double arrow

VI Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос по вопросам стр. 99.

2. Что означают цифры:

26%,             80%,          85%,             90%,            74%,        10.

3. Работа с контурными картами. Нанести на карту экономические районы и крупнейшие

города Европейской части России..

 

 

VII Итог урока: 1. Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек

Красная – отлично

Синяя – хорошо

Зеленая – удовлетворительно

Желтая – неудовлетворительно

2. А теперь оцените свое настроение также при помощи этих же сигнальных карточек.

3. У кого есть вопросы по теме урока, пожалуйста, задайте их сейчас.

4. Оценки учителя.

 

VII Домашнее задание: параграф 19

Доделать работу по контурным картам

Тема урока: "Восточно-Европейская (Русская) равнина"

Цель:

1. Выяснить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого региона.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности.

3. Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Первый урок

Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой на восприятие темы.

Восточно-Европейская равнина одна из величайших равнин мира. Второе название – Русская равнина не случайно. Она является сердцем России. Ее территория – давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование русской природы воспето А. С.Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративного и прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.

Ребята, нам предстоит выяснить:

Что в природе Русской равнины чарует человека, придает ему духовные и физические силы, влияет на его хозяйственную деятельность?

Чтобы решить познавательную задачу, необходимо исследовать следующие вопросы:

1. Географическое положение и рельеф Русской равнины.

2. Климат и внутренние воды.

3. Природные зоны Восточно- Европейской равнины.

4. Природные ресурсы и их использование.

5. Экологические проблемы Восточно-Европейской (Русской) равнины.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, назначаются консультанты, раздаются карточки с заданиями исследовательского характера. Учитель выступает в роли консультанта.

Исследования учащихся.

Группа 1

Проблемный вопрос: Как географическое положение определяет особенности природы Русской равнины? Как сформировался современный рельеф равнины?

Исследование по теме: Географическое положение Русской равнины.

Задания:

1. На какие особенности природы оказывают влияние Атлантический и Северный Ледовитый океаны, а также большая протяженность равнины с севера на юг?
2. Сопоставляя физическую и тектоническую карты, сделайте вывод: как влияет тектоническое строение на рельеф равнины?
3. Докажите, что современный рельеф равнины – это результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.
4. Отразите полученную информацию на картосхеме:

· площадь и размеры равнины;

· моря, омывающие равнину;

· страны нового Зарубежья, расположенные на Русской равнине;

· возвышенности и низменности, наибольшую и наименьшую высоты;

· древние русские города: Новгород, Псков, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов (Великий), Ярославль, Великий Устюг.

5. Выводы оформите в виде презентации. Сформулируйте ответ на проблемный вопрос.
6. Приготовьте буклет «Древние русские города».





Группа 2

Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат? Как вы объясните слова А. И. Воейкова: «Реки – продукт климата»?

Исследование по теме: Климат и внутренние воды Русской равнины.

Задания:

1. Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:

· под влиянием каких воздушных масс формируется климат равнины?

· проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Каковы значения температур?

· какие факторы являются решающими в распределении январских и июльских температур?

· определите по климатической карте средние температуры января, июля, годовое количество осадков и амплитуду температур в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде. Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность климата?

2. К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Каковы режим и питание рек?

3. Почему большинство крупных озер, а также густая речная сеть находятся на северо- западе равнины?

4. Оформите картосхему, укажите на ней:

· реки: Мезень, Онега, Северная Двина, Нева, Волга, Ока, Кама, Вятка, Печора, Дон, Урал.

· озера: Ильмень, Белое, Ладожское, Онежское, Селигер, Эльтон, Баскунчак.

5. Выводы сформулируйте в виде презентации. Сформулируйте ответ на проблемный вопрос. Приготовьте буклет «Реки и озера Русской равнины».

Группа 3

Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине есть полный набор природных зон?

Исследование по теме: Природные зоны Восточно-Европейской равнины.

Задания:

1. Почему прослеживается четкая смена природных зон на Русской равнине с северо-запада на юго-восток?

2. Почему полоса тундры на Русской равнине узкая?

3. Почему в тундре не растут деревья, а преобладают многолетние растения?

4. В каких пределах изменяются в тайге и в каких – в зоне смешанных и широколиственных лесов следующие климатические показатели: коэффициент увлажнения, средние температуры января и июля, годовое количество осадков. По каким из этих показателей различия двух природных зон (тундры и лесной) особенно заметны? Как это отражается на составе лесов?

5. Почему зона смешанных и широколиственных лесов сужается к востоку?

6. Что такое полесья? Чем заняты полесья?

7. Какое влияние на природу лесостепей и степей оказало вмешательство человека?

8. Какие почвы характерны для этих зон? Почему в степи не растут деревья?

9. Почему зоны полупустынь и пустынь образовались на юго-востоке Русской равнины?

10. Выводы оформите в виде презентации. Сформулируйте ответ на проблемный вопрос. Приготовьте буклет: «Карелия».

Группа 4

Проблемный вопрос: Как использовать природные ресурсы Русской равнины, не ухудшая качество природных ландшафтов? В чем проблема их рационального использования?

Исследование по теме: Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования.

Задания:

1.Чем можно объяснить высокую плотность населения на равнине?

2. Какими природными ресурсами обладает равнина?

3. Какие нарушения природных ландшафтов наблюдаются при добыче полезных ископаемых?

4. Как можно решить проблему рационального использования почв?

5. Как люди пользуются реками и озерами равнины?

6. Оформите картосхему, укажите на ней:

· Печорский и Подмосковный угольные бассейны;

· Волго-Уральский бассейн и Ухтинское месторождение нефти и газа;

· КМА и железные руды Кольского полуострова;

· Егорьевское и Камско-Вятское месторождение фосфоритов;

· апатиты Кольского полуострова.

7. Выводы оформите в виде презентации. Сформулируйте ответ на проблемный вопрос (предложите меры по рациональному природопользованию).

Группа 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: