Duguit L Traite de dioit constitutionnel 2me ed, t I — IV Pans, 1921—1923,
Berthelemy H Traite elementaire de droit admmistra-tif Юте ed Pans, 1923,
Havrwu M Precis de dioit constitutionnel Pans, 1923
Французская буржуазная литература по государствен ному и административному праву если ее рассматривать с точки зрения методологических направлений, разбива ется на три главных лагеря Это, во первых, представите ли так называемого юридического метода в гоехдарсгво-веденип, несмотря на критику, котор-щ это направление подвергалось и подвергаема с разных сторон оно все же остается господствующим, общепризнанным и, так ска зать, классическим Зародившись в Германии (Гербер, Табанд, Еллинек), оно давно уже стало интернациональным Во Франции это течение представляют Эсмен, Лар нод, Моро, Мишу Известный административист А Бер-телеми равным образом примыкает к чтому направлению
Несмотря на различие в оттепках, у представителей этой школы есть одна общая черта, один общий им всем методологический прием Он состоит, по определению Ори^, в юм чтобы «приводить различные социальные элементы, над которыми оперирует право, к юридическим лицам, к проявлениям воли, проистекающим от этих лиц к юридическим отношениям между ними, к субъективным правам, являющимся результатом этих юридических отношений» Однако в рамках этого общего догматического задания, составляющего сущность юридической трактовки проблем гс сударственного права, возможны и на деле встречаются весьма большие расхождения Все зависит от того, как понимается государство— субьект, в какой мере формально нормативные элементы этой конструк щти оттесняют на задний план социологическую и истори ческою точъи зрения Так в немецкой юридической науке мы имеем с одной стотюны, органическую школу (Гирке
|
|
218
Обзор основных направлений
и его последователи), которая понимает государство как реальный живой организм, наделенный волей в том же смысле, в каком наделены ею индивиды. В этом случае усиленное желание подчеркнуть реальность, чуть ли не биологическую, государственной организации привело, как и следовало ожидать, к некоторой социальной мифологии. На противоположном полюсе стоят новейшие нор-мативисты во главе с Кельзеном, для которого государство есть лишь логическая категория, логическое единство нормативного порядка.
Во французской юридической литературе мы не встретимся с подобными крайностями. Эсмен, который более, чем другие представители юридического метода, склонен рассматривать государство в его развитии, как реальный исторический факт, разумеется, не может быть причислен к органической школе. С другой стороны, Ларнод и Мишу, у которых превалирует формально юридическое рассмотрение, далеки от методологической «чистоты» Кельзена, изгоняющего из юридических понятий все социологические и исторические элементы ценой полного разрыва своих государственно-правовых конструкций с действительно существующим государством. Отделяя государство, как замкнутый в себе логически мыслимый порядок норм, от грешной действительности, наш теоретик австрийского неолиберализма как бы подчеркивал этим (в довоенных условиях), что реальные исторические силы слишком недостаточны, чтобы обеспечить государ • ственное единство империи Габсбургов. Теперь, после войны, воплощением его государства, понимаемого лишь как логическая конструкция, является в полной мере австрийская республика. Ибо она-то подлинно может быть названа государством лишь в своей мысленной сущности, в своей, так сказать, нормативной идее, представляя на деле провинцию, управляемую комиссаром Лиги Наций г. Циммерманом.
|
|
Французская буржуазия не нуждается пока в теории, которая бы превращала реальную государственную власть в мысленную сущность. Юридическая точка зрения, концепция государства — субъекта необходимы ей в сугубо практических целях, а именно как «великолепное средство разграничения ответственностей и рисков» (Ориу) в сфере той «юридической коммерции» (commerce juri-
Обзор основных направлений
219
dique), которая существует между отдельными буржуа и их совокупностью, т. е. государством. «Дело не в том, является ли идея моральной личности абстракцией (она, конечно, есть абстракция, но не более, чем всякая другая юридическая идея), но дело в том, не отвечает ли эта абстракция гораздо лучше техническим потребностям юриспруденции, чем то, что предлагают взамен» '.
С другой стороны, эта концепция оставляет достаточно идеологического флера для того, чтобы прикрыть голый факт классового господства. «Юридическая теория,— заявляет тот же Мишу,— позволяет правильно понять, что государственная власть не является простым фактом, простым явлением силы, что она выполняется в силу права физическими лицами не за свой собственный счет, но за счет коллектива».
Дюги, предпринявший пересмотр традиционного юридического понимания государства, направил удары своей критики именно против этого положения. Он отрицает необходимость и возможность легитимировать государственную власть, которая, по его мнению, есть не что иное, как социологический факт, результат общественной дифференциации, приводящий к «господству сильных над слабыми». Вследствие этого он совершенно последовательно отрицает и понятие суверенитета, и концепцию государства—субъекта, и само понятие субъективного права. Однако изгоняемая им из учения о государстве юридическая идеология немедленно водворяется им же обратно в виде весьма туманной концепции объективного права, покоящегося на законе социальной солидарности, идею которого Дюги заимствует у Дюркгейма. Господство буржуазии получает необходимую санкцию, но не при помощи устаревшего, схоластического понятия суверенитета, а при помощи самого новейшего социологического открытия — закона общечеловеческой, а стало быть, и между -классовой солидарности, вытекающей из разделения труда. Разоблачив государстве как аппарат угнетения, Дюги тут же наделяет его функцией осуществления социальной солидарности. Если марксисты говорят об отмирании государства после захвата власти пролетариатом, когда уничтожение классов позволит перейти от «управления людьми к управлению вещами», то Дюги обещает эту эволюцию современному капиталистическому и милита
220
Обзор основных направлений
ристскому государству. «Государство вместо публичной власти становится совокупностью публичных служб (service public)». «Государство перестает быть властью, которая командует, чтобы стать организацией, которая работает» '. Поэтому теорию Дюги можно охарактеризо вать как наиболее тонкую попытку затушевать противоречия современного буржуазного государства, скрыть его звериный лик под благовидной идеологической маской.
|
|
Учение Дюги уже приобрело интернациональное значение. Своеобразное англосаксонское преломление его теорий мы находим, например, у молодого английского госу-дарствоведа Гарольда Ласки \
Главнейшим представителем третьего направления среди французских буржуазных государствоведов является Ориу. Он пытается сочетать объективный, социологический метод с теми догматическими преимуществами, которые заключает в себе традиционное юридическое воззрение. Политически и социально он выражает собой реакцию более осторожных слоев буржуазии против слишком поспешных идеологических перегруппировок. Орну не только видит глубокую связь «индивидуалистических и метафизических концепций субъективного права» с самыми насущными практическими интересами буржуазии, но и убежден, что между буржуазными миросозерцанием и коммунизмом нет места для сколько-нибудь серьезной идеологической эволюции. Для этого писателя вообще характерно обостренное чутье к тем революционным опасностям, которые грозят буржуазному обществу. Он поэтому не склонен выбрасывать за борт испытанное идеологическое наследие буржуазного индивидуализма ради сомнительных приобретений солидаризма. Наоборот, он, как мы увидим, не прочь подкрепить устои буржуазного общества и некоторыми традициями прошлых веков.
Ориу начал свою ученую карьеру как сторонник юридического метода. В конце 90-х годов, почти одновременно с первыми выступлениями Дюги, оп совершает некоторую эволюцию, развивая основы своего дуалистического метода.
Из трех кнш, заглавия которых приведены выше, две представляют собой расширенные и переработанные издания ранее вышедших работ. Курс конституционного права Ориу — это новая книга, появившаяся в 1923 г.
|
|
Обзор основных направлений
221
первым изданием. Однако отпечаток современной, т. е. послевоенной, эпохи лежит одинаково на всех трех книгах. Он проявляется прежде всего в том обостренном внимании к политическим проблемам и политическим выводам, которое проявляет каждый автор. Особенно характерны предисловия, которыми Дюги и Бертелеми снабдили новые издания своих трудов. Интересно, что спор идет не столько об отдельных частных вопросах, которые раньше служили предметом контроверз (например, право государственных служащих объединяться в синдикаты). На сей раз политической проверке подвергаются основные методологические принципы, применяемые тем или иным автором. Методология теряет свою сугубую отвлеченность, она перестает быть занятием для одних лишь профессоров. Она сплетается с политикой и ищет в последней своего оправдания.
В центре развертывающихся споров стоит, как и следует ожидать, учение Дюги, ибо предпринятые им преобразования юридических понятий внушают слишком большую тревогу его буржуазным коллегам. Дюги сам чувствует потребность проверить свои теоретические построения на опыте последних лет. Начиная с 1901 г., когда появился его первый труд «L'Etat, le droit objectif et la loi positive», on неустанно разоблачал и ниспровергал «лживую и бесплодную» фикцию государственного суверенитета, доказывал, что не существует никакой особой воли государства, которая «по своей природе была бы выше воли подданных», что эта суверенная власть — ни на чем реальном но основанная химера, и т. д. Это уничтожение на бумаге юсударственного суверенитета приходится теперь сопоставлять с реальными фактами, с той чудовищной силон, которую развило во время войны буржуазное государство. Химера оказалась в состоянии пожирать миллионы человеческих жизней.
Отвергнув понятие суверенной государственной власти, Дюги должен дать теоретическое истолкование наиболее наглядному проявлению государственного суверенитета. Для марксистского классового анализа задача сводилась бы к выяснению тех социально-экономических условий, которые довели до такого небывалого могущества машину государственного угнетения и сообщили юридической абстракции суверенитета столь ужасающую
222
Обзор основных направлений
реальность. Но г. Дюги озабочен главным образом тем, как оправдать империалистическую войну, обойдясь в то же время без понятия государства-суверена. Он соглашается, что во время войны «государство было деятельным и сильным» (еще бы!), но вместе с этим он находит, что «во время великой войны принцип авторитета показал себя лишенным смысла, содержания и действительности». Оказывается, что «воля, которая реализовала оборону страны, это вовсе не та могущественная воля французского государства, как утверждают, но — просто индивидуальная воля французов, больших и малых, правящих и управляемых, соединившихся в одном высшем напряжении для победы над тевтонским варварством».
Более того, Дюги полагает, что понятие верховной воли государства также бесполезно и бесплодно, когда речь идет о борьбе против внутреннего врага. Останавливаясь на примере майской стачки французских железнодорожников 1920 г., сорванной благодаря предательству вождей конфедерации труда, Дюги рассуждает: «И когда в мае месяце этого года несколько тысяч заблуждающихся и преступных людей хотели, побуждая к стачке на железных дорогах, обречь на голод и разорение страну и, создав нищету и страдания, осуществить какую-то там большевистскую революцию, то опять-таки и в данном случае вовсе не верховная власть государства сломила это движение, но только лишь совместное, решительное действие индивидуальной воли французов».
Другими словами, Дюги полагает, что можно без всякой опасности для буржуазного государства отказаться от устаревшего, схоластического учения о государственном суверенитете, заменить его более современным представлением чисто социологического порядка. Достаточно, чтобы воля буржуазии была на деле решающей. Нет надобности утверждать ее юридическое превосходство.
Учение Дюги подвергается критике с различных сторон. Менее всего интересны те возражения, которые видят в теории Дюги то, чего в них, разумеется, нет: проповедь насилия. Так, Эсмен4 высказал опасение, что отказ от понятия суверенитета означает признание того, что всякое правительство покоится только на силе К этому он добавил веский упрек в заимствовании у немцев. Дюги нетрудно было парировать это нападение: док-
Обзор основных направлений
223
трина государственного суверенитета тоже развита немцами; наоборот, та книга, где он, Дюги, развил свои идеи, написана в ответ и в противовес труду Иеллинека «Система субъективных публичных прав», появившемуся в 1892 г. Доктрина государственного суверенитета ставит государство выше права и, следовательно, санкционирует произвол правящих; ведь тот же Эсмен отрицает право граждан на сопротивление власти; у него же, Дюги, правящие подчинены объективной норме, вытекающей из солидарности, и т. д. Словом, Дюги нетрудно было доказать, что в области эквилибристики понятиями «силад и «право» у него дело обстоит ничем не хуже, чем у других юристов.
И пожалуй, с большим основанием можно упрекать Дюги, как это делает Мишу, в прямо противоположном грехе «юридического автоматизма». Ибо, мол, Дюги забывает, что государство, являясь «органом, осуществляющим право», имеет, помимо того, и «цивилизаторскую миссию» 5. Проще говоря, Мишу сомневается, чтобы одних «законов солидарности» было достаточно для того, чтобы обосновать ну хотя бы колониальную политику любого буржуазного государства.
Более интересные и более меткие возражения делает Ориу. Оп направляет их против попыток Дюги уничтожить понятие субъективного права, заменив его понятием социального долга, вытекающего все из той же солидарности.
Ориу сомневается, чтобы солидарность была достаточным мотивом для буржуазного собственника не только в сфере экономической деятельности, но даже и в политической жизни. Уничтожение субъективистской концепции уничтожает, по его мнению, «все, что может интересовать гражданина в игре политической машины. Если бы она (теория Дюги) распространилась в массах, это привело бы к всеобщему абсентеизму» 6. Ориу призывает к более осторожному обращению с индивидуалистическими принципами. «Тех неразумных людей,— пишет он,— которые, повинуясь моде, считают признаком хорошего тона ополчаться без оговорок против индивидуализма, можно спросить, что же они предпочитают, чтобы это, пускай несовершенное, индивидуалистическое евангелие было заменено коллективистическим или коммунистическим» 7. Ориу
224
Обзор основных направлений
не доверяет началам солидаризма и в другом смысле. Он сомневается, чтобы эти принципы могли бы послужить плотиной "против распространения революционных идей, угрожающих существованию самого буржуазноп общества, он предлагает дополнить «декларацию прав» — это евангелие индивидуализма и свободы — топ декларацией обязанностей, которая содержится... в христианском катехизисе. Еще в первом издании своих «Принципов публичного права» Орпу предостерегал против увлечения антиклерикализмом, ибо государственная мудрость состоит в том, что «государство берет себе на службу враждебные силы после того, как они лишены возможности вредить» \ Там же Ориу защищал христианский аскетизм, как одно из средств излюбленного им равновесия. «Вознаграждение в будущей жизни избавляет от необходимости осуществлять справедливое распределение на земле». Заявление достаточно откровенное; впрочем, Ориу не хочет, чтобы его понимали вульгарно в смысле известного изречения «религия нужна для народа». Нет, поправляет наш государствовед, «религия нужна для государства». «Дело не в том, правится или не нравится церковь, дело в том, цените вы или не цените режим индивидуалистического государства, намерены вы или не намерены уважать его жизненное равновесие». В своем «Курсе конституционного права» Ориу продолжает и углубляет эту пропаганду союза с клерикализмом. Он выражает недовольство тем. что публичное воспитание до сих пор «использовалось в жалких политических целях — разрушения того, что еще осталось о г традиций» (с. 39, 40). Он призывает французов подражать англосаксонской демократии, которая не совершила ошибки антиклерикализма, которая соединила индивидуалистические начала с религиозными верований ми. И это соединение, по мнению Ориу, придало индивидуализму лишь большую жизненность. Французская буржуазия в лице Орпу выражает задним числом свое недовольство по поводу того, что великая французская революция шагнула дальше, чем ее предшественница — английская революция Х\'П в. Ориу мечтает о повороте вспять — от просветителей и материалистов к набожным пуританам. Руководимый верным инстинктом, он указывает буржуазному обществу ту идеологическую силу, которая может явиться гораздо более надежной гарантией
Обзор основных направлений
225
против пролетарской революции, чем измышления соли-даристов. Ориу вообще призывает к активности на идеологическом фронте. «Абсурдно,— утверждает он,— думать, что можно позволить говорить все, ограничиваясь полицейскими мерами против тех, кто переходит к делу. В тот день, когда массы целиком перейдут к делу,— жандармов не хватит» 9. И он со всей откровенностью рассуждает о борьбе с превратными идеями, о контрпропаганде, о поддержании «морального здоровья нации», которое также создается «разумными мерами», как и здоровье физическое.
Критика воззрений Дюги носит, пожалуй, наиболее ожесточенный, наиболее политически заостренный характер в предисловии, которым известный административист Бертелеми снабдил 10-е издание своего курса. Бертелеми вообще настроен пессимистически. Когда он был молод, все говорили, что «французская администрация вызывает зависть за границей». Теперь дело обстоит гораздо хуже. «Сомнению подвергаются самые основы, здание расшатывается, недисциплинированность становится всеобщей, уважение перед иерархией уступает место духу хулы, несовместимому с регулярным ходом службы»10. Целый ряд причин способствует тому, что добрая слава французской администрации сходит на нет. Наиболее важная причина, по мнению Бертелеми, политического характера: это «бесцеремонное, достойное осуждения вмешательство парламентских деятелей в самые незначительные функции исполнительной власти. Мы столь часто наблюдаем, как общественный интерес приносится в жертву целям избирательной кампании, как интрига берет верх над действительными заслугами, как знание уступает место приспособляемости, как беспечность масс поощряется правящими, что стали считать это обычными явлениями». Но имеются и другие моменты, которые, по мнению Бертелеми, также способствуют упадку французской администрации: государство слишком много взваливает на свои плечи. «Склонность к универсальному вмешательству («mterventionnisnae») пе имеет границ. Государство — естественный поставщик правосудия и безопасности — становится, кроме того, комиссионером, банкиром, строителем п собственником кораблей, библиотекарем, коллекционером, гравером, приказчиком, школьным учителем,
8 Е. В. Пашуканис
226
Обзор основных направлений
антрепренером зрелищ, торговцем минеральных вод, врачом, филантропом, типографом, лесоводом, воспитателем, фабрикантом сигар, продавцом спичек, страхователем, журналистом, букмекером и т. д. Когда администрация сама не принимает участия, она контролирует и регламентирует частную деятельность. Она во все вмешивается». В результате — растущее раздражение против стеснительной регламентации и вопли обывателя против вездесущего «господина Лебюро» ".
Далее Бертелеми переходит к рассмотрению тех рецептов, которые предлагаются для административной реформы. Их всего три, и они определяются лозунгами: районирование (режионализм), «индустриализм» и синдикализм. Первое предложение сводится к тому, чтобы создать новое административное деление, более крупное, чем ныне существующие департаменты, в целях децентрализации и уменьшения бюрократической волокиты. Бертелеми сурово критикует режионалистов; по его мнению, из их проектов не может получиться ничего, кроме увеличения штатов, роста бюрократизма и роста расходов. Точно так же отвергает он и предложения «ипдустриали-стов» — этих отчаявшихся буржуа, которые, выражаясь на нашем языке, хотят всю французскую администрацию перевести на хозяйственный расчет и идеалом которых является «Франция, управляемая на манер торгового дома». Но если эти проекты представляются Бертелеми просто непрактичными, то в предложениях «синдикалистов» (к которым причислен и Дюги) Бертелеми усматривает грозную политическую опасность. Перед ним встает призрак пе более не менее, как Советской власти, которую он представляет себе именно как управление через профсоюзы. Бертелеми недоумевает: «Как Дюги решается одобрить эту циничную фразу учителя Родрига: «Синдикаты чиновников, как и рабочие синдикаты, являются просто корпоративными ассоциациями защиты, призванными, однако, стать со временем правящими органами. Место чуждого управления сверху постепенно занимает автономная администрация, образовавшаяся внизу, в своей же среде». Нужно ли это опровергать? Разве можно укрепить законную власть, которая должна принадлежать избранным, восстановить необходимую дисциплину, обязательную для всех, но главным образом для
Обзор основных направлений
227
масс, доверив самим массам избрание тех, которых они облекут властью? Подобная система уже имеет свое название: это анархия. Она нашла свое применение: это Советы» 12.
И, установив таким образом не подлежащую никакому сомнению связь между политическими идеями Дюги и советской системой, Бертелеми заканчивает следующим мрачным предостережением: «Синдикаты чиновников успели пока серьезно скомпрометировать добрую славу французской администрации. В тот день, когда Франция, забывшая жестокий урок, преподанный нам несчастной великой Россией, соблазнится столь желанным для многих опытом, ужасные последствия которого неизбежны, она погибнет» ". Можно охотно поверить, что синдикаты чиновников внушают тревогу апологетам буржуазной Франции. Но тем не менее упреки по адресу Дюги, что его теория чуть ли не лежит в основе советской системы, конечно, представляют собой лишь обычное в таких случаях полемическое увлечение. Дюги симпатизирует синдикатам именно потому, что видит в них оплот против революции. «Синдикалистское движение,— заявляет он,— это не пролетарское движение, это не война пролетариата, предпринятая для того, чтобы раздавить буржуазию. Применяя термин, ставший ныне во Франции распространенным, я скажу, что синдикализм — это не большевистское движение» и. Для Дюги синдикаты — это такое юридическое оформление классов, которое смягчает классовую борьбу, ибо последняя якобы тем менее остра, «чем более гетерогенпы классы и чем более они юридически оформлены». Синдикалистские симпатии Дюги, его предложения дополнить парламентское представительство профессиональным, его мечты о «социальной интеграции» отражают собой эпоху финансового капитала, когда всевозможные капиталистические кооперации открыто выступают на политическую арену, отбрасывая устаревшую фикцию сверхклассового суверенитета (ведь не надо забывать, что под синдикатами Дюги понимает и профсоюзы рабочих, и предпринимательские организации, и ассоциации мелких коммерсантов). Они, эти капиталистические организации, непосредственно решают важнейшие государственные вопросы, имея при этом к своим услугам оппортунистическую верхушку профессиональных орга-
8*
228
Обзор основных направлений
низаций. Не советская система, разумеется, а, например, договор, который профессиональные союзы Германии заключали после ноябрьской революции с предпринимателями на предмет спасения капитализма,-— вот истинный пример практического применения идей Дюги. «Революционная» сущность идей Дюги не помешала ему в оценке величайшей из революций остаться на уровне буржуазной ограниченности. Он всегда заявлял себя противником социализма. Это не помешало некоторым представителям нашей университетской науки объявить его доктрину «монистическим социализмом» 15. Он сделал попытку заменить чем-либо более современным обветшалую доктрину государственного суверенитета, для того чтобы укрепить идеологические позиции буржуазного государства: его заподозрили, что он желает разрушить это самое государство. Он попытался истолковать право собственности как социальную функцию ради вящего возвеличения капиталисшческой собственности, и нашлись люди, которые усмотрели в его теории правовое обоснование экспроприации экспроприаторов; наконец, он мечтал восполнить современный парламентский режим профессионально-корпоративным представительством, а его обвиняют в пропаганде советской системы.
Эта судьба Дюги весьма показательна. Она свидетельствует не об индивидуальных свойствах его теорий, которые всегда оказываются ложно понятыми, но о том, что буржуазной теории права и государства заказаны пути прогрессивного развития. Поэтому всякая попытка сделать шаг вперед немедленно истолковывается как намерение выйти за пределы буржуазного общества, хотя бы сам автор искренно желал не столько двигаться, сколько топтаться на месте.
Для буржуазной теории осталось либо проповедовать откровенный союз с реакцией во всех ее видах, сочетать индивидуализм с катехизисом и т. д., либо уйти «из мира сущего в мир должного» и предаваться бесконечному и бесплодному разматыванию формально-логической паутины, наподобие Кельзена и его последователей.
Обзор основных направлений
229
1 Michoud L. La theorie de la personnalite morale. 2me ed. Paris,
1924, Part. 1, p. 47.
2 Duguit L. Traite..., t. 1, p. VII.
3 См.: Вестн. Ком. акад., № 10.
4 Esmen A. Droit constitutionnel. 6me ed. Paris, 1914, p. 42.
5 Ср.: Michoud L. Op. cit, Part. 1, p. 52.
6 Haurwu M. Preces de droit constitutionnel. Paris, 1923, p. 7.
7 Ibid., p. 40.
8 Haunou M. Principes du droit public, lme ed. Paris, 1910, p. 193—
194.
9 Hauriou M. Precis de droit constitutionnel, p. 38.
10 Berthelemy H. Traite..., p. X.
11 Ibid., p. 10.
12 Ibid., p. 20. ■ -
13 Ibidem.
14 Dugmt L. Traite..., t. 1, p. 507.
15 См.: Покровский С. П. Методологические различия в направле
нии главнейших школ французского государственного права.
Ярославль, 1913, с. 5.
К ОБЗОРУ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
1. Келъзен Г. Проблема суверенитета и теория между
народного права (Kelsen H. Das Problem der Souverani-
tat und die Theorie des Volkerrechts. Tubingen, 1920).
2. Келъзен Г. Социологическое и юридическое понятие
государства {Kelsen H. Der sociologische und der juris-
tische Staatsbegriff. Tubingen, 1922).
Г. Кельзен — один из видных представителей нормативной пли новоавстрийской школы права — сравнительно недавно, в 1911 г., выступил со своей первой крупной работой «Hauplprobleme der Staatsrechtslehre» («Основные проблемы государственного права»). В названных выше монографиях он продолжает развивать и углублять свои методологические построения, не только не отступая от своей отправной точки зрения, но местами еще более заостряя ее.
При этом он, как это нередко бывает, с особенной яркостью обнаруживает все слабые стороны своего одностороннего, формально-логического подхода к предмету. Предлагаемые им конструкции являются настолько искусственными, парадоксальными и, главное, безжизненными, что в.ряд ли они смогут найти себе применение даже в узкой сфере юридической догматики; что же касается действительно научного понимания права и государства, то от него метод Кельзена уводит прямо в противоположную сторону.
Не следует, впрочем, думать, что учение Кельзена стоит особняком в ряду прочих течений буржуазной философской мысли. Напротив, его следует рассматривать как проявление в специальной сфере общего уклона, который нельзя охарактеризовать иначе, как разрыв с действительностью ради логической чистоты предмета. «Чистое учение о праве» Кельзена несомненно родственно «эйдогическому рассмотрению» Гуссерля, что, впрочем, признает и сам Кельзен \ С другой стороны, также несомненно, что учение Кельзена представляет собой попыт-
Литература по общей теории права
231
ку довести до логического конца те положения, которые были выдвинуты представителями так называемого юри дического позитивизма. И вот ирония судьбы или, вернее, диалектики человеческого разума. В то время как юридический позитивизм вырос на борьбе с естественным правом и главную свою задачу видел в изничтожении последних остатков этой доктрины, Кельзен, который считает себя продолжателем и завершителем этой борьбы за по зитивизм права, в своих конечных выводах скатывается к тому же самому, сто раз повергнутому в прах естественному праву. Вместе с Кельзеном буржуазная юридическая мысль, проделав цикл, возвращается к своему исходному пункту, умудренная в методологическом отношении, но зато совершенно обезвреженная политически. Если Карл I пытался преследовать Гуго Гроция за провозглашение принципа свободы морей31*, то Кельзену, призывающему вернуться к jus naturale gentium, ни с чьей стороны не грозит такая опасность.
Методологические построения Кельзена являются по существу дальнейшим развитием тех мыслей, которые мы находим еще у Лабанда и Еллинека. В частности, у последнего 2 мы встречаем почти полностью те основные соображения, из которых исходит Кельзен. Заслуга последнего заключается лишь в исключительной последовательности и энергии, с которыми он проводит раз принятый принцип, не останавливаясь перед самыми парадоксальными выводами. Исходным пунктом является противоположение нормативного мышления юриста экс-шшкативному, объясняющему мышлению социолога, историка и естественника. Последние имеют дело с явлениями, совершающимися с естественной необходимостью в силу причинной связи, юрист имеет дело только с особого рода долженствованиями. Опираясь на Виндель-банда и отчасти нэ Зиммеля, Кельзен вырывает настоящую логическую пропасть между бытием и долженствованием п закрывает юристу всякий доступ из мира норм в мир действительности. Подвергнув тщательному анализу основные юридические понятия, он старательно устраняет оттуда все психологические и социологические элементы, всякий налет фактического. Так, например, рассмотрев понятие воли, играющее столь значительную роль в теории права, Кельзен приходит к выводу, что
232
Литература по общей теории права
действительные психические переяшвания совершенно не имеются в виду, что они не существенны, иррелевантны, что юридически воля существует как особая конструкция вменения, т. е. опять-таки как комбинация норм, указывающая, в каких случаях то или иное действие должно приписываться, «вменяться» тому или иному лицу. Само понятие «лица» точно так же, по мнению Кельзена, не имеет ничего общего ни с биологическим, ни с психологическим понятием личности. Юридически «лицо» есть не что иное, как персонификация относящихся к нему норм. Развивая далее с логической последовательностью свои отправные положения, Кельзен приходит к полному отожествлению государства и нормативного порядка в целом. Ему нельзя возразить, что в действительности это не так, ибо с действительностью-то он, как «чистый» юрист, не желает иметь ничего общего. В плоскости же нормативной государственная власть может «мыслиться» только как власть права. Кельзен идет еще дальше: в то время как Еллинек считает возможным наряду с юридическим образовать социологическое понятие государства, Кельзен утверждает, что государство, как понятие, образованное в нормативном ряду, вовсе не существует для социологии. Самое понятие высшей для данного общежития власти может быть истолковано только нормативно. В реальном порядке явлений высшую власть так же невозможно обнаружить, как и первопричину. Отстаивая чисто мысленную, так сказать заоблачную предметность государства, Кельзен отгораживается и от воззрений, которые отожествляют государство с государственной идеологией, понимаемой как явление психологического порядка. Ибо для него конкретные переживания людей, подчиненные закону причинной зависимости, отделены логической пропастью от нормативного порядка с его собственной внутрепней закономерностью.
Нечего и говорить, с каким сожалением отзывается Кельзен о «наивных и близоруких» людях, которые вслед за Лассалем, думая о государстве, не упускают из виду телесно-реальных вещей, как пушки, крепости, орудия производства и т. п. Ведь это не что иное, как мертвые, индифферентные вещи, рассуждает наш профессор: они получают социальное значение только в связи с действиями людей, а действия людей могут рассматриваться «юри-
Литература по общей теории права
233
дически», как действия государства только тогда, когда они совпадают с идеальным мыслимым нормативным порядком. Ergo, власть государства — это власть права. Вот образчик поистине дальнозоркого профессорского мышления.
Но в чем же, спрашивается, заключается пресловутая внутренняя закономерность нормативного, т. е. правового, порядка? В том, отвечает Кельзен, что каждая частная правовая норма выводится из более общей, та в свою очередь из еще более общей, пока мы не дойдем до основной, или, как он выражается, изначальной, нормы или юридической гипотезы (Ursprungshypotese). Эта основная норма определяет высший для данного общества нормо-устанавливающий авторитет. Кельзен спешит оговориться, что долженствование, заключающееся в этой норме, как и всякое юридическое долженствование, носит относительный и условный характер, тем не менее юрист не может идти далее этой нормы, ибо только с нее начинается область права. Дальше, очевидно, идут те «правовые пустоты» (Rechlsleerer Raum), о которых говорил еще Бергбом.
Но чем руководиться при выборе этой первоначальной гипотезы, которая, по Кельзену, замыкает и в то же время как бы несет на себе весь нормативный порядок? На это автор совершенно резонно отвечает: «...с юридической точки зрения выбор основной предпосылки, из которой дедуцируется весь позитивный правопорядок, представляется произвольным» 3. И далее в этом же труде автор поясняет, что юридическими основаниями нельзя доказать бессмысленность такой правовой оценки отношений современной Франции, при которой ancien regime предполагался бы как «действующий» правопорядок. Чисто юридический метод, как мы видим, вполне пригодился бы для обитателей желтого дома.
Впрочем, в другой монографии, вышедшей в 1922 г., Кельзен вновь возвращается к этому же вопросу и, взяв уже в пример русскую революцию, пытается на этот раз примирить «юридический смысл» с обыкновенным здравым смыслом. Именно по этому поводу он вынужден сделать замечание, что «к специфической нормативной закономерности в идеальной системе государства и права каким-то образом (курсив наш.— Е. П.) должен быть при-
234
Литература по общей теории права
лажен (zugeordnet) кусок реальной жизни, фактически совершающегося по причинной необходимости поведения людей» 4. И далее: «...напряжение между нормами и фактами не должно превышать известного максимума» 5.
Почтенный юрист решился снизойти с высоты своего заоблачного нормативизма. Тоже в своем роде успех русской революции.
Юридический позитивизм, напирая на формальную природу права, вел, как известно, упорную борьбу против «естественных и прирожденных» прав человека, выдвинутых буржуазией в революционный момент ее классовой истории.
Кельзен продолжает этот поход с исключительной решительностью и последовательностью. Самое понятие субъективных прав вносит совершенно ненужный дуализм, поучает он, единственная и вполне достаточная предпосылка правовой системы — это норма, устанавливающая юридическое долженствование. Подобно тому как государство «сообщает» качество «лица», устанавливая права и обязанности, подобно этому оно может и отнять его: «Введение рабства как правового института лежит всецело в рамках возможного для правопорядка или для государства» 6. Этому заявлению по крайней мере нельзя отказать в смелости. Но Кельзен идет и дальше. Его формальное понятие права достаточно широко, чтобы вместить не только рабство, но и предельные формы деспотии. Ведь если для правовой нормы существенна только ее связь с высшей, изначальной нормой, от которой она производится, а содержание само по себе безразлично, то «юридически» самый крайний деспотизм является бесспорно правовым режимом, ибо. чтобы мыслить приказания монарха юридически, мы также должны выводить их из высшей нормы: «...все должны поступать так, как этого желает монарх» \
Такого рода пустопорожние тавтологии преподносятся как глубочайшие методологические открытия, причем Кельзен снисходительно готов признать, что, «конечно, психологически этот момент формальной связанности через посредство изначальной нормы отступает на задний план по сравнению с материальным произволом». Подобного рода рассуждения интересны, разумеется, только как курьез. Но они наглядно показывают, в какую бесплод-
Литература по общей теории права
235
ную пустыню схоластики уводит последовательно нормативное понимание права. Здесь явно обнаруживается непригодность нормативного метода даже для узких целей догматической юриспруденции. Если бы на самом деле все логические операции последней ограничивались восхождением от нормы к первоисточнику, то из этого не получилось бы никакой системы права. Логические нити, протянутые от частных норм к их первоисточнику, не способны сами по себе дать того объединения норм, которое образует различные институты права. Догматическая юриспруденция развилась в систему только потому, что основой своих понятий она взяла абстрагированные фактические отношения людей, противопоставленных друг другу как товаропроизводители. Нормы, регулирующие собственность, потому складываются в институт собственности, что базисом их является частное присвоение как экономический факт. Учение о договоре потому представляет собой единое логическое целое, что в основе его лежит экономический факт обмена, и т. д.35*
Необходимыми категориями, с помощью которых юриспруденция улавливает эти отношения, являются понятие субъекта или лица, воли в юридическом смысле, субъективного права, понятия, которые все суть производные или выражения различных сторон одного и того же реального субстрата частнохозяйственного субъекта.
Освободив догматическую юриспруденцию от этих «субстанциональных» понятий и превратив ее в логику юридически должного, Кельзен вынул из нее жизненный смысл и превратил в своеобразную схоластику, весьма близкую средневековой теологии. Последнее, впрочем, он сам вынужден был признать, посвятив последнюю главу своей книги «Юридическое и социологическое понятие государства» параллели государство и право — бог и природа.
Впрочем, имманентные законы юридической логики в полной мере проявили свое влияние, как только Кельзен перешел к международному праву. Тут перед ним стояла дилемма: или принять положение «Бог, как и право, всегда с сильнейшими батальонами», или в поисках изначальной нормы международного правопорядка отправиться по стопам школы естественного права. Занять место где-нибудь посредине между правом и фактом помешала
236
Литература по общей теории права
прежде всего собственная же методологическая установка. И вот, решительно отмежевавшись от тех германских ученых, которые, поддавшись слишком одностороннему влиянию успехов 70—71 года 36*, провозгласили «победоносную войну как норму, решающую, на чьей стороне право», Кельзен благополучно бросает якорь в мирных водах естественноправовой доктрины. Заимствованная им у Вольфа основная и верховная формула гласит: «правовое общение, в котором свобода субъектов (государств) ограничивается их принципиальным равенством». Из формального и официального государственного понимания права Кельзен одним прыжком перелетает в естественно-правовое. Столь старательно истребляемое им «субстанциональное» понятие субъектов (да еще «свободных и равных») появляется совершенно неожиданно в самой основной формуле. Вся затеянная Кельзеном методологическая чистка оказалась напрасной.
Нет, гораздо яснее понимал, в чем дело, старик Гро-ций, когда он, перечисляя условия развития мирного торгового оборота внутри государства (которые он, понятно, отожествляет с условиями существования государства вообще), а именно: обеспеченность и свободу собственности, пользование на равных основаниях средствами сообщения и свободу торговли, ставил нарождающемуся буржуазному обществу вопрос, каким образом вне этих условий возможно обеспечить торговлю в международном масштабе.
Этим он наглядно показал, что так называемая «идея права» есть не что иное, как одностороннее и абстрактное выражение одного из отношений буржуазного общества, а именно отношения независимых и равных собственников, которое является «естественной» предпосылкой менового акта.
1 См.: Kelsen H. Der sociologische und der juristische Staatsbegriff,
S. 81.
2 См.: Jellinek G. System der subjectiven Rechte. 2 Aufl. Tubingen,
1919, Кар. III.
3 Kelsen H. Das Problem der Souveranitat..., S. 97.
4 Kelsen H. Der sociologische und der juristische Staatsbegriff, S. 96.
5 Ibidem.
6 Kelsen H. Das Problem der Souveranitat..., S. 45.
7 Ibid., S. 25. •' •
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ