Тема: Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Представить себе современную жизнь без школ, больниц, магазинов, ком­мунальных услуг, предприятий питания, музеев, театров и т. д. просто не­возможно. Все эти виды предприятий входят в состав сферы обслужива­ния (сферы услуг) (рис. 50).

Каков состав сферы услуг и особенности размещения

ее предприятий?

       Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предос­тавляемых услуг различаются не только по регионам, но в пределах каж­дого региона — между сельской местностью и городом, даже в пределах крупного города— между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными») районами.

Рис. В учебнике. Сфера обслуживания (социальная инфраструктура)

Размещение предприятий сферы обслуживания определяется и раз­личной частотой спроса на разные виды услуг (сравните каждоднев­ную покупку молока, хлеба с покупкой холодильника или телевизо­ра).

       Играет роль и объем спроса на услуги. В селе или поселке не может существовать стационарный театр — его труппе пришлось бы каждый день ставить новую пьесу. А в Москве существует более сотни театров — и на 9 млн постоянных жителей и 2—3 млн приезжих этого не так много.

       Пожалуй, единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное обслуживание.

       Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности (лат. recreatio — восстановление).

Степень развития этой отрасли зависит от запросов и постоянно меняю­щихся интересов населения, от наличия и возможностей рекреационных ресурсов: удобных пляжей теплых морей, рек и озер, живописных горных ландшафтов, источников минеральных вод, памятников истории и куль­туры и т. д.

       Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, от­дых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам, от­дых в круизах), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм) и другие. Для каждого из них, естественно, требуется свой набор ресурсов. В наибо­лее ценных рекреационных районах сочетаются различные виды ресурсов.

       В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравни­тельно немного традиционных мест отдыха. Наибольшей популярностью пользуются Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Со­чи», экскурсии в Санкт-Петербург с его окрестностями, Москву и Подмос­ковье, маршрут «Золотое кольцо России», круизы по Волге, Оби, Лене, Енисею, Кавказские Минеральные Воды.

Самый известный и самый старый из крупных рекреационных районов России — Кавказские Минеральные Воды. Указом императора Александра I в 1803 г. нача­лось их существование как курортного района. Сейчас в их состав входят города Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки. Основной курортный ресурс — минеральные воды— более 130 источников, из которых эксплуатируется для ле­чебных целей 90. Кроме того, курортными ресурсами являются и благоприятный климат, и целебные грязи, и, конечно, памятники истории и культуры, в том числе связанные с именем М. Ю. Лермонтова.

       В последние годы в мире становятся особенно популярны приключенче­ский и экологический туризм. Последний учитывает стремление устав­ших от шума и суеты жителей городов быть поближе к природе, их же­лание познакомиться с традиционными культурами других народов. Это новое направление позволяет России по-новому оценить свои богатые и разнообразные ресурсы, сформировать новые рекреационные районы и маршруты в средней и северной полосе европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке.

выводы

Сфера обслуживания сопровождает человека всю его жизнь, начиная от ро­дильного дома. Развивается сфера обслуживания очень быстро, в перспективе именно в ней будет расти занятость, увеличиваться число малых предприятий, в том числе семейных.

Большие доходы наша страна может получить от развития рекреационного хо­зяйства, но с условием сохранения одного из главных ее богатств — рекреаци­онных ресурсов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.                 Подумайте, почему рекреационное хозяйство, во многом связанное с при­родными условиями, относят к третичному сектору.

2.               Составьте перечень предприятий сферы обслуживания, которые посещаете вы и члены вашей семьи ежедневно, периодически (раз в неделю, месяц) и эпизодически (раз-два в год и реже). Сделайте вывод с учетом «экономическо­го расстояния» — затрат времени и стоимости проезда, — удобно ли они рас­положены от вашего дома.

для разных видов туризма в своем крае. Выделите и овшсты. Чем

 

индустрия туризма является не только важным источником ' лом строительства, возрождения ремесел и е возможности влияния туризма на развитие

 

 

14 Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

 

Цели: 1) Обучающиеся должны знать роль транспорта в экономике страны, различные виды транспорта, их преимущества и недостатки; основные понятия данной темы: «транспортная система», «транспортные узлы», «пассажирооборот», «грузооборот»;

проблемы транспорта и перспективы развития.

2) Уметь показывать важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали и узлы.

3) Использовать различные источники географической информации, анализировать экономические карты России и составлять таблицу по результатам сравнения.

 

Оборудование: учебник 9кл., параграф №14, рис. 20 «Типы транспортных узлов», таблицы №12-14, рис. 21 «Варианты транспортного строительства в азиатской части России», экономические карты России, атлас стр.21 «Железнодорожный транспорт»,

стр. 22 «Автомобильный транспорт», электронное наглядное пособие на диске 9 класс:

«Виды, роль и значение транспорта», опережающее задание: «Транспорт и окружающая среда».

 

Структура: Комбинированный урок.

 

Проверка знаний: Организационный момент.

1) Работа у доски: Вычертить схему «Состав инфраструктурного комплекса».

2) Работа по карточкам и тестам.

3) Фронтальная беседа по вопросам:

- Какова роль третичного сектора в экономике России, проблемы его развития?

-Что такое «услуга»? Как различаются услуги по характеру и видам? Приведите примеры.

 

Изучение нового материала:

1) Число. Тема урока. Запись в тетрадь.

2) Просмотр учащимися электронного наглядного пособия на диске по теме: «Виды, роль и значение транспорта».

3) Вводная беседа: учитель объясняет на какие вопросы необходимо обратить внимание при просмотре (Вопросы написаны на доске).

а) Виды транспорта. (преимущества и недостатки).

б) Транспортная система.

в) Транспортные узлы.

г) Показатели работы транспорта.

д) Роль разных видов транспорта в транспортной системе.

е) Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности.

 

4) Беседа по вопросам, работа с текстом учебника, со схемами рис.20-21, анализ таблиц №12 «Структура перевозок и грузооборота различных видов транспорта»,

№13 «Структура перевозок пассажиров и пассажирооборота основными видами транспорта», №14 «Влияние транспорта на размещение отраслей пром-ти.

5)Выполнение у доски и в тетрадях опорной схемы:

 

Виды транспорта

 

       Универсальные 
     Специализированные

                                  

 

 

- железнодорожный                                    - трубопроводный

- автомобильный                                         - электронный

- морской                                     

- водный

-воздушный       

 

 

6) Запись в тетрадь новых понятий:

Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

Транспортные узлы- пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Работа с рис.20 учебника «Типы транспортных узлов».

Грузооборот (т.км)- произведение количества перевезенного груза на дальность его перевозки.

Пассажирооборот- произведение количества перевезенных пассажиров на дальность перевозки. (работа с таблицами №12,13).

Запись в тетрадь:1 место- Грузооборот 55%- трубопроводный транспорт.

                                        Перевозка грузов 42%- железнодорожный.

                        1 место- Пассажирооборот 34%- железнодорожный транспорт.

                                       Перевозка пассажиров 76%- автомобильный транспорт.

7) Показатели работы транспорта: грузооборот, пассажирооборот, себестоимость,

скорость перевозок, грузоподъемность, влияние природных условий на его работу. (запись в тетрадь)

8) Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности.

Работа с таб. №14 учебника.

9)Учебное исследование по картам: анализ экономических карт России, атлас стр. 21,22,

рис. 21 учебника, демонстрация экономической карты России учителем. Показ важнейших Ж/Д и автомобильных магистралей и узлов (Транс- Сибирская ж/д, Байкало- Амурская, Амуро-Якутская, Печорская).

 

Закрепление:

1)Составление таблицы по результатам сравнения карт и работа с текстом учебника

 

Виды транспорта Особенности (преимущества и недостатки) Проблемы и перспективы развития.

 

2) Организация дискуссии с учащимися о проблемах транспорта и перспектива развития.                             

Учащиеся приводят свои доводы и обосновывают их.

3) Прослушивание сообщения: «Транспорт и окружающая среда».

4) Подведение итогов урока: Что вы узнали сегодня на уроке.

Оценки учащихся.

 

Домашнее задание:

параграф №14, вопросы, таблица в тетрадях, атлас стр.21-22.

 

15 Другие виды транспорта. Связь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: