Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 8 страница

7. Воле приписываются функции и содержание других явлений. Еще в 1959 году А.А. Люблинская писала: «Воля – способность к выполнению разумных целенаправленных действий» [12, с. 473]. В учебнике «Психология» И.В. Дубровиной говорится: «Воля – это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей» [6, с. 215-223]. «Воля – механизм сознательного и преднамеренного управления человеком своего поведения», - пишет В.М. Аллахвердова и др.[1, с. 472]. По мнению А.В. Морозова, «Воля – свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками» [15].

В этих высказываниях утверждается, что воля осуществляет сознательное управление поведением, действиями, деятельностью человека. Однако всем этим управляет психика, а не воля. Она, как сказано выше, даже может отсутствовать при этом.

8. Ученые с читают, что воля проявляется в чертах характера. «Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость)», - написано в учебнике «Общая психология» [5, с. 156].

«Воля – это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Надо развивать не абстрактную волю, и даже не абстрактную силу воли, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества)», - считает Е.П. Ильин [9].

Эти авторы черты характера называют проявлениями воли. В действительности, наоборот, черты характера проявляются в волевых действиях и поступках. Возьмем выдержанность. При наличии этой черты человек, как правило, совершает такие волевые действия: не «делает импульсивных, малообдуманных реакций, не поддается искушению, подавляет сильные влечения, желания и т.д.» [9].

9. Утверждается, что воля проявляется в умениях. В учебнике «Возрастная и педагогическая психология» говорится: «Воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия» [14, с. 161]. Так считал и А.С. Макаренко. Он писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно» [13, с. 463; 6, с. 215-223].

Умение находится в психике. То, что находится в психике: знания, убеждения, мировоззрение, отношения, в том числе и умения не являются проявлениями чего-то, а сами проявляются. Умения в числе других элементов психики участвуют в «создании» воли, но не являются ее проявлением. Воля проявляется в действиях, поступках, деятельности.

Таковы основные ошибки в объяснении воли.

Эти ошибки задерживают развитие науки, затрудняют формирование у педагогов научного мировоззрения, ухудшают работу практических работников. Поэтому необходимо вовремя избавляться от них.

Для нас воля – это функция психики, обеспечивающая человека желанием и силой бороться с трудностями. Под словом «трудности» подразумеваются те действия, для совершения которых требуются большие усилия, терпение, выдержанность, настойчивость, самоотверженность, мужество и т.д. Трудно отказаться от привычных образцов, действий, стереотипов, личных благополучий, удобств, приятных занятий, увлечений, хобби и т.д.

Главную роль в возникновении воли играет «волевой блок» психики. При этом основная нагрузка падает на черты характера (ученые их называют «волевыми качествами»). «Волевых качеств» насчитывается огромное множество, которые можно подразделить на две группы, - пишут Т.А. Ратанова и И.А. Домашенко. – К первой группе относятся волевые свойства, которые характеризуют личность со стороны активности, возбуждения, а ко второй группе – те, которые характеризуют тормозные свойства личности.

Основные волевые качества первой группы:

- целенаправленность;

- настойчивость;

- решительность;

- инициативность;

- смелость;

- исполнительность.

Ко второй группе волевых свойств можно отнести следующие:

- выдержка;

- дисциплинированность;

- самостоятельность;

- организованность.

…Из других волевых качеств, кроме охарактеризованных выше, можно назвать деловитость, энергичность, выносливость, стойкость и пр.» [20, с. 128].

Данный список можно дополнить такими чертами, как терпеливость, ответственность, уверенность, самоотверженность, доброжелательность, оптимизм и т.д.

Каждая черта вносит свою лепту в «создании» воли. Возьмем, например, уверенность, Уверенный в себе человек смело берется за дело, делает все для того, чтобы успешно завершить его. Уверенность как стержневая черта порождает ряд других «волевых качеств», таких, как инициативность, оптимизм, последовательность, настойчивость, решительность [21, с. 210].

Вторая стержневая черта характера – ответственность вызывает выдержанность, целенаправленность, трудолюбие, внимательность, сознательность, терпеливость, смелость и т.д. Все они участвуют в формировании воли [21, с. 210].

При наличии третьей стержневой черты – активности в самосовершенствовании - в психике появляются следующие «волевые качества»: деловитость, любознательность, сообразительность, дальновидность, самокритичность и другие, без которых воля была бы некачественной.

Есть еще четвертая стержневая черта характера – прогрессивность, которая порождает непримиримость к отрицательному, правдивость, честность и ряд других качеств [21, с. 210].

Благодаря вышеназванным стержневым чертам характера в психике образуется «миниблок», состоящий из набора черт, служащий базой для появления волевой функции психики. Отсутствие или слабая сформированность той или иной стержневой черты приводит к отсутствию или слабости ряда других черт, из-за чего ухудшается сила воли. «Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности, - пишут авторы учебника «Психология» А.В. Дубровина и др. – Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами» [6, с. 215-223].

Однако для возникновения волевой функции кроме черт характера психике нужны и другие компоненты: знания, умения, эмоции, отношения, убеждения, идеалы, и т.д. Их роль в этом деле осуществляется в трех аспектах: а) они способствуют возникновению и усилению соответствующих черт характера; б) каждый из них по мере своих возможностей обогащает волевую функцию психики; в) взаимодействуя друг с другом делают функцию полноценной. Возьмем, например, убеждения. Они, во-первых, способствуют усилению уверенности, оптимизма, настойчивости и т.д. Во-вторых, не допускают сомнений, ошибок в действиях, поступках. Знания, умения помогают совершать действия без лишних, ненужных затрат, оптимальным путем преодолевать препятствия, не позволяя воле ослабевать. В формировании воли участвуют эмоции. Они в качестве любопытства, желания, стремления превращаются в движущие силы деятельности, поведения, в которых содержится воля. Сознание направляет волю человека на прогрессивную цель. При недостаточном развитии сознания люди могут использовать волю для совершения противоправных действий. Бывают преступники с сильной волей.

Все сказанное свидетельствует о том, что воля не является простым явлением. Она – функция психики, возникающая в результате взаимодействия многочисленных ее элементов. Она – реальность, поэтому сомневаться в ее существовании не стоит.

Воля имеет силу. Ее сила зависит от уровня развития психики. Поэтому для того, чтобы развивать волю, необходимо совершенствовать психику: обогащать ее теми элементами, которые необходимы для возникновения воли. А психика совершенствуется с помощью педагогического процесса. Следовательно, для развития воли требуется качественная организация педагогического процесса.

Воля имеет значение. «Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком», - говорится в учебнике Р.С. Немова «Общие основы психологии [16, с. 427].

 

Литература

 

1. Аллахвердова В.М. и др. Психология: учебник / В.М. Аллахвердова, С.П. Безносов, В. А. Богданов и др. / отв. ред. А. А. Крылов. – М.: Проспект: Велби, 2004. – 752 с.

2. Батыршина А.Р., Мазилов, В.А. Историческая представленность категорий «воля» и «волевая реакция» в отечественных учебниках психологии / А.Р. Батыршина, В.А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. - №4. – Т. II. – С. 214-222. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/43.pdf

3. Большой психологический словарь - Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/большой-психологический-словарь /воля

4. Википедия. – Режим доступа: https: // ru.wikipedia.org / wiki/Воля_(психология).

5. М.В. Гамезо, и др. Общая психология: учебно-методическое пособие / М В. Гамезо, B.C. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy121.htm

6. Дубровина И.В. и др. Психология: учеб. для ср. спец. уч. зав. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 464 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5250556/

7. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. – М., 1998.

8. Игнатьев Е.И. и др. Психология: пособие для педагогических училищ (школьных) / Е.И. Игнатьев, И.С. Лукин, М.Д. Громов. – М., «Просвещение», 1965. - Режим доступа: http: // www.detskiysad.ru /ped/dp088.html

9. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru /preview/4019617/

10. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. - 431 с. – Режим доступа: http: // www.setbook.ru /books/3378269.html

11. Кроль В.М. Психология: учеб. пособие / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2005. – 736 с. – Режим доступа: http: // vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/43.pdf

12. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст) / А.А. Люблинская. – М.: АПН РСФСР 1959. – 546 с. – Режим доступа: http: // vestnik.yspu.org / releases/2014_4pp/43.pdf

13. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. – М., 1957. – Т. IV / А.С. Макаренко - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5250556/

14. Матюхина М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

15. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – СПб.: Изд-во Союз, 2000. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru / preview/3799907/page:48/

16. Немов Р.С. Психология. В 4-х кн.– 4-е изд. - Общие основы психологии. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС. 2003. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/localtxt/nem/ov/psy/ho/lo/gya/14.htm

17. Немов Р.С. Психология: словарь- справочник. / Р.С. Немов. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=32731

18. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: учеб. для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 512 с. – Режим доступа: http://busecca.ru/book/124324.html

19. Психология. Педагогика. Этика: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.В. Наумкина. – М.: Закон и право, Юнити, 1999. – 350 с. – Режим доступа: http://psbatishev.narod.ru/library/01822.htm

20. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека: учеб. для студ. всех специальностей пед. вузов / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко – М.: МГОПУ АНОО НОУ, 1999. – 272 с. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1741834/

21. Сайфуллин Ф.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. В 2-х кн. Кн. 1 / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 264 с. – Режим доступа: http: // www.rulit.me / tag / textbooks/pedagogika-sajfullin-f-a-download-free-416440.html

22. Штейнмец А.Э. Обшая психология: учеб. пособие длс студ. вузов / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 288 с. – Режим доступа: http://www.razym.ru/naukaobraz/obrazov/202613-shteynmec-ae-obschaya-psihologiya.html

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое воля?

2. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении воли?

3. Как вы понимаете утверждение «воля – функция психики»?

4. Составьте характеристику на конкретного волевого человека.

Темперамент

План

1. История изучения темперамента в науке.

2. Понятие о темпераменте.

3. Ошибки ученых в объяснении темперамента.

4. Виды темперамента и их характеристики.

5. Влияние воспитания на темперамент.

«Идея и учение о темпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V в. до н.э. Гиппократ дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы (слизи) и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей – сангва (кровь), флегма (лимфа, или слизь), хоул (жёлтая желчь), мелан хоул (черная желчь) – получили свои названия введённые Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический» [6].

С тех пор темперамент является одной из активно изучаемых тем в науке. Ему посвятили свои исследования знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.), Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, В. М. Русалов, Я. Стреляу, В.Д. Небылицын и другие.

Несмотря на это «до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешённых проблем современной психологической науки» [4, с. 553].

Ученые не имеют ясных представлений о нем. В объяснении его ими допускаются ошибки.

1. Темперамент объясняется как совокупность психических свойств человека. «Б.М. Теплов даёт следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой» (Теплов Б.М., 1985) [4, с. 553]. «Темперамент – совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определённый психический тип», - говорится в «Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова» [17]. Такая мысль содержится и в учебниках психологии. Р.С. Немов пишет: «Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение» [6].

Однако в этих определениях речь идёт не о темпераменте, а об особенностях (свойствах) психики. Между темпераментом и особенностями психики знак равенства ставить нельзя. Темперамент – не психическое, а биологическое понятие. Состояние нервной системы человека, определяемое силой и скоростью (темп) процессов возбуждения и торможения (живых существ) называется темпераментом.

2. Темперамент определяется как «динамические особенности психической деятельности». «Психологический словарь» темперамент называет «закономерным соотношением устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения» [10]. Л.Д. Столяренко, автор учебника «Основы психологии», солидарен с этим мнением. «Темперамент, - пишет он, - это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности [14, с. 292].

Под понятием «психическая деятельность» ученые, обычно, подразумевают ощущения, восприятия, представление, мышление, внимание, волю и т.д. Однако «темп, быстрота, ритм, интенсивность деятельности психических процессов и состояний, степень эмоциональности» зависят не только от типа нервной системы – темперамента, но и от состояния других частей тела человека, от его воспитанности, желания, от качества усвоения умений, навыков и т.д. Поэтому темперамент не является «характеристикой человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности».

3. Темперамент считается психобиологической категорией. «По мнению В.М. Русалова, темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врождёнными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщённую, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств… По его мнению, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определённом объекте или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро протекают соответствующие психические процессы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его переключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию» [4, с. 560].

Как видно, В.М. Русалов и его последователи, считая свойства темперамента (нервной системы) не полностью врождёнными, допускают ошибку. Руководствуясь этой ошибкой, они утверждают, что «типичные особенности протекания психических процессов и поведения» человека являются свойствами его темперамента. Следовательно, они не различают темперамент от его проявления, от влияния его на психику и поведение.

Темперамент, действительно, влияет на психику и на поведение. Однако особенности психики и поведения, возникшие в результате такого влияния, не могут считаться особенностями (свойствами) темперамента. К тому же на психику и на поведение человека могут повлиять одновременно с темпераментом и другие факторы: психическое состояние, погода, окружающие люди, возраст, здоровье и т.д.

Поэтому темперамент не является психобиологической категорией. Он, как было сказано выше, - чисто биологическое (физиологическое) понятие, используемое для характеристики врождённой нервной системы человека.

4. П роявление темперамента понимается ограниченно. В «Социологическом словаре» написано: «Темперамент проявляется в темпе, ритме, интенсивности, напряжённости и т.д. психических процессов»[13]. Однако спектр проявления темперамента достаточно широк. Он проявляется и в движениях, действиях, деятельности, поведении, во взглядах, походке, в функциях организма, в продолжительности жизни и т.д.

5. Неправильно определяется структура темперамента. « В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность, - говорится в «Большой советской энциклопедии». - Общая психическая активность индивида характеризует «динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент темперамента - эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты «эмоциональности» - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность - быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность – скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим» [1].

«В.М. Русалов рассматривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргичности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, выступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску. Под эргичностью Русалов понимает степень напряженности взаимодействия человека с предметной средой. Социальная эргичность отражает степень напряженности с социальной средой (миром людей). Пластичность проявляется в степени легкости перехода с одних предметных программ поведения на другие. Социальная пластичность отражает лёгкость перехода с одних социальных программ поведения на другие. Индивидуальный темп характеризует скорость реализации поведенческих предметных программ, визуальный – скорость реализации социальных программ. Эмоциональность понимается как чувствительность. Эмоциальность социальная – чувствительность в социальных контактах» [7, с. 375-376].

Выявление структурных компонентов означает поиск ответа на вопрос «из чего состоит темперамент?» К сожалению, в приведённых цитатах нет ответа на этот вопрос. Темперамент не состоит из а) общей активности индивида; б) двигательных проявлений; в) эмоциональности. В его структуре нет и а) эргичности; б) пластичности; в) темпа; в) эмоциональной чувствительности. Они, скорее всего, являются свойствами темперамента. Потому что отвечают на вопрос «каковы свойства темперамента?»

Темперамент состоит из процессов а) возбуждения, б) торможения нервной системы. Сочетание силы и скорости этих двух взаимосвязанных процессов в разных вариантах создают типы темпераментов.

6. Неправильное описание видов темпераментов. « Ещё с древних времён было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический» [4, с. 554].«Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу даёт следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбуждённо откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т.е. является экстравертом.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов – интроверты [4, с. 563-564].

Столяренко Л.Д. темпераменты описывает следующим образом:

«Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлёкшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъёма настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник– человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьёзных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик– человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности [14, с. 289-290].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: