География цветной металлургии

 

 Учебно-воспитательные цели:

1) Назвать главные факторы размещения цветной металлургии.

2) Выделить основные проблемы металлургии, характерные для развития хозяйства страны.

3) Рассмотреть крупные базы цветной металлургии на территории страны.

 

Оборудования: карты атласа 9 класс отраслевая карта «цветная

                      металлургия России», карта «Минеральные

                      ресурсы России».

 

                                    Ход урока.

 I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Тестированный опрос:

1. Основной продукцией черной металлургии являются:

а) чугун б) чугун и сталь в) чугун, сталь, прокат.

2. Бездоменная технология получения металла применяется на

   металлургических предприятиях в городах:

   а) Старый Оскол.

б) Старый Оскол, Липецк.

в) Старый Оскол, Липецк, Нижний Тагил.

 

3. Для размещения черной металлургии по территории России                        характерна:

 а) относительная равномерность.

 б) высокая степень концентрации производства.

4. Допишите определение: «Группа металлургических заводов,

 использующих общие источники сырья и топлива, называется…»

5. Основные металлургические базы России:

а) Уральская. 

   б) Уральская и Сибирская.

   в) Уральская, Сибирская и Южная.

6. Самыми крупными запасами железных руд располагает           

  металлургических комбинатов ориентация на:

  а) сырьё

  б) сырье и топливо

  в) сырьё, топливо и потребителя.

7. Какие исходные продукты необходимы для производства металла:

  а) уголь

  б) уголь и вода

  в) уголь, вода, железная руда

8. Допишите определение: «Металлургия- совокупность отраслей, производящих разнообразные…»

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

- Значение и роль цветной металлургии

- Сырьё для работы цветной металлургии

В России сосредоточено 11% мировых запасов меди, 12% свинца,

16% цинка, 21% кобальта, 27% олова, 31% никеля, значительна и добыча руд.

Например, добыча кобальта и никеля в России составляет более 30% от мировой. Но многие виды цветных металлов и их руд Россия вынуждена завозить (алюминиевые руды (бокситы),

ртуть, сурьму).

- Факторы размещения цветной металлургии.

Задание1: Найдите на карте атласа основные районы добычи

               медных руд и центры их производства. Какой вывод

               можно сделать?

 

 (Производство тяжелых металлов приурочено к районам их добычи. Это связано с низким содержанием металла в рудах.)

Задание 2: Найдите на карте атласа и приведите примеры

                   крупнейших алюминиевых заводов. Рядом с какими

                   ГЭС они расположены?

 (Предприятия по производству легких металлов сосредотачиваются у источников дешевой электроэнергии.

Например, крупнейшие алюминиевые заводы страны построены рядом с крупными ГЭС.)

- Проблемы характерные для металлургического комплекса.

2. Характеристика баз цветной металлургии. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы (по количеству баз). Каждая группа получает опережающее задание (выполнит творческую работу

 «Описание базы цветной металлургии по плану: 

План:

1. Название базы

2. Географическое положение

3. Крупные месторождения

4. Основные производства

5. Центры

6. Проблемы

       Базы: Уральская (I группа)

                   Европейский Север (II группа)

                   Сибирская (III группа)

                   Дальневосточная (IV группа)

В каждой группе распределяются следующие роли: докладчик, содокладчик, эколог, критик.

1) Ребята обмениваются работами между группами, каждая группа должна в течении 2-3 минут посмотреть работу другой группы и поставит балл (от 1 до 5) за оформление работы и раскрытие темы, а так же сформулировать 1-2 вопроса по творческой работе.

2) От каждой группы выступает докладчик, его дополняет содокладчик. Кратко заполняется таблица в тетрадях и на доске

 

Название     базы            Географич. положение Крупные месторождения Основные производства Центры   Пробле- мы

 

Экологические проблемы освещает эколог. Критики других групп задают вопросы (учитель корректирует их количество - один от группы

и время выступления группы).

 

IV. Закрепление.

Задание по контурной карте.

На контурной карте нанесите границы и центры металлургических

баз России. Обозначьте, какими источниками сырья и энергии они            

используются.

V. Домашнее задание.

& 8, завершить работу в контурной карте.

 

 

 

8 Тема: «Химическая промышленность»

Цели: Знать специфику химической промышленности, особенности размещения. Уметь составлять схему межотраслевых связей химической промышленности, приводить примеры по сохранению природы, анализировать карту химической промышленности.

 

Оборудование: Экономическая карта России, карта «Химическая промышленность», коллекция «Химическое сырье», атласы.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1)Учащиеся получают карточки с вопросами. На обдумывание 2-3 минуты.

Карточка№1

1.В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?

Карточка№2

1.Составьте схему «Состав металлургического комплекса».

Карточка№3

1.Заполните схему межотраслевых связей металлургии.

 

Работа с картой.

2)Показать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснить факторы их размещения.

 

III. Изучение нового материала.

1) Химическая промышленность-крупная отрасль, использует в производстве (природное минеральное и растительное) сырье. Ведущую роль играет химическая промышленность наравне с энергетикой и машиностроением, т.к. определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

2) Задание:

-Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельная работа с текстом учебника (параг.7 стр33) Выявить три особенности химической промышленности.

3)Определение факторов размещения предприятий и их география.

Задание:

-Работая с текстом учебника и атласом карта «Химическая промышленность», заполните таблицу «Химическая промышленность».

Отрасль Продукция Факторы размещения Центры
1.горно-химическая     аппатиты фосфориты калийная соль у сырья усырья у сырья Хибины Егорьевское Соликамское
2.Основная химия Калийные удобрения Азотные удобрения     Серная кислота у сырья   у потребителя и сернокислотных заводов   у потребителя Соликамск Березняки Воскресенск   Новомосковск, Щекино, Тольятти, Новгород, Магнитогорск
3.Химия органического синтеза Синтетический каучук     Шины     пластмассы     химия волокна у сырья нефтепровода     к производству каучука   к потребителю и к НПЗ   водоемкое-энергоемкое Ефремов, Ярославль, Тольятти, Казань, Воронеж Киров, Нижнекаменск, Воронеж, Омск Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево. Тверь, Клин, Саратов.

 

Основные базы химической промышленности России:

1.Северо-Европейская

2.Центральная

3.Урало-Поволжская

4.Сибирская

4)Работа с картой и текстом учебника по группам.

Определите:

1) Какое сырье имеет данная база?

2) Какие отрасли здесь представлены?

3) Какие проблемы имеет база?

Вывод: обсуждение результатов.

IV. Итоги урока.

V.Домашнее задание: параг.7 вопросы и задания.

 

 

9 География химической промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: