Представить себе современную жизнь без школ, больниц, магазинов, коммунальных услуг, предприятий питания, музеев, театров и т. д. просто невозможно. Все эти виды предприятий входят в состав сферы обслуживания (сферы услуг) (рис. 50).
Каков состав сферы услуг и особенности размещения
ее предприятий?
Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но в пределах каждого региона — между сельской местностью и городом, даже в пределах крупного города— между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными») районами.
Рис. В учебнике. Сфера обслуживания (социальная инфраструктура)
Размещение предприятий сферы обслуживания определяется и различной частотой спроса на разные виды услуг (сравните каждодневную покупку молока, хлеба с покупкой холодильника или телевизора).
Играет роль и объем спроса на услуги. В селе или поселке не может существовать стационарный театр — его труппе пришлось бы каждый день ставить новую пьесу. А в Москве существует более сотни театров — и на 9 млн постоянных жителей и 2—3 млн приезжих этого не так много.
|
|
Пожалуй, единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное обслуживание.
Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?
Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности (лат. recreatio — восстановление).
Степень развития этой отрасли зависит от запросов и постоянно меняющихся интересов населения, от наличия и возможностей рекреационных ресурсов: удобных пляжей теплых морей, рек и озер, живописных горных ландшафтов, источников минеральных вод, памятников истории и культуры и т. д.
Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, отдых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам, отдых в круизах), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм) и другие. Для каждого из них, естественно, требуется свой набор ресурсов. В наиболее ценных рекреационных районах сочетаются различные виды ресурсов.
В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравнительно немного традиционных мест отдыха. Наибольшей популярностью пользуются Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Сочи», экскурсии в Санкт-Петербург с его окрестностями, Москву и Подмосковье, маршрут «Золотое кольцо России», круизы по Волге, Оби, Лене, Енисею, Кавказские Минеральные Воды.
|
|
Самый известный и самый старый из крупных рекреационных районов России — Кавказские Минеральные Воды. Указом императора Александра I в 1803 г. началось их существование как курортного района. Сейчас в их состав входят города Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки. Основной курортный ресурс — минеральные воды— более 130 источников, из которых эксплуатируется для лечебных целей 90. Кроме того, курортными ресурсами являются и благоприятный климат, и целебные грязи, и, конечно, памятники истории и культуры, в том числе связанные с именем М. Ю. Лермонтова.
В последние годы в мире становятся особенно популярны приключенческий и экологический туризм. Последний учитывает стремление уставших от шума и суеты жителей городов быть поближе к природе, их желание познакомиться с традиционными культурами других народов. Это новое направление позволяет России по-новому оценить свои богатые и разнообразные ресурсы, сформировать новые рекреационные районы и маршруты в средней и северной полосе европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке.
выводы
Сфера обслуживания сопровождает человека всю его жизнь, начиная от родильного дома. Развивается сфера обслуживания очень быстро, в перспективе именно в ней будет расти занятость, увеличиваться число малых предприятий, в том числе семейных.
Большие доходы наша страна может получить от развития рекреационного хозяйства, но с условием сохранения одного из главных ее богатств — рекреационных ресурсов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Подумайте, почему рекреационное хозяйство, во многом связанное с природными условиями, относят к третичному сектору.
2. Составьте перечень предприятий сферы обслуживания, которые посещаете вы и члены вашей семьи ежедневно, периодически (раз в неделю, месяц) и эпизодически (раз-два в год и реже). Сделайте вывод с учетом «экономического расстояния» — затрат времени и стоимости проезда, — удобно ли они расположены от вашего дома.
для разных видов туризма в своем крае. Выделите и овшсты. Чем
индустрия туризма является не только важным источником ' лом строительства, возрождения ремесел и е возможности влияния туризма на развитие
14 Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.
Цели: 1) Обучающиеся должны знать роль транспорта в экономике страны, различные виды транспорта, их преимущества и недостатки; основные понятия данной темы: «транспортная система», «транспортные узлы», «пассажирооборот», «грузооборот»;
проблемы транспорта и перспективы развития.
2) Уметь показывать важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали и узлы.
3) Использовать различные источники географической информации, анализировать экономические карты России и составлять таблицу по результатам сравнения.
Оборудование: учебник 9кл., параграф №14, рис. 20 «Типы транспортных узлов», таблицы №12-14, рис. 21 «Варианты транспортного строительства в азиатской части России», экономические карты России, атлас стр.21 «Железнодорожный транспорт»,
стр. 22 «Автомобильный транспорт», электронное наглядное пособие на диске 9 класс:
«Виды, роль и значение транспорта», опережающее задание: «Транспорт и окружающая среда».
Структура: Комбинированный урок.
Проверка знаний: Организационный момент.
1) Работа у доски: Вычертить схему «Состав инфраструктурного комплекса».
2) Работа по карточкам и тестам.
3) Фронтальная беседа по вопросам:
- Какова роль третичного сектора в экономике России, проблемы его развития?
-Что такое «услуга»? Как различаются услуги по характеру и видам? Приведите примеры.
|
|
Изучение нового материала:
1) Число. Тема урока. Запись в тетрадь.
2) Просмотр учащимися электронного наглядного пособия на диске по теме: «Виды, роль и значение транспорта».
3) Вводная беседа: учитель объясняет на какие вопросы необходимо обратить внимание при просмотре (Вопросы написаны на доске).
а) Виды транспорта. (преимущества и недостатки).
б) Транспортная система.
в) Транспортные узлы.
г) Показатели работы транспорта.
д) Роль разных видов транспорта в транспортной системе.
е) Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности.
4) Беседа по вопросам, работа с текстом учебника, со схемами рис.20-21, анализ таблиц №12 «Структура перевозок и грузооборота различных видов транспорта»,
№13 «Структура перевозок пассажиров и пассажирооборота основными видами транспорта», №14 «Влияние транспорта на размещение отраслей пром-ти.
5)Выполнение у доски и в тетрадях опорной схемы:
Виды транспорта |
Универсальные |
Специализированные |
- железнодорожный - трубопроводный
- автомобильный - электронный
- морской
- водный
-воздушный
6) Запись в тетрадь новых понятий:
Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Транспортные узлы- пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
Работа с рис.20 учебника «Типы транспортных узлов».
Грузооборот (т.км)- произведение количества перевезенного груза на дальность его перевозки.
Пассажирооборот- произведение количества перевезенных пассажиров на дальность перевозки. (работа с таблицами №12,13).
Запись в тетрадь:1 место- Грузооборот 55%- трубопроводный транспорт.
Перевозка грузов 42%- железнодорожный.
1 место- Пассажирооборот 34%- железнодорожный транспорт.
|
|
Перевозка пассажиров 76%- автомобильный транспорт.
7) Показатели работы транспорта: грузооборот, пассажирооборот, себестоимость,
скорость перевозок, грузоподъемность, влияние природных условий на его работу. (запись в тетрадь)
8) Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности.
Работа с таб. №14 учебника.
9)Учебное исследование по картам: анализ экономических карт России, атлас стр. 21,22,
рис. 21 учебника, демонстрация экономической карты России учителем. Показ важнейших Ж/Д и автомобильных магистралей и узлов (Транс- Сибирская ж/д, Байкало- Амурская, Амуро-Якутская, Печорская).
Закрепление:
1)Составление таблицы по результатам сравнения карт и работа с текстом учебника
Виды транспорта | Особенности (преимущества и недостатки) | Проблемы и перспективы развития. |
2) Организация дискуссии с учащимися о проблемах транспорта и перспектива развития.
Учащиеся приводят свои доводы и обосновывают их.
3) Прослушивание сообщения: «Транспорт и окружающая среда».
4) Подведение итогов урока: Что вы узнали сегодня на уроке.
Оценки учащихся.
Домашнее задание:
параграф №14, вопросы, таблица в тетрадях, атлас стр.21-22.
15 Другие виды транспорта. Связь.