Впрочем, для Гегеля не скрыто основное грозное противоречие, которое в то же время составляет основу буржуазного общества,— превращение все большего и большего количества трудящихся в пролетариев. Этой проблеме посвящен знаменитый § 243 его «Философии права». Там мы 'титаем: «Гражданское общество, находясь в беспрерывной деятельности, развивает внутри себя население и промышленность. Поскольку связь людей становится все более всеобщей благодаря их потребностям, а также способам доставления и изготовления средств их удовлетворения, на одной стороне возрастает накопле-
Гегель. Государство и право
213
ние богатств, ибо из этой удвоенной всеобщности извлекается наибольшая выгода, па другой стороне увеличиваются обособление и ограниченность отдельных работ, а вместе с тем зависимость п нужда привязанного к этой работе класса, с чем связана несп хобнэсть ощущения и наслаждения дальнейшей свободой и в особенности духовными преимуществами гражданского общества».
В следующем параграфе Гегель развивает эту же тему. Он указывает на наличие в гражданском обществе значительной массы людей, которые едва обеспечены необходимыми средствами существования. Гегель называет их презрительно «чернью». Его мещански-филистерский реакционный дух проявляется в этом случае с особой силой. Более всего беспокоит Гегеля то умонастроение, которое порождается нищетой и которое проявляется «во внутреннем возмущении против богатых, против общества и против правительства». Гегель заканчивает этот параграф зловещим напоминанием, «что важнейший вопрос, как справиться с нищетой, преимущественно движет и мучит современное общество».
В настоящий момент, когда капитализм обрекает па нужду и голод десятки миллионов людей, буржуазным неогегельянцам не мешает вспомнить это указание старика Гегеля. Гегель указывает, что при «избытке богатств гражданское общество недостаточно богато, чтобы предупредить нищету». Гегель ищет спасения от противоречий в сословно-корпоративной системе и в захвате колоний, Эти рецепты Гегеля, которые он давал сто лет назад, не менее нелепы, чем те, которые выдвигаются ныне светилами буржуазной науки. Ни колониальный грабеж, ни чудеса «организованного» капитализма, ни фашистское корпоративное государство не оказались в состоянии предупредить кризис.
Гегель призывал изучать противоречия гражданского общества на примере Англии, теперь он мот бы указать на весь мир, кроме единственной страны, которая пошла по революционному пути разрешения противоречий капитализма, по пути Маркса и Ленина, которые восприняли революционную сущность диалектики, отбросив ее мистическую, идеалистическую шелуху, которые взяли у Гегеля то, что возвышало его над эпохой, отбросив то, в чем проявилась его историческая ограниченность.»
214
Гегель. Государство и право
Гегель рассматривал историю человечества как движение мирового духа. В его «абсолютной всеобщности,— писал он,— получают свою истину и свое определение отдельные народы, выступающие на сцене мировой истории». Каждый из народов истолковывает и осуществляет один из моментов, одну из ступеней движения мирового духа. Это насквозь идеалистическое воззрение на историю послужило основой для идеологии национализма и для деления наций на исторические, или избранные, нации и неисторические, обреченные играть пассивную роль в развитии человечества. Но наряду с этой реакционной стороной философия истории Гегеля представляет собой грандиозную попытку найти общие закономерности исторического процесса и наиболее широко, полно и всесторонне применить принцип развития.
Эту положительную сторону гегелевской философии истории материалистически переработал и развил дальше революционный марксизм, создав подлинную науку об обществе.
«Так как эту науку,— писал Ленин,— строили, во-первых, экономисты-классики, открывая закон стоимости и основное деление общества на классы,— так как эту науку обогащали далее, в связи с ними, просветители XVIII века борьбой с феодализмом и поповщиной,—• так как эту науку двигали вперед, несмотря на свои реакционные взгляды, историки и философы начала XIX века, разъясняя еще дальше вопрос о классовой борьбе, развивая диалектический метод и применяя или начиная применять его к общественной жизни,— то марксизм, сделавший ряд громадных шагов вперед именно по этому пути, есть высшее развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы» 2в.
Мировая история, по Гегелю, это создание нового, со здание его действием, которое отвергает установленное, старое, обычное, восстает против него. История — это революционный процесс, совершающийся с железной необходимостью. Но носителями этой необходимости, дей ствующими лицами этой революционной борьбы являются не народы, как думал Гегель, а классы. Они являются выразителями той или иной эпохи.
Философия истории Гегеля — это высший предел обобщающего взгляда на всемирную историю, которого мог-
Гегель. Государство и право
215
ла достигнуть буржуазия. После Гегеля буржуазная философия истории уже не поднималась на такие высоты. Следующим шагом мог явиться и явился только «Коммунистический манифест».
Философия Гегеля представляет собой одно из величайших достижений человеческой мысли XIX в., ибо она дала для своего времени наиболее полное, всестороннее и глубокое понимание развития. Но только меныпевист-вующке идеалисты вроде Деборина и его школы33* могут думать, что гегелевская диалектика — это последнее слово философской мысли, что Марксу и Ленину достаточно было отбросить идеалистическую систему Гегеля и взять его метод. Этим в корне извращается отношение марксизма-ленинизма к гегелевской философии и прокладывается путь реставрации идеализма. Не Гегель сам по себе, но материалистическая переработка Гегеля Марксом и Лениным, материалистическая диалектика как оружие революционной борьбы за свержение капитализма, за диктатуру пролетариата, неразрывная связь этой единственно последовательной материалистической философии с задачами эпохи, с борьбой нашей партии, с победоносным строительством социализма в СССР и зреющей мировой пролетарской революцией — вот наш боевой лозунг, которым мы отмечаем столетний юбилей величайшего представителя германской классической философии.
1 Logos, 1929, Bd. XVIII, Hf. 2, S. 293.
2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 93.
3 Levy H. Die Hegel-Renaissance in der deutschen Philosophie mit
besonderer Beriicksichtigung des Neukantianismus. Scharlottenburg,
1927.
4 Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik. Hrsg. von G. Lasson. Leip
zig, 1923, Bd. II, S. 477—478.
5 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 193.
6 Там же, с. 195.
7 Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik, Bd. II, S. 478.
8 Ibid., S. 481.
9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 295.
10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 419.
11 Там же, с. 416.
12 Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber die Philosophie der Weltgeschich-
te. Hrsg. von G. Lasson. Leipzig, 1917, S. 522.
13 Ibid., S. 519.
14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422—423.
i4 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 48, с 226—227.
216
Гегель 1осударство и право
1 Hegel G W F Grundlinien der Philosophie des Rechts Hrsg von G Lasson Leipzig- 1911, § 258, S 306
Ibid, § 49, S 85 j
Ibid, § 46, S 81 <• 1
Ibid, § 48 S 83 • \
Ibid, § 124 S ^62 Ibid, § 185 S 243 Ib d § 182 S 24i
Ленин В И Рота собр соч, т 25 с 264 Ленин Ъ И Поли собр соч, т 26 с 162—103 Hegel G W F Grundlinien der Philosophie des Rechts, § 189, S 248—250 Ленин В И Поли юбр соч, т 25, с 49
СОНИ i
I f (
J>
I*,