Общая теория права и марксизм 15 страница

Впрочем, для Гегеля не скрыто основное грозное про­тиворечие, которое в то же время составляет основу бур­жуазного общества,— превращение все большего и боль­шего количества трудящихся в пролетариев. Этой пробле­ме посвящен знаменитый § 243 его «Философии права». Там мы 'титаем: «Гражданское общество, находясь в беспрерывной деятельности, развивает внутри себя насе­ление и промышленность. Поскольку связь людей стано­вится все более всеобщей благодаря их потребностям, а также способам доставления и изготовления средств их удовлетворения, на одной стороне возрастает накопле-


Гегель. Государство и право


213


ние богатств, ибо из этой удвоенной всеобщности извле­кается наибольшая выгода, па другой стороне увеличива­ются обособление и ограниченность отдельных работ, а вместе с тем зависимость п нужда привязанного к этой работе класса, с чем связана несп хобнэсть ощущения и наслаждения дальнейшей свободой и в особенности ду­ховными преимуществами гражданского общества».

В следующем параграфе Гегель развивает эту же тему. Он указывает на наличие в гражданском общест­ве значительной массы людей, которые едва обеспечены необходимыми средствами существования. Гегель называ­ет их презрительно «чернью». Его мещански-филистер­ский реакционный дух проявляется в этом случае с особой силой. Более всего беспокоит Гегеля то умонастрое­ние, которое порождается нищетой и которое проявляет­ся «во внутреннем возмущении против богатых, против общества и против правительства». Гегель заканчивает этот параграф зловещим напоминанием, «что важнейший вопрос, как справиться с нищетой, преимущественно дви­жет и мучит современное общество».

В настоящий момент, когда капитализм обрекает па нужду и голод десятки миллионов людей, буржуазным неогегельянцам не мешает вспомнить это указание стари­ка Гегеля. Гегель указывает, что при «избытке богатств гражданское общество недостаточно богато, чтобы преду­предить нищету». Гегель ищет спасения от противоречий в сословно-корпоративной системе и в захвате колоний, Эти рецепты Гегеля, которые он давал сто лет назад, не менее нелепы, чем те, которые выдвигаются ныне све­тилами буржуазной науки. Ни колониальный грабеж, ни чудеса «организованного» капитализма, ни фашистское корпоративное государство не оказались в состоянии пре­дупредить кризис.

Гегель призывал изучать противоречия гражданского общества на примере Англии, теперь он мот бы указать на весь мир, кроме единственной страны, которая пошла по революционному пути разрешения противоречий капи­тализма, по пути Маркса и Ленина, которые восприняли революционную сущность диалектики, отбросив ее мисти­ческую, идеалистическую шелуху, которые взяли у Ге­геля то, что возвышало его над эпохой, отбросив то, в чем проявилась его историческая ограниченность.»


214


Гегель. Государство и право


Гегель рассматривал историю человечества как дви­жение мирового духа. В его «абсолютной всеобщности,— писал он,— получают свою истину и свое определение отдельные народы, выступающие на сцене мировой исто­рии». Каждый из народов истолковывает и осуществляет один из моментов, одну из ступеней движения мирового духа. Это насквозь идеалистическое воззрение на историю послужило основой для идеологии национализма и для деления наций на исторические, или избранные, нации и неисторические, обреченные играть пассивную роль в развитии человечества. Но наряду с этой реакционной стороной философия истории Гегеля представляет собой грандиозную попытку найти общие закономерности исто­рического процесса и наиболее широко, полно и всесто­ронне применить принцип развития.

Эту положительную сторону гегелевской философии истории материалистически переработал и развил даль­ше революционный марксизм, создав подлинную науку об обществе.

«Так как эту науку,— писал Ленин,— строили, во-первых, экономисты-классики, открывая закон стоимости и основное деление общества на классы,— так как эту науку обогащали далее, в связи с ними, просветите­ли XVIII века борьбой с феодализмом и поповщиной,—• так как эту науку двигали вперед, несмотря на свои реакционные взгляды, историки и философы начала XIX века, разъясняя еще дальше вопрос о классовой борь­бе, развивая диалектический метод и применяя или начи­ная применять его к общественной жизни,— то марксизм, сделавший ряд громадных шагов вперед именно по этому пути, есть высшее развитие всей исторической и эконо­мической, и философской науки Европы» .

Мировая история, по Гегелю, это создание нового, со здание его действием, которое отвергает установленное, старое, обычное, восстает против него. История — это революционный процесс, совершающийся с железной не­обходимостью. Но носителями этой необходимости, дей ствующими лицами этой революционной борьбы являются не народы, как думал Гегель, а классы. Они являются выразителями той или иной эпохи.

Философия истории Гегеля — это высший предел об­общающего взгляда на всемирную историю, которого мог-


Гегель. Государство и право


215


ла достигнуть буржуазия. После Гегеля буржуазная фи­лософия истории уже не поднималась на такие высоты. Следующим шагом мог явиться и явился только «Комму­нистический манифест».

Философия Гегеля представляет собой одно из вели­чайших достижений человеческой мысли XIX в., ибо она дала для своего времени наиболее полное, всестороннее и глубокое понимание развития. Но только меныпевист-вующке идеалисты вроде Деборина и его школы33* мо­гут думать, что гегелевская диалектика — это последнее слово философской мысли, что Марксу и Ленину доста­точно было отбросить идеалистическую систему Гегеля и взять его метод. Этим в корне извращается отношение марксизма-ленинизма к гегелевской философии и прокла­дывается путь реставрации идеализма. Не Гегель сам по себе, но материалистическая переработка Гегеля Марксом и Лениным, материалистическая диалектика как оружие революционной борьбы за свержение капитализма, за дик­татуру пролетариата, неразрывная связь этой единствен­но последовательной материалистической философии с за­дачами эпохи, с борьбой нашей партии, с победоносным строительством социализма в СССР и зреющей мировой пролетарской революцией — вот наш боевой лозунг, кото­рым мы отмечаем столетний юбилей величайшего пред­ставителя германской классической философии.

1 Logos, 1929, Bd. XVIII, Hf. 2, S. 293.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 93.

3 Levy H. Die Hegel-Renaissance in der deutschen Philosophie mit
besonderer Beriicksichtigung des Neukantianismus. Scharlottenburg,
1927.

4 Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik. Hrsg. von G. Lasson. Leip­
zig, 1923, Bd. II, S. 477—478.

5 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 193.

6 Там же, с. 195.

7 Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik, Bd. II, S. 478.

8 Ibid., S. 481.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 295.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 419.

11 Там же, с. 416.

12 Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber die Philosophie der Weltgeschich-
te. Hrsg. von G. Lasson. Leipzig, 1917, S. 522.

13 Ibid., S. 519.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422—423.

i4 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 48, с 226—227.


216


Гегель 1осударство и право


1 Hegel G W F Grundlinien der Philosophie des Rechts Hrsg von G Lasson Leipzig- 1911, § 258, S 306

Ibid, § 49, S 85                                                                                           j

Ibid, § 46, S 81                                                                             <•          1

Ibid, § 48 S 83                                                                                    • \

Ibid, § 124 S ^62 Ibid, § 185 S 243 Ib d § 182 S 24i

Ленин В И Рота собр соч, т 25 с 264 Ленин Ъ И Поли собр соч, т 26 с 162—103 Hegel G W F Grundlinien der Philosophie des Rechts, § 189, S 248—250 Ленин В И Поли юбр соч, т 25, с 49

СОНИ   i

f (

 J>

I*,






































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: