельхозпредприятия; фамилия, имя, отчество сдатчика и адрес - для учета заготовок по административно-территориальному признаку и по категориям хозяйств;
· если сельхозпродукция закуплена в счет долга по лизингу, товарным кредитам, выданным на развитие скороспелых отраслей, по микрокредитованию крестьянских и семейных хозяйств, по ГСМ и другим товарно-материальным ценностям, то при выписке приемных квитанций необходимо сделать пометку "закуплено в счет долга по... "
· наименование продукта, физическая масса, полученная в результате взвешивания, и зачетная масса, полученная в результате пересчета физической массы на установленные базисные нормы качества;
· качественные показатели: упитанность скота, жирность молока и т.д. для определения предусмотренных скидок с физической массы и расчетов со сдатчиками.
Заготовительные конторы снабжаются бланками строгой отчетности управлениями заготовок областных, краевых, республиканских потребсоюзов. Отправка бланков строгой отчетности нижестоящим организациям оформляется расходной накладной, которая выписывается в трех экземплярах. В предметной части накладной записываются наименования документов, их серии, номера и количество бланков (книжек). Первый экземпляр накладной вкладывается в посылку, второй - вместе со счетом-фактурой пересылается получателю почтой, третий - остается у отправителя.
Бланки строгой отчетности, поступившие посылками, принимаются комиссией. При этом проверяется фактическое количество бланков по сериям и номерам и соответствие данным, указанным в расходной накладной отправителя. В случае расхождений между данными сопроводительного документа и фактически полученными бланками строгой отчетности составляется акт об установленных расхождениях при приемке бланков строгой отчетности в трех экземплярах. Недостающие или из лишние бланки приемных квитанций записываются в акте по наименованиям и сериям. Первый экземпляр акта высылается управлению заготовок областного, краевого, республиканского потребсоюза, второй - вместе с претензионным письмом направляется организации, от которой были получены бланки строгой отчетности, третий - остается у организации, составившей акт.
Выдача приемных квитанций и других бланков строгой отчетности заготовителям, заведующим складами, пунктами производится по предварительному разрешению старшего бухгалтера и только после представления отчета вместе с использованными бланками и бланками, погашенными надписью «Испорчено», или же после проверки их наличия.
Поступление, выдача и возврат бланков строгой отчетности записываются по номерам и сериям в книге учета бланков строгой отчетности.
Бланки строгой отчетности в заготовительных конторах учитывают на счете №05 «Сырье и материалы», субсчет «Вспомогательные и хозяйственные материалы», по фактической себестоимости их приобретения. При выдаче бланков лицам для оформления операций закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья списывается их стоимость на издержки обращения заготовительных предприятий. Одновременно бланки строгой отчетности учитывают на забалансовом счете №006 «Бланки строгой отчетности» по наименованиям и количеству книжек. Использованные бланки списывают со счета №006 «Бланки строгой отчетности» на основании данных книги учета бланков строгой отчетности.
Потребительские общества получают бланки строгой отчетности от заготовительных контор. Стоимость их составляет незначительную сумму. Поэтому на счете №05, субсчет «Вспомогательные и хозяйственные материалы», не учитывают бланки приемных квитанций, ведомостей и приходных накладных. Стоимость полученных бланков строгой отчетности списывается на издержки обращения заготовительных предприятий. По наименованиям и количеству книжек ведется учет на счете №006 «Бланки строгой отчетности». Использованные и испорченные бланки строгой отчетности списываются по акту, который составляется старшим бухгалтером с участием представителя профсоюзной организации и лица, ответственного за бланки.