На выполнение практической работы № 21

Раздел 8.Синтаксис и. пунктуация.

П.р. № 2. Знаки препинания в СПП

Цель: закрепление полученных знаний о СПП,совершенствование умения постановки знаков препинания в СПП, формирование умения составлять схемы СПП;

совершенствовать умение употреблять в речи различные виды СПП; совершенствование умения правописания, умения работать самостоятельно;

способствовать формированию эстетических взглядов

Задания:

1.Запишите предложения. Составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

Большую мерзлую елку, аромат которой мигом разлетелся во все уголки, втащили в гостиную.Захар долго стучал и тесал топором, чтобы приладить к ней большой крест.Когда дерево наконец подняли, оно оказалось слишком высоким.

2. Прочитайте первое предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения

3.Прочитайте второе предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения

4.Прочитайте последнее предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения

5.Прочитайте текст

Мы ехали берегом реки на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показаться, что она идет нам навстречу. На одной из станций мы соблазнились чудесною лунною ночью, поэтому и легли на берегу, устроив себе постели в лодках. Ночью мне показалось, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь ещё более побелела. Кругом стоял иней, который покрыл и мою подушку. Именно это его прикосновение и показалось мне таким горячим. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник, приподняв шкуры, которыми он был покрыт. Весь он казался белым привидением. Когда лодка под ним колыхнулась на воде послышался звон. Это в местах, защищенных от быстрого течения, становились первые «забеги», еще тонкие, ломавшиеся и звеневшие, как хрусталь.

6. Выпишите СПП с придаточным изъяснительным (1 вар.)/ определительным (2 вар.), составьте схемы предложений, подчеркните грамматические основы.

7.Найдите в тексте предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка; запишите исправленный вариант.

8.Прочитайте выделенное предложение. Переделайте его из простого в сложное. Определите вид придаточной части, составьте схему.

9. Свяжите части предложений, подходящие друг другу по смыслу. Укажите виды придаточных.

1.По всему дому запахло хвоей … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли

2.Деревья почтительно расступились…чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе.

3. Снег набился в глубокие морщины коры…поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

4. И дышалось возле дуба как-то особенно легко… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

- Прочитайте получившиеся предложения (обучающиеся читают предложения)

Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 22

Раздел 8.Синтаксис и. пунктуация.

П.р. № 3. Знаки препинания в БСП

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.

Задания:

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.

1)Будет дождь будут грибки.

2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.

3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.

4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.

2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.

3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.

4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.

5) Не старость была виною. Сила одолела силу.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.

3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.

4) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

5) Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 23

Раздел 8.Синтаксис и. пунктуация.

П.р. № 4. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

Цель: систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста.

Задания:

1. Постановка запятой в сложных предложениях с соединительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой?

 

Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны.  
Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны.  

 

Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении.

Соотнесите вид связи.

1.Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обычно бывает на юге (М.Лермонтов)  
2.Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А.Чехов)  
3.Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его со светом бою, а оно, стараясь брызнуть на мир, напряжённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А.Чехов)  
4. Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И.Бунин)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: