Исправляем грамматические ошибки в предложениях с косвенной и прямой речью

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

 

П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвую я России.

 

Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства.

 

Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

 

В стихотворении «Памятник» Пушкин писал, что «чувства добрые я лирой пробуждал».

Отделяется цитата в зависимости от способа введения в текст.

1. Если цитата вводится в виде прямой речи, она оформляется как прямая речь: Мишель Монтень писал: «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль».

2. Если цитата вводится как часть предложения — она пишется с маленькой буквы, берётся в кавычки и отделяется знаками, диктуемыми строем предложения: Мишель Монтень пишет, что он «использует цитаты лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль».

3. Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строфы, кавьтчки не ставятся: Скороговоров, краснея от усилий и от общего внимания, прочитал написанное на плакате изречение Гёте:

Кто не видит вещим оком
Глуби трёх тысячелетий,
Тот в невежестве глубоком
День за днём живёт на свете.
(Г. Полонский)

4. Если цитата используется как эпиграф, то она пишется без кавычек, указание на автора даётся без скобок и располагается ниже эпиграфа справа (см. эпиграф к данному параграфу).


1. Выборочно-распределительная работа

Выпишите сначала предложения, в которых цитата введена как часть предложения, затем предложения, в которых цитата вводится в виде прямой речи, затем предложения, в которые введены стихотворные цитаты.

1. «Готовых убеждений нельзя ни выпросить... ни купить в книжной лавке, говорил Писарев. — Их надо вырабатывать самому...» (И. Дубровицкий). 2. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична (Д. Лихачёв). З. Я люблю танцы так, как любил их Пушкин: «Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость» (А. Рыбаков). 4. Я подумал, что Пушкин здорово сказал про коньки: «Как весело, обув железом острым ноги...» (В. Васильев). 5. Мельников вдруг подмигнул и прочитал строчки А. С. Пушкина:
Не властны мы в самих себе,
И в молодые наши леты
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть,
Всевидящей судьбе.
(Г. Полонский)


2. Пунктуационная работа

Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделенные отрезки предложения оформите как цитаты.

1. Большинство в классе считало что на общих весах жизни жизнь старухи-процентщицы Достоевского не более как жизнь вши таракана да и того не стоит потому что старуха вредна (В. Васильев). 2. Я памятник воздвиг себе нерукотворный гордо восклицал Пушкин в стихотворении «Памятник» уверенный что будет славен доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит (И. Анатольев). 3. Помните пушкинское лесов таинственная сень? (К. Паустовский). 4. Сейчас хорошо. Как писал Пушкин Мороз и солнце; день чудесный (В. Васильев).


3. Изложение-миниатюра

Выпишите из упражнения стихотворные цитаты А. Пушкина. Напишите изложение отрывка из повести В. Васильева «Со мной всё ясно», используя выписанные цитаты.

Я вышел из дому за час до осеннего бала. И сразу пошёл в рощицу, на Пушкинскую поляну, где горело золотом «пышное природы увяданье». Разыгрался такой листопад, что даже небо оделось «в багрец и золото».

Я лёг на листья и слушал, как они меня засыпают. Один лист упал на губы, но я не шевелился.

Я думал, что у нас осенний бал, а я как и Пушкин, «от балов без ума».

Я стал думать, почему Александр Сергеевич так любил «пышное природы увяданье»? А листья падали, шелестели, и я вдруг услышал в их шелесте строчку, которую знал всю жизнь. Я именно услышал её, шершавую, шелестящую звуком ч-ч, как падающий лист: «очей очарованье».














Инструкционно – технологическая карта

На выполнение практической работы № 25

Раздел 4.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Пр.р. № 1: Повторение и обобщение орфографических умений

Цели занятия: закрепить знание орфографически-пунктуационных норм русского языка; научить применять полученные ранее знания на практике;развить навыки пользования орфографическими словарями; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; продолжить формирование осознанного интереса к изучению норм русского языка.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Студент должен уметь:

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- выявлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционно-технологических карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: папка для практических работ;орфографические словари русского языка, словари трудностей русского языка, словари экономических терминов, справочники по пунктуации.

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задание:

Вариант – 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: