Таков материалистический комментарий Ленина к этим важнейшим местам «Логики» Гегеля.
Само собой понятно, что социал-фашисты прежде всего стараются сломать революционное острие диалектики, оторвать теорию от практики, превратить единство теории и практики в безвредный «постулат, который мы снова и снова провозглашаем, но который при наших ограниченных силах может быть достигнут лишь приблизительно» (Зигфрид Марк).
Делая вид, что они отвергают только гегелевскую метафизику мирового духа и его абсолютного развития, социал-фашисты по сути выступают против пролетарской революции. Тот же Зигфрид Марк показал это с полной наглядностью. Ибо все рассуждения об ограниченных силах нашего «конечного разума» понадобились ему только для того, чтобы заявить, что не существует «абсолютного доказательства гибели капитализма».
Так выполняют возложенную на чп\ задачу «дипломированные лакеи поповщины».
Гегель. Государство и право
201
Только пролетариат, как класс, которому принадлежит будущее, как класс, который, самим объективным ходом развития капиталистического общества выдвигается в роли могильщика последнего, способен в самой реальной действительности искать основания для своего активного на нее воздействия. Идеолог буржуазии, чувствуя, что из-под его класса уходит историческая почва, предпочитает совершить прыжок в царство субъективности, в царство чистой воли и абсолютного актуализма. Таков идеолог итальянского фашизма философ Джентиле. Он берет па себя задачу вооружить идеологически буржуазию к последней борьбе в период загнивания и краха капитализма, внушить ей бодрость и уверенность в ее силах. Для этого он создает мешанину из субъективного идеализма Фихте и элементов гегелевской философии и преподносит эту смесь под названием актуализма, как своего рода идейный допинг для буржуазного мира. Вечное стремление вперед, вечное творчество из ничего, вечное утверждение своей свободы, своей ценности, своей силы — такие рецепты прописывает издыхающему капитализму верный слуга Муссолини профессор Джентиле. Эта философия способна взвинтить буржуазию и послужить идейным оправданием любой зверской расправы с рабочим классом, любой империалистической войны. Но оня не указывает никакого выхода из противоречий действительности, ибо не хочет знать этой действительности.
|
|
Это очень мало похоже на диалектическую постановку проблемы теории и практики у Гегеля, ибо у него уверенность в безграничные силы человеческого разума, окрыляющая к борьбе, сочетается с мужественным и суровым признанием объективной действительности. Эта постановка подходит вплотную к материализму и заключает в себе обоснование действенного отношения к миру, активного участия в историческом процессе. Философия Гегеля пронизана стремлением охватить и осмыслить социальные и политические задачи эпохи во всей их исторической широте, в их глубочайшем объективном значении. В этом отношении Гегель стоит несравненно выше других представителей классической германской философии.
|
|
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить тощий формализм и бессодержательность кантовского учения о
202
Гегель. Государстбо и право
категорическом императиве с тем богатством содержания, которое заключает в себе гегелевская философия объективного духа. То же самое бросается в глаза при сравнении Гегеля с Фейербахом. Последний, как известно, несмотря на разрыв с идеалистической системой Гегеля, несмотря на то, что он отверг мистическое предвечное бытие абсолютной идеи и вернул человека в единственный действительный мир, который открывают ему внешние чувства, не только остался идеалистом в своей этике и философии религии, но и невероятно сузил понимание человеческих отношений, сведя их к одной стороне — к нравственности.
«...Здесь нас опять поражает удивительная бедность Фейербаха в сравнении с Гегелем,— писал Энгельс.— У Гегеля этика, или учение о нравственности, есть философия права и охватывает: 1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность, к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество, государство. Насколько идеалистична здесь форма, настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно заключает в себе всю область права, экономики и политики. У Фейербаха — как раз наоборот. По форме он реалистичен, за точку отправления он берет человека; но о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остается постоянно тем же абстрактным человеком, который фигурирует в философии религии. Этот человек появился на свет не из чрева матери: он, как бабочка из куколки, вылетел из бога монотеистических религий» 9.
Две исторические стихии владеют философской мыслью Гегеля и подымают ее на недосягаемую высоту. Это реформация и французская революция. Гегелевская философия истории и философия государства могут быть поняты только в свете великих классовых битв буржуазии, которая создавала новый мир под лозунгами политической свободы, свободы мысли и свободы собственности. Воинствующий дух буржуазной революции выступает у Гегеля в завуалированной философской форме. Это черта, общая ему и другим представителям идеалистической германской философии. «То, что французы хотели осуществить практически, оставалось у немцев спокойной теорией»,— замечает сам Гегель.
Гегель. Государство и право
203
«Немецкая философия,— писал по этому же поводу Маркс,— продолжение немецкой истории в идее» 10.
Однако отвлеченная форма гегелевской философии не может скрыть ее политической целеустремленности. Гегель стоит в ряду борцов против феодализма, против мрачного гнета католической церкви. Гегель, выдвинувший тезис: «Что разумно, — то действительно; и что действительно, то разумно» 29*, не принадлежал к тому направлению мысли, которое, по словам Маркса, «подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический кнут» и.
Даже в «Философии права», где примирение с окружающей политической действительностью выражено наиболее сильно, мы имеем достаточно резкое полемическое выступление против архиреакционера Галлера, против исторической школы, против тех, кто возвеличивал феодально-крепостнический строй и проповедовал возврат к средним векам.
|
|
Гегель бросает прямое обвинение католической церкви в том, что она сожгла на костре Джордано Бруно и заставила Галилея на коленях просить пощады и отрекаться от теории Коперника. В философии истории Гегель говорит о том, что «католическая церковь поставила стену между собой и процветающей наукой, философией и гуманистической литературой» 12. В примечании к § 270 «Философии права» Гегель цитирует то место из Лапласа, где рассказывается об унизительном насилии, которому подвергла папская инквизиция семидесятилетнего старца, заставив его отречься от своих убеждений и объявить ересью научную истину.
Для современной буржуазной философии, которая любит рядиться в гегельянские одежды и выступает под лозунгами неогегельянства, нет ничего более чуждого, чем эта недвусмысленная позиция Гегеля в споре науки и церкви. Для Гегеля судьба Джордано Бруно и Галилея — это исторические факты, полные значения на сегодняшний день. Он не может обойти их молчанием, он выступает как сторона, как обвинитель, ибо сам он воплощает дух протеста против средневековой инквизиции, против мракобесия католической церкви, которая стремилась на-
204
Гегель. Государство и право
ложить оковы на развитие научного исследования природы. Как далеки от этого современные последователи Гегеля, готовые на любой компромисс с церковной догмой, готовые на союз со всеми силами и остатками средневековья; как непохожи на своего учителя те «неогегельянцы» вроде Джентиле, которые выбрасывают лозунг «Побольше дисциплины, послушания, поменьше мудрствования!».
Гегель глубоко понимал революционное значение реформации. Реформация уничтожила монастыри, отвергла светскую власть епископов и папы, подорвала внешний авторитет церкви в делах веры, секуляризировала церковные владения, освободила буржуазного человека с его плотскими стремлениями, с его предприимчивостью и жаждой применения капитала от стеснений средневековой аскетической морали. Она, по выражению Гегеля, «сделала нравственными торговлю и промышленность», она открыла путь свободному научному исследованию и освободила государство от опеки церкви. Протестантизм объявляет внутреннее убеждение основой религии. Именно поэтому в протестантизме Гегель видел примирение разума с религией. Он при этом надеялся обеспечить гегемонию разума тем, что обожествил самый логический процесс. Утонченное идолопоклонство перед «абсолютной идеей» должно было сделать ненужным идолопоклонство непосредственное и грубое.
|
|
Только диалектический материализм Маркса и Ленина, как единственно последовательная философия революционного пролетариата, только победа последнего над капитализмом несет полное освобождение человеческого сознания от власти им самим созданных сверхъестественных сил.
Если Гегель видел в реформации «последнее знамя, вокруг которого собираются народы, знамя свободного духа, который у себя и с собой, который в истине и только в ней у самого себя» 13, то Маркс вскрывает половинчатость этой эмансипации: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутрен-
Гегель. Государство и право
205
ним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека» 14.
Объявляя непримиримую войну всякому религиозному ДУРмаиУ7 революционный марксизм-ленинизм в особенности заостряет ее против наиболее утонченных, наиболее «духовных» и потому наиболее опасных форм религиозной идеологии, истоками которой и является протестантство в его различных разновидностях. Напоминаю, что писал Ленин в письме к Горькому: «Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо (а часто даже доброжелательно) встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза». Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея боженьки. Католический поп, растлевающий девушек (о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете),— гораздо менее опасен именно для «демократии», чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать, а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, «осудить» его ни один «хрупкий и жалостно шаткий» обыватель не согласится» 1а.
Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина поднимает на новую, высшую ступень смелый атеизм французских материалистов XVIII в.
С другой стороны, совершенно неизбежно, что под видом возрождения гегельянства в современной буржуазной философии мы видим попытку умертвить и сделать неподвижным философское учение Гегеля, увековечить то, что есть в нем слабого, преходящего, его надуманные схемы, его схоластику, его туманную метафизику, выбросив за борт диалектику. Гегелевская философия преодолела и «снята», т. е. уничтожена п сохранена в революционном марксизме-ленинизме. Она мумифицируется, и искажается,,и компрометируется в реакционных попытках соединения Гегеля с Бергсоном, с «философи-
206
Гегель. Государство и право
ей жизни», с восточной мистикой, со всем современным: мракобесием.
Гегелевская социальная философия известна в широких кругах главным образом ярко выраженным в ней мотивом обожествления государства. Во время мировой войны каждый средний обыватель воевавших с Германией государств был информирован насчет того, что философия Гегеля требует принесения личности в жертву государству, что, определяя государство как «действительность нравственной идеи» и «воплощение разума». Гегель оправдывал прусский милитаризм и политику крови и железа. Впрочем, не только в тенденциозной публицистике, но и в серьезных историко-философских работах проводится резкая грань между идеологией буржуазного индивидуализма и манчестерствомм* и гегс левским апофеозом государственности. В самом деле, с одной стороны, государство — ночной сторож, охраняющий собственность, а с другой — государство как «конечная цель, которой принадлежат все права по отно шению к индивидам, в то время как высшим долгом последних является быть членами государства»16. Какой больший контраст можно себе представить? Недаром в последние годы, когда все резче обнаруживается общий кризис капиталистической системы, мы видим попытки создать из обрывков реставрированного Гегеля какую-то новую, небуржуазную, антииндивидуалистическую, антипарламентарную концепцию государства. Но дело-то в том, что у Гегеля мы находим не только обожествление государства: «Философия права» содержит, помимо того, изображение буржуазного гражданского общества, и притом сделанное с такой глубиной и содержательностью, какую трудно допустить, имея в виду полную неразвитость буржуазных общественных отношений тогдашней Германии. В понимании сущности гражданского общества, основанного на слепой игре экономических сил, Гегель двумя головами выше плоских эпигонов классической политической экономии вроде Сея или апостолов гармонии вроде Бастиа. В своей социальной философии Гегель обеими ногами стоит на почве буржуазного общества. В основу так называемого абстрактного права он кладет собственность, которая есть не что иное, как «внешняя сфера свободы». Он превозносит буржуазное
Гегель. Государство и право
207
формальное равенство. «Неверно, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого равнялась собственности друюго; ибо справедливость требует только, что каждый должен быть собственником... чем я владею и как велико мое владение — это правовая случайность» ". Гегель выступает как принципиальный сторонник буржуазной индивидуальной собственности, «чистой част ной собственности», как называет ее Маркс. «Так как в собственности становится объективной воля отдельного человека, то собственность по существу является частной собственностью» 18. Гегель критикует поэтому Платона, который в своем государстве совершает несправедливость по отношению к личности, лишая ее частной собственности. Принцип собственности у Гегеля неразрывно связан с принципом личности. «Будь личностью и уважай других как личностей» — таково, по Гегелю, высшее начало права. В учении об «абстрактном праве» Гегель изображает в наиболее идеализированной форме отношения буржуазного общества, изображая их как воплощение свободы и разума. Гегель выступает против представителей феодально-христианской романтики, которые рассуждают па ту тему, что конечно-де всякая личность, в том числе и крепостной, имеет свободную и «бессмертную» душу, но что сие вовсе не касается грешного тела. «Лишь потому, что я как свободное существо живу в своем теле, нельзя злоупотреблять этим живым существом, низводя его до степени вьючного животного. Поскольку я живу, моя душа (понятие и еще выше свободное) не может быть разделена с телом; последнее есть бытие свободы и я ощущаю через него. Только лишенный идей софистический рассудок может полагать, что вещь в себе, душа неприкосновенна и что она стоит вне посягательств, в то время как тело истязается и существование личности подчинено насилию другого» 1в.
Но наиболее ценными и наиболее значительными являются рассуждения Гегеля о гражданском обществе. Гражданское общество — это не только вообще мир труда и потребностей, но это, кроме того, и специально буржуазное общество, построенное на произволе и анархии, подчиненное всецело стихийным законам. «Конкретная личность, которая является целью, как особенное, как совокупность потребностей и как смешение естественной
208
Гегель. Государство и право /
необходимости и произвола» — ото один лз принципов гражданского общества. Но наряду с этим Гегель указы вает и другой принцип, что «каждая отдельная личность удовлетворяет, утверждает себя только в отношении к другой, только через другую, следовательно, через форму всеобщности».
Внешняя необходимость проявляется формально как договор, «гак как моя воля заключена в вещи, то она может перейти другому только с моего согласия: это создает отношениз одной воли к другой воле, которое и составляет истинную почву свободы и сферу договора».
Этим рассуждениям Гегеля надо противопоставить известные места из первого тома «Капитала», где Маркс устанавливает связь между фактом обмена товаров и некоторыми характерными правовыми формами буржуазной частной собственности и договора.
Идеалистическая теория Гегеля переворачивается с головы на ноги. Юридические формы объясняются лежащими в их основе экономическими отношениями.
Гегель не только дает изображение гражданского общества, он пытается обосновать положительную ценность воплощенных в нем начал. «Право субъекта в своей особенности находит удовлетворение, или — что то же самое — право субъективной свободы образует центральный и поворотный пункт в различии между древностью и современной эпохой» '-". Гегель, как указано выше, критикует Платона, который «хотя и представил субстанциональную нравственность в ее идеальной красоте и правде, но, изгнав из своего государства частную собственность и семью, вступил в противоречие с бесконечным правом идеи предоставить свободу особенному».
Гегель не делает никаких иллюзий относительно тех противоречий, к которым приводит начало особенности и субъективного произвола при всесторонней зависимости людей в удовлетворении их потребностей: «Гражданское общество представляет собой в этих противоречиях и их переплетении зрелище в одно и то же время излишеств и нищеты и общей им обоим нравственной и физической гибели» 21. Гегель говорит о неизбежной порче нравов в тех обществах, покоящихся на патриархальном и религиозном принципе, где начинает развиваться начало частной собственности.
Гегель. Государство и право
209
«В гражданском обществе каждый — самоцель, а другой ничто. Но без отношения к другому он не может достичь своих \целеи в их полном объеме: эги другие являются поэтому, целью для особенного. Но особая цель благодаря отиошению к другим придает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя в то же время потребности другого» 2\ Эту картину общества, предоставленного стихийным законам, которые являются результатом случайных произвольных и своекорыстных действий индивидов, Гегель, как известно, сравнивает с плднетной системой, в которой глазу представляются только беспорядочные движения. В приложении к цитированному выше § 185 Гегель дает картину капиталистического общества, полную мрачного трагизма. «Особенность для себя есть излишества и безмерность, и формы этих излишеств сами безмерны. Человек благодаря своим представлениям и рефлексии расширяет свои страсти, которые не представляют собой замкнутого круга, подобно инстинктам животного, и уводит их в дурную бесконечность. Равным образом, с другой стороны, лишения и нужды являются безмерными, и запутанность этого положения может прийти к своей гармонии только благодаря насилию государства».
Тут государство появляется у Гегеля в несколько ином, более реальном свете, чем в других местах его «Философии права». Государственная власть связана здесь наличием пропасти между имущими и неимущими. При помощи насилия государственная власть должна устанавливать «гармонию» между мотовством и нищетой. У каждого непредубежденного читателя при чтении этих строк должна явиться мысль, что классовая теория государства уже стоит на пороге. Даже самое выражение «запутанность» положения непосредственно напоминает известное определение Энгельса, где говорится, что государство есть признание того факта, что общество запуталось в безысходных противоречиях, и т. д.
Здесь мы опять-таки подходим к такому пункту в учении Гегеля, за которым дальнейший шаг возможен только в направлении к Марксу и Ленину. Правда, сам Гегель тотчас же убегает от материалистических выводов по отношению к государству. Повернувшись спиной к действительности, он начинает свои исступленные идеа-
210 |
Гегель. Государство и право
/
диетические славословия Государству с бол/шой буквы. Максимального пафоса он достигает в известном примечании к § 258, где мы читаем, что «государство — это шествие бога в мире, его основание — это сила разума, осуществившегося как воля», и т. д. /
Чтобы свести концы с концами, Гегель неоднократно в самых различных своих произведениях — ив «Науке логики», и в «Философии истории», и в «Философии права» — пускается доказывать, что надо отличать разумность «государства в себе и для себя» от тех форм, в которых оно возникло и было введено. Так, в полемике против реакционера Галлера Гегель всячески старается доказать, что нельзя «внешнюю сторону явлений, случайность нужды, потребность в защите, силу богатства рассматривать не как моменты исторического развития, а как субстанцию государства». Но эти рассуждения звучат весьма неубедительно. Ибо гражданское общество — это реальность, черты которой взяты непосредственно из жизни, и точно такой же реальностью является соответствующее гражданскому обществу «внешнее государство», или «государство нужды и рассудка». Итак, философия права Гегеля, с одной стороны, содержит зачатки материалистического классового учения о государстве, а с другой стороны, является источником реакционнейшей идеологии обожествления эксплуататорского государства как силы, стоящей над классами и над всеми частными особенными интересами, как принцип всеобщего, как реализация нравственной идеи.
Если в период, предшествующий мировой войне, буржуазная философия ориентировалась в основном на Канта, то теперь она совершает поворот к Гегелю. Кант слишком либерален, он проповедует общечеловеческую этику и гуманный интернационализм. Это годится только для того, чтобы сеять иллюзии среди трудящихся. Поэтому неокантианство отдано на откуп социал-демократам, которые выступают в роли левого крыла буржуазии. Правое же крыло в лице фашистов предпочитает сейчас ориентироваться на Гегеля, из которого они извлекают оправдание крайнему национализму и шовинизму, империалистической политике насилия и захватов3I*. Гегель в своей идеологии национального государства отражал первую эпоху развития капитализма, о которой Ленин
Гегель. Государство и право
211
юворит, что %это — эпоха краха феодализма и абсолютизма, эпоха сложения буржуазно-демократического общества и государства, когда национальные движения впервые становятся массовыми, втягивают так или иначе все классы населения в политику путем печати, участия в представительных учреждениях и т. д.» 23
Пруссия пережила этот подъем национального движения в эпоху наполеоновских войн, когда ее независимость находилась под угрозой, и Гегель отразил именно этот период, когда он писал, что «субстанциональная цель каждого народа — стать государством и сохраниться как таковое».
В связи с этой борьбой за национальную независимость следует рассматривать провозглашенный Гегелем принцип абсолютного суверенитета государства. Государство, по Гегелю, не знает над собой судьи, Гегель отвергает идею Канта о вечном мире путем союза государств, ибо союз предполагает единогласие решения, а оно опять-таки покоится на суверенной воле отдельных государств. Поэтому Гегель считает, что спор государств при отсутствии соглашения может решить только война, и усматривает в обязанности жертвовать жизнью и имуществом для государства «нравственный момент войны». Эти идеи подхватываются идеологами фашизма и пускаются ими в ход для оправдания политики империалистического грабежа и насилия.
Это тем легче им делать, что буржуазный национализм и в первую эпоху выступает в двойственном обличье. Свобода для «своейл нации сочетается с угнетением, насилием по отношению к «ч у ж о й» нации. У Гегеля отстаивание принципа национальной независимости сочетается с апологией колониальных захватов и насилий 32*. Поэтому идеологи империализма могут не только прямо опираться на Гегеля, но и использовать ого философию для одурачивания широких масс, для затушевывания грубо империалистической сущности их политики.
Так, сейчас в Германии фашисты увлекают за собой часть мелкой буржуазии и крестьянства, выступая под маской борцов за национальное освобождение Германии.
Говоря об эксплуатации национальной идеологии, Ленин писал:
212
Гегель. Государство и право
«Созданная этой эпохой (краха феодализма и абсолютизма — Е. П.) национальная идеология оставила глубокие следы в массе мелкой буржуазии и/части пролетариата. Этим пользуются теперь, в совершенно иную, империалистическую эпоху, софисты буржуазии и плетущиеся за ними изменники социализму/ для раскалывания рабочих и отвлечения их от их классовых задач и от революционной борьбы с буржуазией» 24.
Как уже отмечалось выше, гегелевская философия права включает в себя и политическую экономию. Мы находим у Гегеля глубокую мысль о стихийных закономерностях экономики. Характерна спокойная уверенность, с какой Гегель констатирует рождение необходимости из столкновения случайностей, из кажущегося произвола. Это спокойствие вполне соответствует той уверенности и будущем, уверенности в своих силах, которой обладало буржуазное общество в первой трети XIX в. Буржуазия еще не терзается страхом и тревогой перед растущими противоречиями. Это отразил Гегель в своем рассуждении о политической экономии. «Существуют известные общие потребности, как, например, еда, питье, одежда и т. д., причем от случайных обстоятельств зависит, как они будут удовлетворены; земля здесь или там может быть более или менее плодородна, урожаи меняются из года в год, один человек прилежен, другой ленив, но этот хаос произвола рождает из себя общие определения, и все это, по внешности рассеянное и бессмысленное, охвачено необходимостью, которая наступает сама собой. Найти это необходимое составляет предмет политической экономии — науки, которая делает честь мысли, ибо находит законы в массе случайностей» 25.