Раздел 8.Синтаксис и пунктуация

П.р. № 1: Обособление дополнений и обстоятельств

Цели занятия: научить распознавать грамматические и пунктуационные  ошибки; привить навыки выявления и исправления грамматических ошибок; сформировать навыки грамотной речи, отвечающей требованиям культуры речи; научить анализировать свою и чужую речь с точки зрения нормативности; сформировать умения применять полученные знания на практике; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; привести студентов к осознанию необходимости соблюдения языковых норм.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Студент должен уметь:

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- выявлять грамматические ошибки, связанные синтаксическими нормами русского языка.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционно-технологических карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: папка для практических работ;справочные материалы «Грамматические ошибки»; толковые словари русского языка

  1. Толковый словарь русского языка. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009.
  2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт: Дом XXI век, 2010.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Любое изд.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ РАН.Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технология», 2008.

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задания:

Согласовать сказуемое с подлежащим.

1) Большинство студентов института, состоящих в спор­тивных секциях, уже сдал... зачет по плаванию. 2) Три лучших доклада отмечен... на научной конференции и рекомендован... к публикации. 3) Более 250 книг полу­чен... нашей библиотекой в прошлом году

Согласовать сказуемое с подлежащим.

I) Полмесяца (прошло, прошли) с тех пор, как начались эк­замены. 2) Переход на новый учебный план и обучение по старому плану на выпускных курсах (ведется, ведутся) параллельно. 3) (Новая, новое) кресло-кровать стоит у окна. 4) Подавляющее большинство выпускников (показало, показали) на экзамене глубокие знания. 5) Профессор Андреева (прочел, прочла) лек­цию первокурсникам. 6) Пять человек (не пришло, не пришли) на лекцию.

Согласовать определения с определяемыми словами.

I) (Первые, первых) два места поделили студенты истори­ческого и филологического (факультета, факультетов). 2) Весь взятый для анализа материал студент разделил на две (равные, равных) части. 3) (Последние, последних) четыре года успешно проводится набор на новую специальность. 4) Знаменитая модельер Коко Шанель произвела революцию в моде.

4. Найти случаи нарушения синтаксических норм, ис­править ошибки.

1) Выставка-просмотр методической литературы открыт ежедневно, кроме субботы. 2) Нам пришла с Крыма посылка. 3) Полгорода вышли на субботник. 4) Математика и физика всегда была моим любимым предметом. 5) Администрация предприятия, особенно директор, способствовал внедрению новых технологий. 6) Два новые корпуса планиру­ется построить в будущем году.

Определить правильный вариант формы управления.

Памятник Пушки­ну — памятник Пушкина; вершить судьбами — вершить судьбы; пре­имущество над соперником — преимущество перед соперником; оплачивать за проезд — оплачивать проезд; превосход­ство над другими — превосходство перед другими; тосковать по дру­гу — тосковать о друге; подчеркнуть о необходимости — подчеркнуть необходимость; уверенность в победу — уверенность в победе; предел терпения — предел терпению; по окончании работ — по окончанию работ.

Образовать словосочетания с выделенными предлогами.

1) Утвердить согласно (приказ, заявление). 2) Сделать вопреки (со­мнение, обещание). 3) Совершить напе­рекор (враги, злые силы). 4) Добиться благодаря (настойчивость, друзья).

Найти грамматические ошибки в предложениях и исправьте их.

1) Что может быть печальнее, чем равнодушие учителя за судьбы своих воспитанников? 2) В отделе библиографии систематически публикуются об­зоры о новинках литературы. 3) Ученик был способный к математике. 4) Преимущество новой системы учеб­ного контроля над существовавшей ранее не вызывает сомнений. 5) Этот факт доказывает о том, что надо внимательнее работать с документами. 6) Рецензируемая ра­бота отличается среди других работ по этой теме тонким анализом материала. 7) Дом был каменный и весьма прочен.

Найти ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных и деепричастных оборотов, исправить их.

1) Прочитав рекомендованную преподавателем литерату­ру, студентам стали понятны многие сложные вопросы. 2) Познакомившись с новой статьей, у аспиранта воз­никли новые соображения о плане дальнейшей работы. 3) По­лучена новая литература библиотекой, посвященная пробле­мам современной экономики. 4) На нашем факультете принят новый график учебного процесса, позволяющий учитывать особенности аудиторного фонда и который удобен студентам.

Инструкционно – технологическая карта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: